Мир онлайн-развлечений так же необъятен, как и велико количество проектов во всевозможных жанрах. Мы решили рассказать о лидерах и тенденциях развития онлайн-игр.
MMORPG: в погоне за лидером
Можно радоваться, можно возмущаться, можно долго спекулировать на тему, почему все происходит именно так, а не иначе, но факты и цифры — вещь упрямая: самой популярной онлайновой ролевой игрой с более чем 10 млн игроков как была, так и остается World of Warcraft (WoW, или «ВоВка» на жаргоне бывалых игроков). А раз так, то появление очередного большого дополнения было неизбежно. И вот 25 сентября прошлого года выходит Mists of Pandaria — четвертое, по определению разработчиков, глобальное дополнение к WoW. Список изменений можно назвать традиционным для жанра: новые локации (континент Пандария разбит на целых семь зон); новая играбельная раса (прямоходящие разумные медведи — Пандарены); новый игровой класс (Монах); повышение левел-капа с 85 до 90; полностью переработанная система получения навыков и умений персонажа; заметное — действительно заметное, можете мне поверить! — улучшение графики, и т.д. и т.п. Разумеется, всего этого было бы недостаточно в «нормальной» ситуации, чтобы поддержать интерес к игре десятилетней давности, но MMORPG — особый жанр, в котором как нигде важен эффект «первого пришедшего»: кто первым завоевал любовь игроков, тот и может рассчитывать на продолжительный и устойчивый интерес к своему проекту просто в силу особенностей ролевых игр.
Второе место на подиуме — т.е. на самом деле первое, если не считать вечнозеленую WoW — заняла корейско-американская Guild Wars 2 (GW2). И поделом, надо сказать, потому что такого количества смелых новаторских решений вы не найдете ни у кого из конкурентов! Загибайте пальцы: отсутствие традиционного разделения на классы, система динамических событий вместо жестко написанных квестов (!), масштабные межсерверные PvP-сражения с участием десятков (!) игроков, персонализированная сюжетная линия для КАЖДОГО персонажа — именно для персонажа, а не для класса, как в Star Wars: The Old Republic! Мало «инноваций»? Так вот вам еще боевая система, в которой абсолютное большинство способностей применяются в движении, а традиционная «мана» вообще отсутствует! И на десерт, так сказать, вишенка на торте — комбинирование эффектов от разных умений. Например, можно создать перед собой огненную стену, выстрелить через нее из лука, и загоревшаяся стрела нанесет при попадании в цель дополнительный урон… Еще одним важным слагаемым успеха GW2 — the last but not least, как в известной английской идиоме — является выбранная разработчиками бизнес-модель. Когда вы приобретаете клиент игры, то платите первый и последний раз, а потом наслаждаетесь процессом в режиме полного free-to-play (f2p), без всякого ограничения доступа к контенту. Неудивительно, что по актуальности и популярности GW2 прочно удерживает первое место у продвинутой части заграничного MMORPG-коммьюнити. Три миллиона зарегистрированных аккаунтов менее чем за год с момента запуска (28 августа, 2012) — это вам не шутка, а вполне такая серьезная заявка на лидерство в будущем! Применительно же к местным реалиям плохо только одно: русской локализации нет и в обозримом будущем не предвидится. Увы и ах для многих наших любителей жанра.
