Образование, являющееся базисом, на котором строятся карьера и, в значительной степени, жизнь человека, остается одной из наиболее консервативных областей. Со времен Коменского и его классно-урочной системы мало что фундаментально изменилось в школах и университетах. Но, пожалуй, впервые за эти несколько сотен лет система образования действительно стоит на пороге серьезных перемен.
Как легко догадаться, причиной серьезных изменений в образовании стал прогресс и, в частности, его последний виток — переход к информационному обществу. Пласт IT, лежащий в основе этого прогресса, начал влиять на все сферы жизни, и образование не стало исключением. Правда, в основном изменялись только средства. Можно ли называть подлинной революцией в образовании замену доски и мела на проектор, методичек на PDF-файлы и даже учебников на планшеты? Пожалуй, нет, ведь суть осталась прежней. Но такие постепенные замены средств и методов обязательно приведут и к глубинным преобразованиям.
Информатизация процесса образования неизбежно вызывает проявления различных видов страхов перед нововведениями. Не проявится ли негативно перегрузка учащихся информацией? Не произойдет ли из-за тотальной унификации средств и методов образования потеря локальной идентичности (национальной самобытности, уникальных особенностей различных школ и т.д.)? Все эти опасения (отчасти вполне обоснованные) также сдерживают дальнейшие серьезные преобразования в образовательной сфере.
Но существует и еще один источник развития образовательной сферы, который «сверху», если можно так выразиться. Конечный «потребитель» продуктов системы образования, а именно, квалифицированных кадров, — это различные компании-работодатели. В случае с IT-отраслью в интересах компаний максимально широко воздействовать на процесс обучения, чтобы выпускникам, поступающим на работу в современные компании, не требовался обширный и продолжительный процесс адаптации к реальным условиям.
Мы попросили высказать свое мнение по данной проблеме представителей отдельных крупных компаний IT-сектора, которые плотно работают над различными проектами в образовательной сфере. Их отзывы позволяют прояснить текущее состояние дел на поле интеграции информационных технологий и образовательного процесса.
Первым спикером выступил представитель компании HP, Ирина Зорина — руководитель сектора по работе с государственными организациями в образовании, подразделение персональных систем и устройств печати.
«В работе компании HP в образовательном секторе можно выделить две составляющие: содействие IT-образованию и поставка IT-оборудования в составе комплексных образовательных решений.
Несмотря на то что сейчас IT-образование доступно во множестве российских вузов, в стране сохраняется дефицит «готовых» IT-кадров, способных решать задачи сразу же после приема на работу. Причем практически в каждой компании есть техника HP (от простейших принтеров до отдельных серверов или ЦОД), и нам важно содействовать тому, чтобы молодые IТ-специалисты были готовы работать как с эксплуатируемыми, так и с самыми современными технологиями HP. Для этого мы принимаем активное участие в подготовке IT -специалистов, сотрудничая с ведущими университетами.
С 2008 г. HP активно проводит уникальную программу «Международный институт технологий НР (МИТ НР)», направленную на оказание поддержки вузам в подготовке качественных IT-специалистов и обеспечение доступа студентов и преподавателей к технологиям мирового уровня. Для этого в ведущих университетах создаются учебно-научные Центры технологий НР, где предоставляется возможность практического освоения новейших технологий, а также совместно создаются и постоянно актуализируются уже более 40 курсов. Помимо того, для вузов открыта специализированная программа обучения с последующей сертификацией студентов на Accredited Technical Associate (HP ATA) — первую ступень в градации IT-специалистов HP. Программа, которая может быть интегрирована в учебный процесс старших курсов, предоставляет новейшую информацию по четырем IT-направлениям: персональные устройства, сети, сервера и СХД и облачные технологии
Программа «Международный институт технологий НР (МИТ НР)» |
Портфель IT-оборудования для образования – самый широкий в мире, он позволяет решить любые задачи, от построения ЦОД до полного обеспечения учебного процесса персональными системами и многофункциональными устройствами. Для оснащения рабочих мест мы предлагаем надежные компьютеры самых разных формфакторов, среди которых особое место занимают моноблоки HP Compaq Pro 6300. Они не уступают по мощности классическим компьютерам HP и так же легко обслуживаются. Для более ресурсоемких задач, обучения работе с профессиональными приложениями компаний Autodesk, Adobe, DS и других мы предлагаем сертифицированные рабочие станции HP серии Z на базе процессоров Intel Xeon и графических карт Quadro или FirePro.
Моноблок HP Compaq Pro 6300 |
В школах огромной популярностью пользуются мобильные классы, и для этих нужд в нашем портфеле есть ноутбуки диагональю от 11 до 17 дюймов, планшеты и соответствующие тележки и кейсы для совместного хранения, перемещения и зарядки. Для повышения качества и интерактивности учебного процесса на все эти устройства может быть установлена система HP Classroom Manager, позволяющая проводить мониторинг рабочих столов учащихся, а также тестирование и опросы, вести занятия по подготовленному плану и многое другое.
