Так уж устроены люди, что разговоры о смерти их близких или тем более об их собственной смерти обычно вызывают желание побыстрее сменить столь мрачную тему. Однако вряд ли это мудро.
В общем, раньше или позже, но непременно подойдет к концу не только срок нашего пребывания в земном мире, но и активная жизнь в виртуальном пространстве Интернета. Однако, помимо жизни человека в Сети, возможны и другие варианты онлайнового существования. А ресурс Google Inactive Account Manager именно для того и создан, чтобы люди заранее могли запланировать и распорядиться тем, что будет со всеми атрибутами их цифровой жизни после окончания жизни физической.
Проще говоря, новый сервис позволяет владельцам аккаунтов самим управлять тем, как будет складываться дальнейшая судьба их онлайнового присутствия и всевозможных цифровых накоплений. Иначе говоря, чтобы сам человек мог задавать, что станет после его смерти со всем созданным им архивом электронной почты, с фотографиями, музыкой и видеороликами, с хранимыми в его аккаунтах публикациями и комментариями в блогах и с прочей информацией.
Технически это реализовано следующим образом. Google дает возможность пользователям определять, когда включать режим «посмертного управления», если они не заходят в аккаунт на протяжении трех, шести, девяти или 12 месяцев подряд. Для ситуации, когда такой режим включается, пользователи указывают, что делать дальше с их данными в аккаунте – просто тотально все уничтожить или же отослать (полностью либо выборочно по сервисам) файлы тем людям, которых владелец выбрал в качестве своих «цифровых наследников».
Следует особо подчеркнуть, что описанная система Google будет работать только тогда, когда она заранее установлена самим пользователем аккаунта. Во всех других случаях, если, скажем, члены семьи умершего человека захотят получить доступ к электронной почте, видео, фотографиям и иным файлам, им потребуется пройти официальную процедуру с получением соответствующего решения суда – ибо того требуют нынешние законы о защите данных.
Дабы во всем этом серьезном деле не происходило нелепых и случайных недоразумений, когда начинает подходить критический срок неактивности, система Google для начала отсылает сообщение с предупреждением на номер мобильного телефона, зарегистрированный в аккаунте. А также отправляет еще и письмо на адрес электронной почты, указанный владельцем в качестве резервного. Если после таких сигналов пользователь зайдет «отметиться», то аккаунт считается активным и далее ничего предприниматься не будет...
Даже по столь краткому описанию нового онлайнового сервиса, наверное, понятно, насколько он полезен. Кроме того, следует отметить, что данный ресурс имеет и другие, может быть, не столь очевидные, но от этого не менее важные аспекты.
Наиболее внятно и содержательно разнообразные аспекты проблемы «посмертной жизни в Интернете» проанализированы в недавно вышедшей статье американского профессора-юриста Джейсона Матзоне Facebook's Afterlife (http://ssrn.com/abstract=2142594). Как понятно уже из ее названия, главным объектом исследования ученого-правоведа стала практика обхождения с данными умерших пользователей, принятая сейчас в социальных сетях вообще и в самой крупной из них, Facebook, в частности.
Вот один из важнейших выводов, сделанных автором этой аналитической работы: «Это просто поразительно, что у человека нет никакого способа сказать: «Когда я умру, с моим аккаунтом должно происходить то-то и то-то»...
Статья Матзоне, вызвавшая немалый резонанс в интернет-сообществе, была опубликована в январе 2012 г. И вряд ли стало случайным совпадением то, что по прошествии всего трех с небольшим месяцев корпорация Google ввела для всех своих пользователей именно тот сервис, отсутствию которого поражался известный юрист.
Здесь самое время, пожалуй, отметить, что Джейсон Матзоне является специалистом по защите авторского права и интеллектуальной собственности, и проблема «посмертной цифровой жизни» рассматривается им именно с этой точки зрения. А коль скоро тема посягательств на «священный копирайт» ныне вообще считается одной из самых животрепещущих, стоит поподробнее представить, как представляет себе данную проблему этот ученый.