В самый последний момент «бронзу» в долгой и упорной борьбе буквально вырвала Star Wars: The Old Republic (SW:TOR), о которой мы писали сразу после ее выхода в начале 2012 г. (см. «Мир ПК», №03/2012 (http://www.osp.ru/pcworld/2012/03/13012785/)). Как только не ругали детище BioWare/Electronic Arts за прошедший год! И клоном WoW презрительно обзывали, и high-end контент игры критиковали, и PvP разносили в пух и прах, и даже перевод на f2p собрал положенную порцию плевков — «Как так, почему не открыли все сразу и забесплатно?!». Но, как говорится, собаки лают, а караван идет. Буквально на днях исполнительный продюсер проекта Джефф Хикмен сообщил, что с осени — т.е. с момента перехода на условно-бесплатную модель распространения — в игре заново зарегистрировались более 2 млн человек в дополнение к тем, кто уже имел действующий аккаунт! Так ли это или нет, поди проверь, но то, что новичков в SW:TOR заметно прибавилось, видно даже невооруженным глазом. Добавьте к этому слияние серверов, когда из нескольких полупустых шардов (бесплатных игровых серверов) делали один суперзаселенный, и вот уже вместо долгого и упорного поиска компаньонов «на побегать» в локациях обычным делом стали живые очереди (!) на выполнение квестов! «Кто тут к пилону последний? Я за вами буду!» или «Больше трех мобов за раз в одни руки не давать!» — это в настоящее время не шутка, а суровая реальность ССтарой Республики». Будущее же — дополнение Rise of the Hutt Cartel, выходящее 14 апреля: новая планета Макеб, продолжение сюжетной линии (по словам разработчиков, на прохождение понадобится в среднем 40 ч игрового времени!), новая операция («рейд» в терминологии WoW), повышение максимального уровня персонажей с 50 до 55 и многое-многое другое. «Будем посмотреть», как любит выражаться один мой знакомый — большой фанат онлайновых ролевок.
Закрывая тему MMORPG, нельзя не упомянуть об игре, которая не только еще не вышла, но даже и до стадии закрытого бета-тестирования не добралась. А все потому, что ее название — The Elder Scrolls Online. Изголодавшиеся по новинкам любители и ценители жанра вместе с искушенными критиками и игровыми журналистами уже поспешили провозгласить грядущие «Старые свитки» ни много, ни мало «убийцей Warcraft» — громкое имя, талант разработчиков и ожидания публики, дескать, обязывают! Что там получится на самом деле, один Бог знает, просто имейте в виду, что пока выход игры планируется ближе к Рождеству 2013 г. (25 декабря). Увидим, чем нас порадует или огорчит Bethesda на этот раз, если, конечно, выход игры не перенесут на более поздний срок.
MMOFPS: Три товарища
Главная тенденция минувшего года в «шутеростроении» — появление на рынке онлайновых стрелялок (MMOFPS) серьезных разработчиков с толстыми кошельками: CCP Games c EVE: Dust 514, Ubisoft c Ghost Recon Online, Sony с Planetside 2 и CryTek c Warface.
Впечатляет, не правда ли? И это я еще не вспоминаю о россыпи проектов, у которых «и труба пониже, и дым пожиже», вроде всяких-разных Hawken, Tribes: Ascend, Arctic Combat или только что вышедшей Warframe… Возвращаясь же к грандам, замечу, что успехи у них очень-очень сильно разнятся. Dust 514 стартовала ни шатко, ни валко и продолжает вяло топтаться в «резервации» Playstation 3, игра Ghost Recon Online с самого начала получилась «не та и не про то», как будто разработчики делали ее без души, просто для галочки, зато Planetside 2 и особенно Warface выстрелили и успешно завоевывают симпатии игроков по всему миру. Как же у них это получается?
Невероятный взлет Warface так и хочется приписать тому самому «эффекту первого пришедшего» — как-никак игра почти на год опередила своих конкурентов! Но на самом деле это неправда, сработали сразу несколько факторов, в результате чего на выходе получился хит. Тут вам и современная графика, основанная на CryEngine 3, и выверенный игровой процесс, построенный по принципу «все нужное, ничего лишнего», и вылизанный до блеска сетевой код, так что лаги случаются только от какого-то совсем уж небывалого нашествия игроков на сервера, и продуманный, удобный интерфейс, и многое-многое другое, что отличает хороший сетевой шутер от плохого. Ну и приятная «мелочь» — все это полностью free-to-play, платить не надо даже за клиент игры, просто заводишь аккаунт, скачиваешь, устанавливаешь — и вперед! Разумеется, как это и должно быть в любом современном MMOFPS, присутствует донат в формате микротранзакций. Но максимально, что вы за них получите, — это новую расцветку камуфляжа или прикольную нашивку, а вот «ваншотить» или «нОгибать» за реальные деньги вам никто не даст. Шутки шутками, но можете поверить моему опыту: f2p и чисто символические бонусы от донаторства — весьма существенная причина успеха Warface у целевой аудитории, т.е. школьников и тинейджеров, у которых обычно не очень хорошо с деньгами, но есть много свободного времени для совершенствования своих навыков и умений в игре. Можно даже сказать, что благодаря таланту парней из Crytek мы теперь точно знаем, как выглядит идеальная игра «для мальчиков», а то раньше у нас только девочки были осчастливлены серией The Sims.