Что касается многофункциональных устройств, то для школ будут интересны струйные бизнес-принтеры HP OfficeJet Pro 276dw. Они гораздо доступнее лазерных устройств и при этом способны осуществлять цветную печать стойкими к воде чернилами даже на плотной бумаге (например, грамоты и обложки), заменяют факс и позволяют выходить на печать практически с любых мобильных устройств, а также распечатывать PDF-файлы напрямую с флеш-накопителей. Для вузов же больше подходят МФУ HP LaserJet Enterprise, дающие возможность построить систему контролируемой печати (по карте студента) с доступом к ресурсам Интранета на большом сенсорном экране принтера.
Компания HP уже много лет поддерживает инициативы учебных заведений по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс. Подобные инновационные проекты помогают совершенствовать учебные программы и в будущем позволят подрастающему поколению достичь успехов в построении карьеры IT-специалиста, формируя в стране IT-рынок.»
Как видим, специалист крупнейшей IT -компании в первую очередь отмечает, что в текущем виде система образования не способна подготовить сотрудника, готового к работе «здесь и сейчас». И именно с этой инертностью системы борются в настоящее время компании, сотрудничая с учебными заведениями.
Мария Румянцева, менеджер по отраслевому маркетингу компании Xerox в России, так прокомментировала нашу нынешнюю тему.
«Компания Xerox совместно с партнерами за годы работы в России реализовала более 130 проектов с высшими и средними учебными заведениями. На базе технологий Xerox в образовательных учреждениях внедряются комплексные решения оперативной полиграфии для печати учебно-методической литературы, собственных газет и журналов, информационных и иллюстративных материалов для школьников и студентов и др.
В рамках подобных проектов в учебных заведениях были установлены профессиональное печатное оборудование и ПО для печати, допечатной подготовки и послепечатной обработки. Среди внедренных решений печатные машины промышленного класса, МФУ, программные продукты (например, комплекс допечатной подготовки документов на базе Xerox FreeFlow MakeReady, решение «Полнотекстовая электронная библиотека Xerox», платформа для управления электронным контентом Xerox DocuShare). Подобные проекты были реализованы в федеральных, национальных исследовательских, инновационных и иных вузах (СВФУ, ЮФУ, КФУ, БФУ, НГТУ, СПбГПУ, САФУ, ННГУ и др.), а также в колледжах и школах по всей России.
Xerox WorkCentre 5325 |
Создаваемые Xerox типографии упрощают печать учебно-методической литературы, сертификатов, газет, раздаваемых материалов для занятий. Кроме того, многие учащиеся с большим интересом воспринимают возможность познакомиться с принципами работы издательского центра. Наряду с внедрением программно-аппаратных комплексов компания Xerox сотрудничает с вузами в области подготовки кадров для работы в печатной отрасли. В частности, представители компании регулярно проводят лекции в Московском государственном университете печати имени Ивана Федорова, где рассказывают студентам, будущим полиграфистам, о последних тенденциях развития печатных технологий.
Другим важным направлением деятельности компании являются начинающие развиваться в России вузовские эндаумент-фонды, формирующиеся за счет пожертвований. Доноры эндаумент-фондов — выпускники, благотворители, корпорации и все, кто, так или иначе, заинтересован в развитии вуза. Проценты с этого капитала вуз использует для реализации своих проектов. При правильно выстроенной технологии привлечения пожертвований эндаумент может стать для вуза весьма существенным источником внебюджетных средств. Для персонализированных коммуникаций с потенциальными донорами эндаумент-фондов предназначена платформа XMPie. Она обеспечивает работу с базой данных, подготовку списков рассылки на основе определенных критериев, создание и рассылку графических персонализированных сообщений, анализ результатов проведенных кампаний по привлечению средств. Решение широко используется в мировых вузах, например, внедрение решения XMPie в Университете Торонто привело к увеличению количества доноров на 80%, повышению размера среднего взноса на 30%, а также позволило вдвое уменьшить расходы на почтовые рассылки. В настоящее время компания Xerox реализует подобные проекты и для эндаумент-фондов российских вузов.»
Спикер компании Samsung Electronics Каменев Жамиль, руководитель отдела маркетинга Дирекции корпоративных продаж Samsung Electronics в России, развивает тему информационных технологий в процессе обучения, рассказывая о проекте Samsung School.
«Компания Samsung Electronics уделяет особое внимание развитию новых технологий, отвечая высоким требованиям потребителей и рынка. Изменение традиционных подходов к обучению сейчас особенно заметно. Постоянный рост пользователей цифровых девайсов, переход от бумажных книг к цифровым и в дальнейшем — к интерактивным учебникам, интерактивные школьные доски, бесконечное количество ресурсов с образовательным контентом, в том числе международных, являются основополагающими факторами для перехода на цифровые системы образования.
