Евгений Козловский |
Знаете, что меня больше всего порадовало и едва ли не поразило в новом Samsung Galaxy S4, пришедшем на смену Galaxy Nexus, с которым я прожил почти ли не два года? Ни за что не догадаетесь! Возможность делать снимки (кстати, у SGS4 камера на редкость хороша: она почти такая же чувствительная к ночи, как Nokia Lumia 920, и потрясающе, безо всяких настроек и переключений, снимающая просто супермакро), ни на что не нажимая. Ни на специальную кнопку (которой у SGS4 просто нет), ни, к роимеру, на экран. А просто сказав: «Снять!» Поразило потому, что любое нажатие на что угодно на камерофоне непременно приводит к сдвигу, смещению, порой — к смазыванию задуманного снимка. Если, конечно, он и впрямь был задуман. А тут — словечко «Снять», и все снимается, как было установлено. Причем очень быстро.
Не скажу, что прежде я никогда не встречался с аналогичным интерфейсом (помнится, была программа для снятия скриншотов, которая срабатывала так же, правда, не столь четко) или что устройство SGS4 стало первым и/или единственным с таким интерфейсом съемки, — но я обратил на него внимание именно тут.
И коль уж мы коснулись съемки камерофонами и, главное, интерфейса этой съемки, сразу же должен напомнить о фишке, появившейся в телефонных фотоаппаратах (и в некоторых просто фотоаппаратах) так сравнительно давно, что уже забылось, что это суперфишка. И теперь она стала… нормой: наведение на резкость и измерение экспозиции по той точке будущего снимка, на которую ткнешь пальцем! Снимавшие и снимающие, скажем, на зеркалки хорошо помнят, какие манипуляции приходилось производить, чтобы резкость в кадре была не по его центру.
Нужно признать, что голосовые команды, к примеру «Снять», оказались до удивления уместными в контексте фотографирования на SGS4 — но и эта возможность совсем-совсем не новая. Помнится, лет пятнадцать, что ли, назад я познакомился с эдакой забавной программой, сделанной ребятами из МГУ (во всяком случае, их фирмочка находилась на университетских площадях), которая называлась «Голосовая мышь». Даешь голосом команды компьютеру — и они выполняются. Чудо!
Проблема заключалась в том, что, прежде чем командовать, надо было эти команды записать. Собственным голосом, примерно в том же темпе и даже с тем же эмоциональным настроем. Ну, как на моем DECT-телефоне. Но это еще полбеды. Главным было не забыть, какая команда чему соответствует. Помнится, при тестировании «Голосовой мыши» я написал (от руки!) длинную шпаргалку, по которой и пробегал взглядом, намереваясь отдать нужную команду.
Когда же несколько лет назад Google сделала свой потрясающий голосовой поиск, понимающий стопятьсот языков, любые тембры и различные интонации и работавший при этом на удивление четко, выдающий правильные запросы примерно девять раз из десяти (тут, правда, еще и от запросов зависело), то мне показалось, что эта проблема решена! Писать «вслух» статьи, конечно, пока не получалось (и, увы, не удается до сих пор), но давать голосом ответы на SMS и некоторые электронные письма — к такому я, слегка приноровившись, уже привык. Конечно, сделать эту программу удалось только тогда, когда разработчики получили в свое распоряжение неимоверных размеров базу слов и голосов. Подобной возможности во времена «Голосовой мыши», конечно же, в принципе не было — однако на то и прогресс.
Но и здесь крылся подвох: ни одно из пользовательских устройств, не говоря уже о коммуникаторах и даже крутых, сервероподобных ПК, было не в состоянии хранить внутри себя столь объемную базу. И потому следовало соединяться с главным сервером, находящимся где-то там, в Америке. Значит, для использования голосового поиска надо постоянно пребывать в Сети, причем желательно по сравнительно шустрому каналу. Иначе голосовой поиск будет отказывать.