Planetside 2, едва-едва успев стартовать в конце ноября 2012 г., сразу же стала самым прибыльным проектом Sony Online Entertainment (SOE). Можно, конечно, «петросянить» на тему тяжелого финансового положения японской компании, когда и каждые 10 долл. не лишние, или долго и упорно разбирать специфические особенности национального геймдизайна, но… вы видели когда-нибудь у конкурентов до 500 — это не опечатка, там нет лишнего нуля! — человек с техникой и авиацией на одной карте?! Вот как найдете, так и возвращайтесь с критикой, и в первую очередь это касается лютых-бешеных фанатов Call of Duty с тамошними чудными картами из трех углов и невероятно зрелищным режимом «2х2»… Первоначальный успех проекта так воодушевил разработчиков, что они в порыве вдохновения набросали план развития аж, вы не поверите, до 2025 г.! Экие оптимисты, особенно с учетом того, что многие эксперты предрекают Sony дальнейший закат, а то и вовсе «тепловую смерть» в ближайшую пятилетку. Но ребята из SOE не унывают и обещают увеличить лимит игроков в локации до 2000 (!) — не спрашивайте, как это будет выглядеть, перед такими масштабами любая фантазия пасует, а также ввести постройку баз с нуля в произвольной точке карты, сбор ресурсов, объединение континентов с помощью океанов, добавив, следовательно, корабли и морские сражения, и еще много чего интересного. Маленькая радость для наших людей: русскоязычному Planetside 2 — быть, закрытый бета-тест стартовал уже 12 апреля! Так что, дорогие любители и ценители шутеров, следите за эфиром, потому что за закрытым, естественно, последует и открытое тестирование, а там уже и до выхода недалеко.
Завершим же мы нынешний обзор MMOFPS… да, вы правильно догадались, Battlefield 3 (см. «Мир ПК», №12/2011 (http://www.osp.ru/pcworld/2011/12/13011390/)). Обосновать такой выбор проще простого: за полтора года, прошедшие с момента выхода, «Баттла» не только не сдала свои позиции ого-го каким мощным конкурентам, а даже наоборот, она может служить для них примером того, как надо развивать и поддерживать сетевой шутер премиум-класса. Пять дополнений, добавивших 20 карт к первоначальным 9 и увеличивших арсенал примерно в 1,5 раза, — в любой другой игре одного этого было бы достаточно, чтобы создатели, как говорится, «сверлили дырки под ордена» и почивали на лаврах. Но ведь в BF3 каждое дополнение еще и новый игровой опыт привносит! Back to Karkand — экскурсия по «местам боевой славы» для ностальгирующих и для тех, кто по каким-то причинам не знаком с серией Battlefield; Close Quarters — яростные пехотные схватки накоротке в стиле Call of Duty; Armored Kill — наоборот, бои бронетехники в гигантских «песочницах», а-ля старая-добрая Battlefield 2; Aftermath — сражения в динамически изменяющемся (под действием землетрясения) окружении, арбалеты, режим «Найди оружие первым». И даже довольно средненькое End Game — все-таки выдохлись в DICE, не выдержали взятого темпа до финиша — и то запомнится разудалым Capture the Flag на мотоциклах! Так что рискну и сделаю сильное утверждение: лучше Battlefield 3 может быть только Battlefield 4, и то при условии, что free-to-play не является для вас религиозным вопросом, не терпящим компромиссов. Кстати, версия 4 уже анонсирована, дата выпуска обычная — конец октября нынешнего года. Ждем!
MMO-имитаторы: Битва гигантов
В жанре MMO-имитаторов, который, по сути, был заново открыт с выходом World of Tanks (см. «Мир ПК», №05/2012 (http://www.osp.ru/pcworld/2012/05/13015146/) и (см. «Мир ПК», №03/2011 (http://www.osp.ru/pcworld/2011/03/13007521/)), минувший год прошел под знаком разгорающегося противостояния двух йокодзун — Gajin Entertainmet с их War Thunder (WT, о котором мы писали совсем недавно (см. «Мир ПК», №03/2013 ( http://www.osp.ru/pcworld/2013/03/13033851/)) и Wargaming.net c «Танчиками-в-воздухе» под названием World of Warplanes (WoWP).
