C помощью можно передать настроение, значимые нюансы мимолетного мгновения или динамику какого-либо события. Бытует мнение, что достаточно выбрать хорошую фотокамеру, и отличного качества снимки будут обеспечены, однако в корне неверно. Конечно, от самого фотоаппарата зависит многое, но не стоит забывать, что одну из ключевых ролей в формировании картинки играет используемый объектив. Ведь даже простой камерой c хорошим «стеклом» можно получить отличный снимок.
Как правило, при покупке зеркальной или беззеркальной камеры к ней уже прилагается недорогой объектив, которого как минимум достаточно, чтобы оценить возможности конкретного фотоаппарата. Начинающим фотографам имеет смысл сначала освоить его и камеру. Раскрыть же весь потенциал, заложенный производителем, способны сменные объективы. Выбор их сейчас очень широк, причем перед покупкой следует обдумать, для каких целей вы будете использовать конкретную модель. Не стоит забывать и о том, что сами камеры также быстро устаревают, а вот хорошее «стекло» будет служить долго.
Но прежде чем перейти к рекомендациям, приведем нескольких основных характеристик объективов.
Фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива указывается в миллиметрах относительно кадра 35-мм формата. Однако далеко не все фотоаппараты имеют столь большую матрицу, и тогда в ход идет такое понятие, как кроп-фактор, т.е. отношение размера кадра формата 35 мм к размеру матрицы камеры. Попросту говоря, часть картинки обрезается в соответствии с размером сенсора. А фактически, на «кропнутых» камерах объективы увеличивают изображение сильнее, чем на полнокадровых.
Основываясь на этом параметре, обычно выделяют следующие категории объективов: суперширокоугольные (8—12 мм), широкоугольные (12—35 мм), стандартные (45—55 мм), телеобъективы (от 85 мм).
В оптике фокусное расстояние — это расстояние (в миллиметрах) от оптического центра объектива до фокальной плоскости (плоскости матрицы) при наведении на резкость бесконечно удаленного объекта. Иначе говоря, размер объекта и занимаемая им часть кадра изменяются в зависимости от фокусного расстояния: при малых значениях объект кажется меньше, а угол обзора -- шире, при больших значениях объект представляется больше, а угол обзора -- уже.
Стандартные объективы обеспечивают картинку, по размеру наиболее приближенную к тому, что видит человеческий глаз. Суперширокоугольные и широкоугольные, с широким углом обзора, обычно используют для пейзажной фотографии. А телеобъективы позволяют крупно сфотографировать удаленные объекты.
Учтите, что на объективах, предназначенных для зеркальных камер, всегда указывается реальное фокусное расстояние.
Светосила
Показатель светосилы информирует, какое максимально возможное количество света могут пропустить линзы объектива на матрицу цифрового фотоаппарата.
Как правило, он определяется отношением диаметра максимально открытой диафрагмы объектива к фокусному расстоянию, и указывается на объективе после фокусного расстояния (к примеру, 1:2.0). Чем больше светосила, тем меньше должна быть выдержка, а следовательно, можно получать более четкие фотографии при съемке с рук даже в условиях недостаточной освещенности. Кроме того, этот параметр напрямую влияет на размытие в кадре изображения, которое находится не в фокусе.
Однако светосильные объективы, как с фиксированным, так и с переменным фокусным расстоянием, стоят заметно дороже своих собратьев.
Особенности конструкции
Скорость фокусировки фотокамеры во многом зависит от быстродействия фокусного мотора, который бывает двух типов: ультразвуковой и «отвертка». Первый, наиболее современный, встраивается непосредственно в объектив. Например, в дорогих и качественных моделях используются ультразвуковые волновые двигатели, работающие практически бесшумно и весьма быстро. Привод типа «отвертка» позволяет запустить установленный в самой камере фокусный мотор. В этом случае все функционирует довольно шумно и не слишком быстро. Но далеко не все камеры оснащены таким мотором.
