Интернет-проектов, заменяющих столь нелюбимый многими сетевыми жителями «зомбоящик», имеется превеликое множество. Их можно подразделить на три основных типа.
Во-первых, большинство крупных телеканалов имеют свое интернет-представительство. На сайтах таких каналов, как «Первый» или НТВ, можно просмотреть в записи большинство программ, однако при этом зачастую страдает качество (HD обычно не в чести) и демонстрируется все та же надоедливая реклама. Да и, в общем-то, не находите ли вы несколько странным уходить от традиционного телевидения, для того чтобы смотреть те же программы, разве что с возможностью поставить на паузу?
Во-вторых, наиболее популярный формат интернет-телевидения – это онлайн-кинозалы. В них имеется в той или иной степени разнообразный набор фильмов и сериалов, зачастую представленных в высоком качестве. Естественно, подобные сервисы подразделяются на платные и бесплатные. Родоначальником платных сервисов традиционно считается американский Netflix, который примерно за 10 долл. в месяц предоставляет доступ к колоссальной базе фильмов и сериалов. В Россию этот гигант онлайн-проката пока не пришел. Впрочем, если даже Amazon сейчас активно изучает российский рынок, то, вполне вероятно, того же можно ожидать и от других крупнейших западных интернет-сервисов.
Пока же на рынке платного контента наблюдается определенное затишье. В основном можно столкнуться с бесплатными ресурсами, лишь часть контента которых доступна за деньги (как правило, новинки) либо по подписке. Самые яркие примеры — ivi.ru, zoomby.ru и megogo.net. Количество платного контента обычно обратно пропорционально наличию рекламы. Если на ivi.ru нет назойливых баннеров, то какой-нибудь filmix.net буквально увешан ими. Имеются и так называемые «закрытые междусобойчики» — сайты, на которые можно попасть только по приглашениям, например, watch.is и turbofilm.tv. Вопрос лицензирования контента у правообладателя для многих подобных ресурсов остается открытым.
Наконец, существуют проекты, полностью воссоздающие структуру настоящего телеканала, но только в рамках Интернета. Это значит, что наряду с наличием стороннего контента, а именно, фильмов, телесериалов, зарубежных и отечественных образовательных программ, они создают собственный контент. Порой такой проект рождается как дополнение к обычному новостному или информационному проекту. Формирование подобного рода «довесков», постепенно преображающихся в полноценное интернет-телевидение, можно было наблюдать в течение последних двух-трех лет. Вначале появляются еженедельные ток-шоу и интервью, затем спектр программ постепенно расширяется до тех пор, пока, в конце концов, поток контента не начинает соответствовать по объему информации небольшому телеканалу.
Иногда проект в сфере интернет-телевидения изначально «вылупляется» как мультимедийный информационный (или развлекательный) канал. Яркий пример – Russia.ru, Tvigle.ru или «Минаев Live». Зрителям здесь предлагается целый ассортимент программ самого разного вида – от политических и ток-шоу до художественных фильмов и сериалов, а также собственных передач, формат которых порой сложно определить.
Особняком стоит так называемое IPTV, т.е. телевидение, средой распространения которого является не эфир или антенный фидер, а ваш канал связи с Интернетом. IPTV занимает промежуточное положение между традиционным телевидением и полноценным независимым интернет-проектом. С одной стороны, это все те же старые ТВ-каналы, но с некоторыми фишками вроде отложенного просмотра или запроса конкретной передачи.
А теперь пару слов о технической стороне дела. Сейчас не очень принято задумываться о скоростях подключения к Интернету, однако в случае с видео, безусловно, стоит проверить, крепкий ли у вас коннект. Для просмотра видео в стандартном качестве достаточно 512 кбит/с, а вот видео с разрешением Full HD потребует уже около 4 Мбит/с гарантированной пропускной способности.