В настоящее время, напоминает профессор, свыше 1 млрд человек пользуются сайтами социальных сетей. Когда-нибудь все эти люди скончаются. И поскольку современный человек все большую и большую часть своей жизни проводит в онлайновых сообществах, то все, что остается в Сети после его смерти, – проблема, важность которой постоянно нарастает.
И прежде всего потому, что у людей имеются приватные материалы, которые они размещают на сайтах соцсетей. Причем владельцы информации, определенно, хотели бы, чтобы она была защищена и не попадала неизвестно в чьи руки.
Кроме того, такие сайты служат хранилищами фотографий, текстов и другой интеллектуальной собственности. К тому же на сайте социальной сети могут содержаться документы, весьма важные для членов семьи, друзей и близких умершего человека.
Наконец, многие из нас пишут сейчас свои посты в Facebook или любую другую соцсеть (вместо того, чтобы вести дневники и писать письма, как было прежде), и потому в будущем работа историков, стремящихся достоверно воссоздать прошлое, будет непосредственно зависеть от подобных цифровых архивов.
Также следует подчеркнуть, до сих пор практически не существует никаких законов, четко определяющих, каким образом нужно поступать с аккаунтом скончавшегося человека. А коль скоро их нет, социальные сети сами для себя решают, что им делать со всей этой массой информации...
Если обсуждать конкретно Facebook, то у него с момента запуска проекта в 2004 г. наблюдалась неоднократная смена подходов к данной проблеме. В конце концов, все свелось к превращению страницы умерших в своего рода «мемориал» (на языке оригинала эта процедура именуется Memorialization).
При таком подходе подтвержденные друзья усопшего имеют возможность и далее размещать на странице-«стене» свои комментарии. Так что она превращается в виртуальный мемориал – место, посвященное памяти о покинувшем этот бренный мир.
Большая проблема заключается в том, что «Мемориализация» блокирует доступ ко всем прочим материалам. В частности, ко всем тем постам, которые размещал владелец аккаунта при жизни и которые прежде были доступны для их друзей, что, понятно, многим не по душе.
Кроме того, процедуру мемориализации сильно критикуют за то, что она предоставляет форум для комментариев, негативных по отношению к покойному или его близким. Причем неприятные слова прочно зависают в киберпространстве и надолго сопровождают имя ушедшего.
И что особенно важно, подчеркивает Матзоне, принятая в Facebook процедура Memorialization не уничтожает весь цифровой контент, накопленный умершим владельцем. Он просто становится недоступным для внешних обращений, полностью переходя в распоряжение Facebook – вроде бы для внутреннего пользования.
Зачем Facebook хранит у себя весь этот контент? По высказанному в одном из интервью мнению Матзоне, в корпорации считают, что в будущем собранные таким образом сведения станут иметь определенную продажную стоимость, и потому их лучше сберечь.
Однако профессор-юрист уверен, что вовсе не дело Facebook – держать у себя весь этот контент, принадлежавший умершим. По его мнению, «все это несколько похоже на разрешение банку самому решать, что делать с вашими деньгами после того, как вас не станет...».
Короче говоря, в своей статье Джейсон Матзоне с разных сторон демонстрирует свою точку зрения, заключающуюся в том, что нынешняя позиция социальных сетей по отношению к аккаунтам умерших вряд ли отвечает интересам общества. А чтобы подходы ресурсов пришли в соответствие с интересами пользователей сетей, явно наступило время для принятия законов, регулирующих эти отношения. Такие законы могли бы налагать на социальные сети определенные обязанности, заключающиеся в том, чтобы они предоставляли людям конкретные механизмы управления тем, что будет происходить с созданными ими аккаунтами после их смерти.
Появление сервиса Google Inactive Account Manager свидетельствует о том, что движение в правильном направлении уже началось.
В заключение же темы желаю вам жить долго и счастливо. Но все же стоит не забывать о том, что может остаться в Интернете после вашего ухода.
Потому что именно в памяти людской мы можем жить вечно.