Тимофей Бахвалов, резидент «Мира ПК» в Китае

 

Тимофей Бахвалов

В Пекине 265 таксомоторных парков, и в них количество машин превышает 66 тыс. Я живу в центре делового района, и потому в основном ежедневные поездки укладываются в 3 км, т.е. в минимальный тариф, который с 2006 г. оставался неизменным и был равен 10 юаням (6,15 юаня = 1 долл.). В 2011 г. ввели дополнительный топливный сбор за расстояния свыше 3 км, но переплачивать приходилось лишь за простой в пробках.

В случае серьезных заторов я, в зависимости от ситуации и погоды, предпочитаю проехаться на велосипеде или же пройтись пешком, ведь даже на просто сидение в машине или спуск и подъем из метро уйдет куда больше времени. К сожалению, в последние два года пешим ходом приходилось добираться все чаще, причем далеко не по собственному желанию. Найти машину даже не в час пик становилось все труднее. И вина тому – рост благосостояния пекинцев. А совершенно невыносимой ситуация стала год назад, когда крупные компании начали давать своим «белым воротничкам» субсидии на такси.

Казалось бы, удобное решение проблемы для особенно спешащих появилось в январе. Вышли полезные приложения для Android и iOS. Механизм их действия простой – пассажир говорит, куда ехать и сколько даст «чаевых». Их размер в среднем составляет 10–20 юаней. Таксисты видят заказ (читайте «заработок») и мчатся к нему. За полгода выпустили целых 12 «шеф-два-счетчика»-аплетов. Но на деле они лишь усугубили ситуацию. В час пик многоголосый мат в адрес пустых такси и умников, стоящих чуть поодаль, но уезжающих почему-то первыми, стал буквально несмолкаемым.

И тогда 1 июня правительство Пекина приняло волевое решение о поднятии цен. За 8 вместо запланированных 20 дней счетчики во всех такси были «перепрошиты». «Базовые» 10 юаней выросли до 14 (1 юань на топливо стали брать автоматом), а каждый дополнительный километр теперь обходится не в 2, а в 2,3 юаня. Обещали, что стоимость поездки в среднем вырастет на 35%. В действительности же мои стандартные 12 юаней с обычными пробками превратились в 19–20 юаней.

Зеленоглазое лето

Спустя две недели правительство Пекина потребовало от разработчиков мобильных приложений «прямого сотрудничества» с четырьмя официальными службами заказа. Взаимодействие подразумевает полную интеграцию и предоставление пользовательских баз и инструментария. Планируется создать единый диспетчерский центр, и 8 из 12 разработчиков сразу же объявили, что согласны на все. Но пока системы интегрируются, приложения запрещены под страхом лишения лицензии.

Уже точно известно, что «нецивилизованная» функция договорных «чаевых » будет удалена. Независимо от того, каким приложением воспользуется или на какой телефон позвонит пассажир, он получит такси в течение получаса по фиксированной цене. Планируется, что она будет равна 5 юаням.

Результат налицо – такого количества свободных машин я не видел с 2006 г. По разным оценкам, для восстановления прежнего спроса на такси понадобится до полугода. В этот период водители недополучат 10–15% своего официального ежемесячного дохода. Ну, а о «чаевых» с мобильных приложений, как я уже сказал, и вовсе можно позабыть навсегда.

За два года дефицита столичные «бараночники» почувствовали себя хозяевами положения. С невежливостью, а то и с вовсе неприкрытым и неадекватным хамством, я (как, отмечу, и все мои знакомые, причем не только иностранцы, но и китайцы) встречался столь регулярно, что не только вежливые, но и просто молчаливые водители стали удивлять. В новой системе менеджмента такси обещают внедрить систему оценок и жалоб, Впрочем, в случае серьезных конфликтов таксиста и сейчас с легкостью лишают лицензии. Но не будешь же звонить диспетчеру по поводу проезжающего мимо пустого такси с огоньком «свободно». Когда же будет достаточно фото номера, описания ситуации или низкой оценки сервиса, то… Под угрозой такого контроля шелковым станет даже самый матерый водитель, и пекинское такси вновь будет удобным общественным транспортом, каким оно было несколько лет назад.