Новое детище Кровавого Варгеймингаtm формально еще не вышло из стадии закрытого бета-тестирования, но… кое-какие выводы о соотношении сил конкурентов можно делать уже сейчас. Так вот, на нынешнем этапе своего развития War Thunder лучше всего подойдет более хардкорным, более вдумчивым игрокам, а также тем, кто не представляет себе авиасим без PvE-контента. Да-да, можете мне не верить, но вирпилы со стажем привыкли к офлайновым динамическим кампаниям со времен Великого-и-Ужасного «Ил-2» и изменять своим привычкам не намерены… Однако World of Warplanes — пока в чистом виде счастье казуала: только быстрые PvP-бои, «правильная», но явно аркадная летная модель, бесконечный боезапас и значительно завышенная живучесть самолетов. В результате, как упоминалось выше, действительно получились «Танчики-в-воздухе», а уж считать это достоинством или недостатком игры — дело ваших вкусов и пристрастий. Как будут развиваться оба проекта, в каких направлениях двигаться — увидим, жизнь покажет. Мое личное мнение на этот счет таково: и WT, и WoWP хороши каждый по своему, поэтому и тот, и другой найдут своих преданных поклонников и свою нишу на рынке.
А как там дела у «переоткрывателя» жанра World of Tanks (WoT)? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно знать, что есть примерно 50 млн (много, очень много восклицательных знаков!) зарегистрированных аккаунтов и все новые и новые мировые рекорды по числу одновременно сражающихся на серверах игроков. Какие там «Варкрафты», я вас умоляю, а про других и вовсе стыдно вспоминать… Темная сторона такой бешеной популярности — наплыв в WoT, простите за прямоту, криворуких идиотов, а значит, будут постоянные правки баланса по их просьбе. Впрочем, даже несмотря на это, удовольствие от игры все еще то самое, а плюсов больше, чем минусов. За прошедший год танковый парк пополнился машинами производства Англии, Франции и Китая, а с исправлением 0.8.0 введена реалистичная физика, улучшена графика, число карт достигло уже 33 плюс появилось множество других мелких, но оттого не менее приятных новинок и изменений. Касаемо же бестолковых игроков… да Бог с ними, разве ветеранов WoT этим напугаешь? Клановые войны за перекройку карты мира — наше все, уж там-то точно не встретишь новичков и неумех!
Ну и «в последних строках письма» традиционно для нашего нынешнего обзора — анонс игры, которую стоит ждать. Недавно открыли предзаказ Armed Assault III. Бонус раскошелившимся — допуск в альфа-версию, т.е. посмотреть, как будет выглядеть очередная версия комбатсима всех времен и народов, можно прямо сейчас! Тем, кто в свое время бредил Operation Flashpoint и целыми ночами зависал в обеих «АрмА-х», объяснять ничего не нужно — они уже убежали в Steam тратить деньги. А для всех остальных подчеркиваю: речь идет именно о боевом имитаторе «в лучших традициях серии», а не о каком-то там пошлом MMOFPS! В общем, строго для людей в теме — «Только режим без перекрестия! Только хардкор!», — за версту обходите ArmA III, если у вас жесткая аллергия на реализм.
Outro
В итоге, за скобками статьи остались стратегии и рейсинги (автогонки) — просто потому, что за прошедший год не появилось заслуживающих внимания MMO-проектов в этих жанрах, а также казуальные/социальные игры, для описания которых не хватит объема целого журнала. Но это не беда, потому что любой из рассмотренных нами игр хватит для того, чтобы незаметно и с удовольствием убить все свободное время, если оно у вас внезапно образуется! Добить максимальный уровень в Battlefield 3, прокачать «англичан» в World of Tanks, потом сбегать с друзьями рейд в SW:TOR… ой, а почему это за окном уже светает?! Не увлекайтесь сверх меры, дорогие читатели, и всегда помните: «Мир ПК» плохих советов не дает, касается ли это выбора игр, «железа» или каких-то жизненных ситуаций.