Мы вкратце ознакомились с возможностями современного интернет-телевидения, но за кадром осталось еще множество вопросов. Как функционируют такие проекты? За счет чего они существуют? Каковы перспективы новых технологий и когда их начнут внедрять? Естественно, лучше всего ответить на подобные вопросы смогут люди, занимающиеся интернет-телевидением изнутри. Мы смогли пообщаться, задав животрепещущие и порой не совсем удобные вопросы представителям двух лагерей. В одном из них находится генеральный продюсер классического онлайн-кинотеатра IVI.ru Сергей Корнихин, а интернет-телевидение несколько иного типа представляет основатель и генеральный директор проекта Tvigle.ru Егор Яковлев.
О проекте Tvigle.ru рассказывает Егор Яковлев
– В отличие от большинства проектов, откликающихся в Google на запрос «смотреть фильмы онлайн», Tvigle.ru позиционируется как полноценное интернет-телевидение. Это означает как минимум наличие собственного контента – с этим, как я знаю, у вас порядок. Есть ли еще какие-нибудь атрибуты «большого» телевидения?
– Наш проект представляет своего рода контентный набор. Кино в нем составляет далеко не основную часть, а его структура гораздо ближе к структуре обычного телевизионного канала, где имеется разнообразие форматов, причем как по жанру, так и по длительности. Кино от общего вещания в 24-часовом формате составляет в лучшем случае 3–4 ч, т.е. от силы 20%. Такая же картина наблюдается и у нас.
– Следовательно, Tvigle, если не сейчас, то в будущем, может полностью заменить какой-нибудь телевизионный канал?
– С точки зрения позиционирования мы уже очень похожи на кабельный канал средних размеров. Мы работаем в области развлекательного телевидения, реализуемого в так называемой новой форме entertainment и infotainment, и здесь можем заменить даже не один канал, а несколько. Традиционные телевизионные каналы имеют ограничение по количеству предлагаемого контента, у нас же нет ограничения в виде 24-часовой сетки вещания.
–Традиционному телевидению угрожает такой новый формат?
– Тенденция ухода зрителей от традиционного формата очевидна, и мне кажется, что традиционному телевидению не удастся сохранить свои позиции. Зрители постепенно переходят к модели потребления контента OTT (Over-The-Top Content — прим. авт. ), когда сигнал доставляется получателю через открытые IP-сети, через Интернет. При этом растет объем просмотренной телевизионной продукции не только на компьютере, но и на планшетах, мобильных устройствах, а также на телевизорах, но уже получающих контент через Интернет. В результате зритель имеет три степени свободы – что, когда и где ему смотреть.
Долгое время бытовало мнение, что зрителю такой свободы просто не нужно, что он по своей природе ленив и предпочитает линейное телесмотрение. Наши же данные показывают, что это вовсе не так – как только человек получает эти степени свободы, он уже не намерен от них отказываться. Кроме того, возможность получать видео по запросу, VOD (Video-On-Demand — прим. авт. ), изменяет и сами требования к контенту и его качеству. Например, 70% времени традиционого телеэфира за пределами прайм-тайм заполняет контент среднего качества. В новом мире VOD такой контент вообще не востребован. Уровень конкуренции на рынке, где существует практически ничем не ограниченный выбор, таков, что навязать что-либо зрителю просто невозможно.
–Насколько продакшн для Интернета отличается от производства контента для традиционного телевидения?
– Вопрос всего лишь в бюджете. Люди смотрят через Интернет то же самое, что и на телевидении, и в кино. А настоящее время интернет-компании просто не зарабатывают столько денег, чтобы создавать контент, сопоставимый по качеству с прокатным кино. Хотя встречаются и исключения, например, компания Netflix сняла сериал House of cards («Карточный домик») на свои средства. Таким образом, интернет-проект стал продюсером сериала и принес себе несколько миллионов новых подписчиков. И этот конкретный продукт ничем не отличается от хорошего телевизионного сериала.
– Значит, когда вы вырастете до определенного размера, в Made in Tvigle также могут появиться сериалы и художественные фильмы?
