Тимофей Бахвалов, резидент "Мира ПК" а Китае
Тимофей Бахвалов |
Гонконг, Сингапур, Тайвань и Южная Корея – это страны с высокоразвитой экономикой, которые называют «четырьмя азиатскими тиграми». Побывав несколько раз в Гонконге, я давно подумывал о поездке в Сингапур, чтобы получить собственное представление об этом островном городе-государстве…
Сингапур неизменно занимает первое место в рейтинге Transparency International как страна с самым низким в мире уровнем коррупции. Это единственная азиатская экономика с оценкой AAA, которую ей выставила тройка рейтинговых агентств – S&P, Moody’s и Fitch, и со званием самой «свободной» в мире (после Гонконга), присужденным Всемирным банком.
Получение визы в посольстве Сингапура в Пекине заняло два дня. Виза электронная, в паспорт не вклеивается, данные передаются посольством иммиграционным властям Сингапура. На руки выдается лишь лист формата A4, подтверждающий наличие визы для авиакомпании, да и тот не понадобился.
Развитие Сингапура началось с прибытием в страну британца Томаса Стэмфорда Раффлза в 1819 г. Не углубляясь в историю, отмечу, что в то время на острове жили около тысячи человек. Большая часть из них были малайцы и индусы. И еще незаметные два десятка китайцев. Через 40 лет в результате иммиграции население выросло до 80 тыс. И на китайцев уже приходилось… больше половины!
Сейчас население острова составляет 5,4 млн человек, из которых 78% – китайцы. В стране четыре официальных языка: английский, китайский, малайский и тамильский. Многие китайцы или не говорят по-китайски, или умеют лишь говорить, но не читать и писать. Английский используется повсеместно — в юриспруденции (даже конституция написана на английском), при ведении бизнеса (договоры с того же китайского должны быть переведены на английский и только после этого подписываться) и при обучении в школах и университетах. Дорожные знаки и вывески – на китайском и английском. Малайский и тамильский используется по большей части на предупреждающих надписях.
В Сингапуре 50% рабочей силы – приезжие. Причем во всех сферах экономической деятельности, а не только на стройках и в обслуживании, где доля иностранцев достигает 82 и 57% соответственно. В Сингапуре работают свыше 7000 иностранных компаний из США, Японии и Европы.
Среди населения Сингапура 40% составляют иностранцы. И это немудрено, ведь страна является налоговым раем – любые доходы, полученные за границей, не облагаются налогами. Так, в 2012 г. для «оптимизации налогообложения» в Сингапур переехал один из создателей Facebook – Эдуардо Саверин.
В Сингапуре самое большое количество миллионеров в мире на душу населения – каждое пятое домовладение (в среднем 3,5 человека) имеет как минимум миллион долларов наличными (не берутся в расчет недвижимость, предметы роскоши и пр.). Разрыв между минимальными и максимальными доходами огромен, но здесь на первом месте в мире Гонконг. Системы пособий и пенсий в Сингапуре нет. За жизнь гражданин должен заработать и скопить столько, чтобы хватило до смерти. Люди продолжают работать до глубокой старости. Средняя продолжительность жизни составляет 79 лет для мужчин и 83 года для женщин. Безработица в 2012 г. была ниже 1,7% – самый низкий показатель среди развитых стран.
Поражает многоконфессиональность. Мусульманская мечеть, стоящая бок о бок с католическим костелом, выглядит необычно. Что интересно – заутренние крики муллы с минаретов (13% сингапурцев – мусульмане) запрещены правительством, а громкоговорители можно устанавливать только внутри мечетей. Это было сделано еще в 1974 г., в рамках «кампании по борьбе с шумом», перед которой оказались равны все религии.
После провозглашения независимости от Малайзии в 1965 г. главной угрозой было военное вторжение соседних исламских государств. Вся система обороны страны была создана с нуля при непосредственном участии Израиля. И по сей день Сингапур является крупнейшим в мире импортером опыта и вооружения Израиля.
Несмотря на скромную территорию, экономика диверсифицирована, гигантский порт (самый большой в мире) — это лишь верхушка айсберга. В стране огромное количество перерабатывающих производств. Развиты топливная и химическая промышленность, производство электроники. Буровое оборудование Сингапура – лучшее в мире, а на переработку нефти приходится 12% ВВП. При этом собственные ресурсы Сингапур не трогает – все привозное.