Уникальный проект Samsung School — это готовое комплексное решение для организации интерактивной формы обучения как в дошкольных классах и средней школе, так и в высших учебных заведениях. Наше решение позволяет учителям легко составлять учебный план, готовиться к урокам и проводить их практически по любым предметам с использованием цифровых учебников и необходимых дополнительных материалов, а также полностью контролировать как учебный процесс в целом, так и действия каждого ученика.
Применение планшетных устройств в совокупности с интерактивной электронной доской и программным обеспечением Samsung не только делает процесс использования цифровых учебников простым и удобным для учителя, но и позволяет организовать весь процесс обучения так, чтобы он стал более интересным и доступным для учеников. А единая система автоматизации методик обучения позволяет реализовать индивидуальное сопровождение каждого ученика, проводить работы в группах, осуществлять тестирование, контролировать выполнение заданий и обеспечивать графическое отображение результатов их выполнения, вести контроль успеваемости и посещения.
Важной особенностью решения является возможность проведения дистанционных уроков, что бывает интересно в ситуациях, когда ученик находится на длительном больничном или уехал с родителями, а также ограничен в передвижениях. Помимо собственного функционала, ПО Samsung имеет инструменты для интеграции с системами дистрибьюции с защитой цифровых учебников, с системами электронных дневников и экосистемами общения учеников с учителями.
Проект Samsung School |
До сих пор мы общались с представителями крупных корпораций, заинтересованных в кадрах «для собственного использования».
Дмитрий Юрьевич Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана, рассказывает нам об интеграции информационных технологий в процесс обучения с позиции учебного заведения.
«Основа обучения в нашем Центре — классические групповые очные занятия, проходящие по расписанию. Очное обучение универсально, оно подходит практически всем. Однако введение инновационных форматов помогло нам распространить возможность обучения и на тех людей, которым очно обучаться по тем или иным причинам затруднительно.
Д.Ю. Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э. Баумана |
1. Вебинары. Мы фактически обеспечили «присутствие» удаленных слушателей в классе очной группы. Благодаря вебинарам можно учиться у лучших московских преподавателей, не приезжая в Москву. Учебный процесс максимально приближен к очному обучению. Слушатели вебинара подключены к очной группе, они видят преподавателя, слышат вопросы, задаваемые другими слушателями, и ответы преподавателя, сами задают вопросы, участвуют в обсуждениях и т.д. В итоге они получают те же знания, что и очники, при колоссальной экономии на дороге и проживании!
На вебинарах охотно учатся и жители Москвы, экономя время, которое пришлось бы тратить в московских пробках. Еще один плюс — наши вебинары доступны и пользователям мобильных устройств.
2. Открытое обучение. На основе видеозаписей наших вебинаров, где практически создается эффект присутствия, мы организовали открытое обучение. Слушателю в классе включают запись. Можно ее перематывать и ставить на паузу, а также выполнять лабораторные работы. Хотя присутствующий в классе преподаватель и ничего не рассказывает, он имеет возможность уделить каждому слушателю практически любое время для исчерпывающей профессиональной консультации.
Зачастую некоторые темы курса слушателю знакомы. Он может их быстро просмотреть, уделив больше времени тому, что ему действительно необходимо. А слушатели открытого обучения в режиме вебинара, вообще, могут смотреть записи в любое удобное время, а по московскому времени только консультироваться с преподавателем.
Поэтому интерес к открытому обучению растет. На Западе существует подобная форма обучения. Но наше ноу-хау заключается в том, что мы делаем запись не «студийную», «вылизанную», а «концертную», живую, показывающую реальное занятие.
Такая система позволяет поместить в класс много людей: одни изучают один продукт, другие — другой. В формате открытого обучения можно учиться на редких курсах, которые не всегда набирают достаточное число слушателей.
3. Очно-заочное обучение — это решение для тех, кто не может учиться по установленному расписанию.
На вводном занятии слушатель получает учебные материалы и первые задания. Дома он в удобное для себя время просматривает запись занятий по курсу и выполняет практические работы. На еженедельных групповых консультациях преподаватель контролирует выполнение заданий и отвечает на вопросы. На финальной консультации делается итоговая работа.
Общее количество учебных часов (очных — с преподавателем, заочных — самостоятельно) в таком формате в 1,5 раза выше, чем при очных занятиях на курсе. Больше времени отведено практическим работам.
И самое главное, в Центре «Специалист» стандарты качества, учебные программы и документы об окончании едины для всех форм обучения.»
Итак, мы познакомились с мнением заинтересованных сторон — будущих работодателей, крупных IТ-компаний, представителей организаций образования. Все они сходятся в одном — современная IT-индустрия предоставляет мощный инструментарий, способный преобразовать классический процесс обучения и даже, более того, изменять его формат, позволяя получать образование в тех случаях, когда обычная система образования ничего не может предложить.