– Да. Мы занимаемся сейчас короткометражным контентом, в основном развлекательным. Во-первых, его проще и дешевле создавать, во-вторых, через Интернет практикуется в значительной степени именно «короткое телесмотрение», ролики до 2–3 мин, например, на работе или в дороге. Зато когда человек приходит домой и включает свой большой телевизор, наступает время «длинного телесмотрения», время сериалов и художественных фильмов.
– Как зарабатывает традиционный «ящик», всем более-менее понятно. Можете ли вы пролить свет на схему монетизации Tvigle? Вы рассматриваете проект как стартап или как уже устоявшийся бизнес?
– Мы зарабатываем деньги на рекламной модели в чистом виде, так же как и обычное телевидение. Мы пробовали несколько раз вводить платный доступ к контенту, но это полностью убыточный вариант из-за пиратства и нежелания зрителя платить. Рекламная же модель растет очень быстро, рынок увеличивается на 100% каждый год.
Кроме того, у нас есть дополнительный доход – его дает облачный сервис обработки, хранения и доставки видео. С помощью нашей SaaS (Software as a Service, программное обеспечение как услуга – прим. авт. ) B2B-платформы (Business to Business, бизнес для бизнеса — прим. авт. ) Video Publisher любой бизнес, работающий с видео в Интернете, сумеет решить свои текущие задачи. На нашей платформе работают, в частности, каналы «2х2», «Муз-ТВ», MTV, «Дождь. Optimistic Channel» и другие клиенты.
Проекту уже шесть лет, так что рассматривать его в качестве стартапа, наверное, уже не стоит. Но и называть наш бизнес сформировавшимся я бы тоже поостерегся, поскольку скорость, с которой развивается наш рынок, не позволяет этого делать. Рынок находится сейчас только на первой стадии формирования, причем два кризисных года мы не развивались, а только выживали.
– С кем вы, в первую очередь, конкурируете в Интернете?
– Со всем остальным Интернетом. Мы конкурируем за внимание зрителей. Все российские порталы с онлайн-видео, включая Tvigle, дают лишь 7--8% от общего количества просмотров видео в нашем сегменте Сети, причем без учета торрентов. Но в этом мы как раз и видим потенциал для роста.
– Поскольку читателей «Мира ПК» традиционно волнует вопрос «железа», они хотят знать, на каком оборудовании работает Tvigle и какие вообще нагрузки создают пользователи?
– На нашей платформе работает не только наш сайт, но и крупнейшая партнерская сеть – более 250 официальных партнеров и более 7000 зарегистрированных веб-мастеров. Мы стараемся не использовать никакого уникального оборудования и собираем платформу на стандартном «железе», уникальной же является ее архитектура. Самих серверов у нас чуть меньше сотни, конфигурация площадки достаточно сложная. В день мы отдаем более 4 млн видео, а в месяц набираем почти 120 млн просмотров. Наш исходящий канал – 60 Гбит/с, его типовая загрузка – 60%. Общее количество видеофайлов составляет около 500 тыс., из них уникальных видео – 150 тыс.
Проект ivi.ru представляет Сергей Корнихин
– Расскажите, пожалуйста, о пути фильма от обычного кинотеатра до онлайн-кинотеатра. Особый интерес вызывает процесс лицензирования, а также то, откуда берется цифровая копия – с коммерческого Blu-ray диска или непосредственно от издателя?
– Киноиндустрия живет по строгому циклу проката. Это почти как времена года, только движущей силой является не движение Земли вокруг Солнца, а время появления фильма на том или ином носителе (так называемое «окно проката»). В традиционном варианте премьера кино проходит сначала в кинотеатрах, затем, спустя определенный срок (до полугода), появляется на DVD или Blue-Ray. Потом наступает черед онлайн-кинотеатров, а спустя еще несколько лет фильм показывают на общественном телевидении. Однако уже сейчас звенья цепи могут меняться местами. На ivi.ru фильм может появиться сразу после проката в кино, одновременно с ним или с выходом DVD. Случается, премьера проходит параллельно и на большом экране, и в Интернете. В наши дни это уже сильно зависит от договоренности с правообладателями, увидевшими в Интернете полноценный канал дистрибьюции контента.
