Финал Imagine Cup впервые проходил в России, и, кажется, впервые наша страна осталась вообще без наград и призовых мест.
Этот конкурс стартовал относительно недавно – в 2003 г. Следует заметить, что праздники такого рода часто бывают у селян, а крупные IT-компании нередко спонсируют подобные молодежные мероприятия. Наиболее близким по сути является Intel ISEF – конкурс научных работ для школьников от 13 до 18 лет. Но только ISEF не ограничивает тематику работ, разрешая ребятам демонстрировать достижения хоть в робототехнике, хоть в истории, а на Imagine Cup рекомендуется предлагать проекты, в которых цифровые технологии ставятся на службу (и радость) обществу. При разработке проектов должны использоваться решения Microsoft, что, с одной стороны, абсолютно логично, с другой – накладывает серьезные ограничения. Ведь какой бы огромной ни была вселенная Microsoft, немало возможностей таят в себе и разработки других компаний. Впрочем, для горячих поклонников Android, Linux, OS X и iOS проходит множество иных конкурсов.
Стоит подчеркнуть, что на финал в Санкт-Петербург приехали только самые лучшие команды, победившие на национальных конкурсах Imagine Cup. Всего же в нем участвовали более 500 тыс. студентов из без малого 200 стран мира, т.е. фактически из всех, где у Microsoft есть представительства. При оценке работ учитываются не только их оригинальность и степень продуманности, но и коммерческие перспективы. Последние, правда, бывают далеко не всегда очевидны даже у тех проектов, в которые вложены многие миллионы долларов, но откровенные «бурбуляторы, сделанные для бурбуляции» отсеиваются сразу.
Уровень представленных проектов оказался очень разным. Я входил в состав жюри российского финала Imagine Cup, внимательно присматривался к российским работам и должен сказать, что большинство из них были на самом деле плодом усилий членов команд. Да, многое казалось довольно кустарным, но ребята действительно делали все сами. А вот, к примеру, команды из Китая хотя и привезли на финал довольно сложные проекты, практически полностью готовые к коммерческому внедрению, вряд ли были их настоящими создателями. Например, команда Combine из Поднебесной показала систему, предотвращающую утечки воды в системах водо- и нефтепроводов с помощи сети разнообразных датчиков и счетчиков. Выглядело все крайне убедительно, но работала система на печатных платах абсолютно коммерческого вида, без следов ручной пайки. Да и ребята почему-то начинали слегка «плавать», когда им задавали вопросы, выходящие за пределы, ограниченные вызубренной презентацией…
В финале Россию представляли три команды. Череповецкая Gesis разработала систему на основе сенсора Kinect для реабилитации детей с заболеванием центральной нервной системы и опорно-двигательного аппарата. Московская Out of focus придумала аппаратно-программный комплекс Kinect Magic для создания инновационных презентаций и спектаклей. Наконец, опять же московская Quad Damage приехала с игрой Lasercraft, использующей Windows Phone и специализированное устройство с инфракрасной пушкой и жилетом для создания подвижных игр в городской среде.
Сам я еще с финала в Москве болел за Out of focus. Утренники в детских садах и младших классах школ практически не изменились со времен моего детства, и в наши дни, как 30 лет назад, воспитательница тетя Валя изображает деда Мороза. Kinect Magic позволяет с помощью сенсора Kinect и проектора превратить утренник в яркое интерактивное шоу. Та же тетя Валя может летать, превращаться в животных, перемещаться в волшебную страну – и брать с собой детей. Даже я, человек довольно взрослый, смотрел на готовые сценарии с удовольствием. А дети и вовсе будут в полном восторге. И ведь утренник – это только одна из сфер применения, а их вырисовываются десятки. Да и за коммерческой составляющей дело не станет – сколько по всему миру разбросано детских садов и школ, где надо проводить различные мероприятия малыми силами?
Однако, увы, увы. То ли наши команды действительно слабо выглядели на фоне соперников, то ли подкачал уровень презентаций на английском языке, но ни одного приза россияне не получили. Даже многочисленные спонсоры, среди которых были Mail.ru, KFC, Samsung и Facebook, предпочитали давать свои призовые чеки на кругленькие суммы кому угодно, только не россиянам. Да, наверное, для команд из небогатых африканских стран они были важнее, чем для представителей богатой России. Но все же было в этом что-то неправильное…
В категории «Инновации» победила команда из Великобритании Colinked c проектом SoundSYNK, который объединяет людей посредством «мгновенной социальной сети, посвященной музыке и основанной на близости интересов». Приложение связывает мобильные телефоны с помощью технологии Bluetooth, позволяя им синхронно воспроизводить одну и ту же песню, создавая эффект симфонии. Насколько эффектно, настолько и, боюсь, бессмысленно. Второе место заняли ребята из Словении с проектом интерактивного помощника врача DORA, предоставляющего информацию о пациенте до и во время хирургических процедур. При всем уважении к ребятам, должен заметить, что такие помощники начали внедрять еще в 80-х годах прошлого века, и вряд ли реально сейчас своими руками создать хотя бы что-то, превосходящее уровень, достигнутый к настоящему времени.
В категории «Социальные проекты» победила португальская команда For a Better World – экономичный портативный образец, способный спасти жизнь людям, которым требуется переливание крови при несчастном случае, за 5 мин определяя группу крови пациента. Вообще мгновенно определить группу крови врачи научились довольно давно. Возможно, у партугальцев есть особая изюминка, но совсем инновационным проект не назовешь. Второе место занял проект из Тайваня – Omni-Hearing Solution, использующий Windows Phone как устройство обработки звука, позволяющее с помощью индивидуального частотного фильтра улучшить слышимость для людей с плохим слухом. Я немало времени провел на стенде этой команды и, честно говоря, не понял: зачем огород городить, когда давно уже существуют специальные аппараты с арматурными драйверами и системами из двух-трех микрофонов?
В категории «Игры» победили австрийцы, индонезийцы и французы. Девочкам больше всего нравится индонезийская игра Save The Hamsters для совершенствования математических навыков, героями которой являются потерявшиеся хомяки. Ребята-разработчики и сами были похожи на хомячков – такие же уютные и позитивные.
Команды-победители получили призы в размере 50, 10 и 5 тыс. долл. США за первое, второе и третье место соответственно. Если проекты не умрут сразу же после возвращения домой, этим может не ограничиться: не секрет, что инвесторов, заинтересованных во вложениях в IT-проекты, гораздо больше, чем появляется таковых с хотя бы какой-то оригинальной мыслью и перспективами. Imagine Cup позволяет молодежи из самых отдаленных уголков планеты продемонстрировать свои идеи широкой публике. Ну, а там уж все зависит от самой идеи.
В следующем году финал Imagine Cup пройдет в Сиэтле, неподалеку от штаб-квартиры Microsoft. И сотни ребят, увидев живого Билла Гейтса, наверное, будут спрашивать соседей: «А что это за дядька в очках рядом со Стивом Балмером?».