Некоторые производители пытаются, значительно ограничив размеры такой базы, все же спрятать ее внутрь. Но вот у SGS4 появилась очередная интерфейсная фишка, так называемый «голосовой помощник» S-Voice, кое-что понимает и вне Сети. Однако, чтобы дать ответ на чистом русском языке, правда с сильным не то корейским, не то кибернетическим акцентом, первым же делом требует: «Нет Сети. Подключитесь к Сети». А вот фишка WP8 (или, возможно, только ее Lumia-вариант) предлагает прочесть вслух SMS или сообщение из Facebook и потом выясняет, что делать дальше: закончить или, скажем, позвонить абоненту, — даже в автономном состоянии. И должен признаться, я мгновенно привык как к съемке через «Снять», так и к сервису озвучивания посланий, так что почувствовал бы себя весьма обездоленным, пропади он вдруг.
Пустячки? Пожалуй, пустячки — впрочем, голосовой поиск Google, на мой взгляд, вовсе не пустячок, а довольно высокая ступенька на лестнице, ведущей в будущее. Однако они свидетельствуют о некотором кризисе компьютерных интерфейсов. Точнее — портативно-компьютерных. Ибо с настольными компьютерами, с их полноразмерными клавиатурами (к которым мы привыкли, ибо им уже больше ста лет, они пришли от первых пишущих машинок) и большими мониторами, дело обстоит, скажем… терпимо. С малютками же — сплошной швах в смысле антропологического соответствия. В экраны с диагональю в четыре с хвостиком дюйма уже научились упихивать разрешение Full HD (недавно пришла новость и о дисплеях с разрешающей способностью 4K). А вот как содержимое разглядеть и как на таком экранчике быстро печатать, остается пока проблемой, на мой взгляд, даже более сложной, чем проблема резкого роста емкости аккумуляторов.
И я повсюду вижу ростки преодоления этих самых… антропологических… проблем. Лишь первые, несмелые, и пока неизвестно, во что им суждено вырасти и не зачахнут ли они вообще (меньше всего успехов и ростков, по-моему, на ниве печати — разве что диктовка вслух). Однако у того же SGS4 таких ростков оказалось полным-полно. Это и слежение за взглядом (точнее, все же за наклоном головы или самого коммуникатора) для пролистывания текста, и увеличение фрагмента, к которому подносишь палец, не нажимая им на экран, — что в контексте совсем мелких сайтов, рассчитанных в первую очередь на большие мониторы, оказывается едва ли не единственной возможностью хоть что-то прочесть…
Нужно признать, что все это пока работает совсем уж кое-как: текст частенько ползет не туда, куда надо, и вовремя не останавливается. Увеличение вдруг заканчивается отсылкой по адресу, хотя и не было таких планов… Однако практически все новое начиналось проблемно. А вот поди же ты! Сравните нынешнюю… к примеру, Sony Xperia Z с первыми моделями Palm’ов! Разрешение 160х160 точек, мутный монохромный экранчик, батарейка AAA, при замене которой все содержимое сбрасывается в нуль…
И наконец, последним, что недавно меня зацепило, стало то, что дополненная реальность из экстравагантных, чаще игровых, и сугубо военных проявлений начала проникать в нашу портативно-компьютерную бытовую жизнь весомо, грубо, зримо. Например, к картам HERE Maps компании Nokia на тех же Lumia путем регулярного обновления прилетела фишка по имени LiveSight. Теперь мы, включив этот брузер дополненной реальности и наведя объектив коммуникатора на окружающую реальность, получаем вокруг нее (в полуэлипсе внизу) полный набор объяснений вроде «Что? Где? Когда? Как пройти/проехать? По какому телефону позвонить?».
Осталось подождать, когда туда интегрируют «гугловские» же интерьеры заметных мест, и реальность нужными местами (!) начнет раскрывать нам и свои внутренности.
Или, например, навигационная программа Route 66 с фишкой Follow Me, которая не абстрактно, не совсем «по-человечески», стрелками и подсказками, ведет нас к заданному адресу, а просто врисовывает в реальность с фотообъектива виртуальный автомобильчик (цвет и фасон можно выбирать) и ставит его перед вашим. И вам остается лишь… следовать за ним, причем он загодя включает нужный поворотник…
В общем, я надеюсь, что пройдет несколько очень по нынешним реалиям быстрых лет, и наше общение с компьютерами (а они, похоже, только маленькие и останутся) станет не более похожим на нынешнее, чем Palm на Xperia Z. Или на Galaxy S4.