Что касается технической стороны вопроса, то после подписания контракта правообладатель предоставляет нам контент на совершенно разных носителях. Единого подхода в этом вопросе нет.
– У меня в доме имеется медиаплеер Dune, где приложение ivi.ru установлено как штатное. Некоторое время назад вы анонсировали сотрудничество с LG, и, согласно пресс-релизу компании, ivi.ru входит в TOP-5 самых популярных в мире приложений для LG Smart TV. Следовательно, вы делаете серьезную ставку на пользователей не только ПК, но и различных «умных устройств». До какой степени это сейчас себя оправдывает?
– Да, мы действительно видим, что именно в этом направлении заключен большой потенциал. Сейчас тысячи фильмов ivi.ru можно смотреть на каждом устройстве, которое имеет экран и подключается к Интернету (любой смартфон или планшет, телевизор Smart TV, а также медиаплееры и игровые консоли).
Такая ставка на устройства себя полностью оправдывает. Потребление видео становится все более мобильным – тренд очевиден. Около половины всех видеопросмотров нашего сервиса приносят именно мобильные приложения и Smart TV. Например, на одного пользователя приложения ivi.ru для LG Smart TV приходится более 30 просмотров видео в месяц.
– Какова основная схема монетизации проекта? Насколько востребована в России подписка, ведь не секрет, что западные онлайн-кинотеатры вроде Netflix в основном живут именно благодаря подписке, а не разовым продажам.
– Российский рынок VOD сильно отличается от западного. Пользователи Рунета не привыкли платить за кино в Сети – пиратские копии доступны в огромном количестве и совершенно бесплатно. Именно поэтому основная модель монетизации ivi.ru – рекламная. Подписка и поштучная оплата просмотра (сервис ivi+) появились как результат сотрудничества со всеми голливудскими студиями – их контент чаще всего нельзя показывать совсем бесплатно. В такой ситуации цель ivi.ru — предложить уникальный продукт, превосходящий по качеству аналоги. Наша уникальность – в рекомендательной среде, которая выстраивает вокруг каждого зрителя его собственный мир кино. Всякий раз, заходя на ivi.ru, зритель видит свой собственный кинотеатр. И чем больше фильмов он смотрит, тем лучше мы понимаем, что стоит ему рекомендовать. Человеку не придется тратить время на фильмы, которые будут ему неинтересны. Мы практически точно определяем, что ему понравится.
– Какие аппаратные мощности требуются для поддержания проекта на плаву?
– Онлайн-кинотеатр с точки зрения технической части – проект весьма сложный и затратный. Нас смотрят по всей России – в каждом регионе, в каждом крупном и небольшом городе. И везде мы должны предоставлять качественный продукт. Для москвича и екатеринбуржеца не должно быть разницы ни в качестве картинки, ни в буферизации. Последний показатель мы свели практически к нулю, распределив свой контент по серверам в нескольких ключевых регионах.
– Появятся ли в онлайн-кинотеатре фильмы в разрешении Ultra HD, 8K? Ведь такие телевизоры уже есть в продаже.
– Здесь стоит отталкиваться от спроса на видео такого качества. Если телевизоры 8K станут распространены в России, то и VOD-сервисам придется соответствовать ожиданиям пользователей.
Как видим, даже у таких разных по сути проектов, как классический онлайн-кинотеатр и интернет-телевидение, много общих решений. Например, оба проекта зарабатывают в основном на рекламе, в отличие от своих западных коллег, продающих чаще всего контент по подписке. Здесь традиционно возникает риторический вопрос: что лучше для большинства пользователей – отдать 300 руб. в месяц или тратить время на просмотр рекламы? Возможно, в ближайшем будущем первый вариант будут выбирать все чаще.