Зеленоглазое лето

Обсуждая другие удобные приложения, отмечу интересный факт. В начале июля прошло первое судебное заседание по делу «IT-компания Shanghai Zhizhen Network Technology против Apple». Еще год назад истец потребовал запретить голосовой помощник Siri, поскольку Apple нарушает его права. В 2006 г. SZNT получила патент на идентичную технологию. Приложением с «искусственным интеллектом» Xiao i Robot в Китае пользуются более 100 млн человек. Напомню, что разработки Siri начались в 2007 г., а в 2010 г. одноименный стартап был куплен Apple. Компания SZNT требует запретить Siri на всех устройствах с iOS версии выше 6.1 и не выдвигает никаких финансовых претензий. Apple, в свою очередь, обратилась в Государственное ведомство интеллектуальной собственности (http://www.sipo.gov.cn) с просьбой аннулировать патент. Решение SIPO будет вынесено в августе, и именно от него будет зависеть решение суда. Отмечу, что Apple уже проиграла одно дело. Год назад за торговую марку iPad она выплатила компании Proview Technology 60 млн долл. Сатисфакции требует и компания Jiangsu Xuebao Daily Chemical, юристы которой настаивают на том, что китайское название «Snow Leopard» Mac OS X совпадает с принадлежащей компании торговой маркой.

Этим летом в Китае вступят в силу два соответствующих закона. Первый увеличит максимальный штраф за незаконное использование торговой марки до 2 млн юаней (с текущих 500 тыс. юаней), а второй позволит регистрировать в качестве торговой марки звуки (такие, например, как звук запуска Windows или мобильников Samsung и Nokia).

Зеленоглазое лето

На июль 2013 г. в Китае зарегистрировано свыше 8,5 млн торговых марок. Ежегодно подается около 1,5 млн заявлений на регистрацию новых торговых марок.

Возвращаюсь к транспорту. К концу года все широкофюзеляжные суда авиакомпании Air China получат широкополосный доступ в Интернет. В ходе тестового полета глава Администрации гражданской авиации Китая Ли Цзясян запостил в микроблог Weibo соответствующую новость и купил два чехла для мобильника через Taobao. Доступ будет осуществляться через спутник. Скорость канала составит 864 кбит/с – более чем достаточно для проверки почты и чтения новостей всем бортом. Набор сайтов и сервисов будет ограничен теми из них, которые не загружают канал. Денег за сидение в Интернете в небесах не спросят. Но использовать можно будет лишь ноутбуки и планшетники – мобильники запрещены.

В конце июня в городе Циндао прошли первые испытания нового высокоскоростного «интеллектуального» поезда. CSR Qingdao Sifang доработала CRH380A (круизная скорость – 350 км/ч, максимальная – 380 км/ч), оснастив его доступом в Интернет, сенсорными панелями, системой электронных билетов и интеллектуальным управлением. Самое главное – вся электроника собственного китайского производства. В моделях CRH380B, CRH380C и CRH380D используются решения компаний Siemens, Hitachi и Bombardier.

Зеленоглазое лето

Основной же «транспортной» новостью лета стало успешное завершение 15-дневной космической миссии Shenzhou X. Работа над ней началась в 1992 г. Общие расходы на ее реализацию превысили 39 млрд юаней. В 2015 г. Китай запустит космическую лабораторию Tiantong-2, в 2018 г. на орбиту выведут основной модуль собственной космической станции, а в 2020 г. планируют закончить строительство 60-тонной многомодульной китайской КС. В провинции Hainan практически завершено строительство нового космодрома. Готова вся инфраструктура, включая тестовые лаборатории. Еще до конца 12-й пятилетки (2015) полеты двух новых грузовых кораблей Changzheng-5 и Changzheng-7 (грузоподъемностью 20 и 13 т соответственно) станут регулярными.

И еще, конечно, поистине планетарными масштабами поражает новый суперкомпьютер Tianhe-2. «Млечный путь 2», построенный при поддержке Государственного университета оборонительных технологий всего за 15 месяцев, в 11 раз превзошел Tianhe-1 по мощности. Tianhe-1 с пиковой мощностью 4,7 Пфлопс возглавлял список суперкомпьютеров TOP-500 в ноябре 2010 г. В конце 2012 г. Tianhe-1 уступил свои позиции американским Sequoia и Titan, а также японскому K. Компьютер Tianhe-2 с пиковой мощностью 54,9 Пфлопс будет использоваться для научных исследований и в прочих областях, требующих огромных вычислительных ресурсов. По оценкам специалистов, он будет оставаться самым мощным в мире вплоть до 2015

г.