Огромный опыт страна накопила и в области здравоохранения. В прошлом году в целях «медицинского туризма» Сингапур посетили 1,13 млн иностранцев, которые заплатили за медицинские услуги свыше 3,52 млрд долл.
Традиционный туризм также процветает. Такого количества пятизвездочных гостиниц я не видел даже в Гонконге. В прошлом году страну посетили 15 млн туристов. В 2013 г. ожидается не меньше 17,5 млн человек – на фоне экономического спада прирост могут обеспечить азартные китайцы.
Чтобы повысить привлекательность страны как туристического направления, в 2005 г. правительство Сингапура легализовало азартные игры. К 2010 г. были построены два официальных казино – Marina Bay Sands и Resorts World Sentosa. Иностранцам вход бесплатный, а сингапурец должен не только заплатить за вход 100 сингапурских долл. (курс 1 USD = 1,26 SGD), но и встать на учет как «играющий». Многие работодатели требуют от соискателей добровольного внесения имени в списки лиц, которым запрещен вход в казино. Эти списки автоматически дополняются данными из кредитных организаций. Просрочив серьезный платеж, сингапурец лишается возможности «испытать удачу» – его не пустят в казино. Кроме того, о запрете может ходатайствовать и семья «игромана». Сейчас обороты двух казино Сингапура – вторые в мире. Первую строку занимает Макао, бывшая португальская колония, единственное в Китае место, где можно играть легально.
Я много читал о чистоте Сингапура, знал, что система автодорог Шеньчжэня частично заимствована оттуда, и слышал прочие восторги. Но по прибытии в аэропорт Changi я был удивлен. Ощущения смешанные – как от прибытия в средний, лет семь назад построенный, аэропорт провинциального города Китая. Но стоит заметить, что Changi был построен в 1981 г. Благодаря заложенной возможности развития он до сих пор справляется с пассажиропотоком в 43 млн человек в год. Впечатляет…
«За любую мелочь вроде брошенной бумажки или жвачки грозит штраф в сотни долларов». Это байки. Мне попадалось «хулиганье» с жвачкой, на улицах есть и мусор, и грязь. Но большинство населения действительно отучилось мусорить. Впрочем, вместо драконовских запретов я предпочел бы увидеть просто качественную уборку. Меня крайне раздражало отсутствие урн для мусора. Пустую бутылку от воды приходилось нести в руках по километру, а то и дольше. Ясно, что правительство экономит на менеджменте мусора. В Китае я спокойно бросаю мусор на землю – огромное количество уборщиков (читайте – действующих рабочих мест) гарантирует мне чистоту даже там, где мусорят. В Пекине заметно чище, чем в Сингапуре.
В целях снижения загрузки дорог введены строгие ограничения на собственный транспорт. Лишь каждый двенадцатый житель Сингапура имеет авто. Правда, есть так называемые «золушки». Это машины для ночных поездок. Им разрешено выезжать в полночь, но если авто не вернется в гараж до утра, ваши права «превратятся в тыкву».
Ради того же оптимального использования «дорожных ресурсов» отсутствуют велосипедные дорожки. За неделю я увидел лишь одного велосипедиста. Да и то поздно ночью. Местное население воспринимает велосипед как «странный и ненужный» вид транспорта. Это дикость для азиатской страны с такой площадью и комфортным климатом. Совершенно ясно, что мнение сформировано государством.
Очень высокие цены на недвижимость – главный инструмент контроля населения. Вечером вы не увидите на улицах местных, ведь завтра на работу. Уволят, и потеряешь государственную субсидию.
Индустрия гостеприимства Сингапура также радости не приносит. Она поставлена на поток по заоблачным ценам. В гостинице Ritz-Carlton пришлось стоять в огромной очереди на завтрак. Marina Bay Sands, ставшая символом острова, напоминает вокзал. Название развлекательного острова Sentosa сами сигнапурцы расшифровывают как So Expensive Nothing To See Actually. Это просто несуразно узкий, но длинный пляж в окружении силуэтов гигантских контейнеровозов…
Кажется, что в Сингапуре все сделано на благо общества и разложено по полочкам. Каждому индивидууму не просто говорят, а показывают пальцем, как и что делать и как думать, – с самого детства и до самой смерти.
Наверное, это правильно и комфортно. Но я предпочитаю Китай, который по сравнению с автократичным Сингапуром выглядит как страна свободы и мечты. Я хочу «ездить на велосипеде» когда и куда захочу и создавать рабочие места, просто бросая на землю бумажки…