Чтобы уменьшить выдержку и, следовательно, смазывание в кадре многие производители (в частности, Canon, Nikon и пр.) применяют в своих объективах систему стабилизации изображения. Как правило, она реализована путем использования подвижных элементов в конструкции, а это напрямую влияет на стоимость. Аналогом такого способа является система стабилизации изображения на матрице в камере, применяемая, к примеру, во многих моделях фотокамер Sony. Подобные методы позволяют сократить выдержку на несколько ступеней, что в определенных ситуациях поможет получить приемлемый результат.
Выбор объектива в зависимости от задач
Все «стекла» можно разделить на два класса: с фиксированным фокусным расстоянием (так называемые «фиксы») и с переменным (зум-объективы). Вторые более удобны в применении благодаря изменению фокусного расстояния. Первые же отличаются большей светосилой, но для того чтобы объект лег в кадр, фотографу приходится самому перемещаться, подгоняя изображение.
В последние несколько лет на рынке фототехники стало появляться все больше универсальных объективов, покрывающих диапазон фокусных расстояний от широкоугольного до теле. Примером такого устройства является Nikon AF-S DX NIKKOR 18--300 mm/f3.5--5.6G ED VR. К достоинствам подобных «линз» относятся не слишком высокая цена и большая универсальность, чем у остальных, означающая, что не нужно носить с собой целый парк оптики. Эти объективы позволяют снимать репортажи, портреты, пейзажи и т.д. Впрочем, и недостатков у них, увы, немало. Они проявляются в конструкции, которая, как правило, не слишком надежна из-за использования большого количества линз и необходимости ее выдвигать. Такие объективы имеют невысокую светосилу, и потому при недостаточном освещении лучше использовать штатив. Обеспечиваемое ими качество изображения вполне подходит для любительских целей.
Если же такого функционала (в плане покрываемых фокусных расстояний) для вас с избытком и хочется просто получить фото более высокого качества, то стоит обратить внимание на те имеющиеся в линейках многих производителей светосильные модели, которые обеспечивают покрытие в широкоугольном и среднем диапазоне фокусных расстояний (теле- и фотообъективы для специализированных целей здесь в расчет не берутся). Они позволяют снимать портреты и пейзажи.
Canon EF 24-70 mm f/2.8L II USM |
Объективы с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, менее удобны в работе, зато обладают высокими оптическими свойствами и продуманной конструкцией. А на полностью открытой диафрагме можно получать удачное размытие фона. Как правило, такие объективы, за исключением бюджетных моделей, обеспечивают лучшее качество изображения.
Пейзажная фотография
Снимать пейзажи можно самыми различными объективами. Для этого, как правило, применяются сверхширокоугольные, широкоугольные и зум-объективы, имеющие при минимальном фокусном расстоянии широкий угол обзора. Если требуется увеличить количество деталей, стоит использовать значения диафрагмы f11 и выше. Чтобы улучшить результат, нужно использовать объектив с приличной резкостью и небольшим уровнем цветовых искажений.
Портретные объективы
В портретной фотографии обычно требуются объективы с большим отверстием диафрагмы, чтобы обеспечить малую глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Они хорошо передают фактуру человеческой кожи, не подчеркивая мелкие дефекты. Для портретной съемки больше подходит фикс-объектив или «стекло» со средним диапазоном фокусных расстояний (от 50 до 135 мм). При съемке ими для достижения лучшего результата необходимо, чтобы объект съемки занимал большую часть кадра.
Съемка архитектуры
Мало кого привлекают косые линии и заваливающиеся здания на фотографиях. Чтобы избежать этого, производители применяют в своих объективах элементы, минимизирующие количество геометрических искажений (асферические линзы). Следовательно, при выборе модели стоит обращать внимание на конструкцию. Для съемки архитектуры, так же как и для пейзажной фотографии, строгих критериев нет, и потому можно использовать широкоугольные и зум-объективы. Главное, чтобы они имели большой угол обзора и минимальные геометрические искажения.
Съемка движения
При фотосъемке спортивных событий самое важное -- не упустить нужный момент. И вот здесь-то одним из важных параметров является высокая скорость фокусировки, которая, как упоминалось выше, реализуется с помощью ультразвуковых волновых моторов (USM, SSM и т.д), встроенных в объективы. Если планируется снимать на значительном удалении от объекта, например на стадионе, то лучше всего применять телеобъективы с большими фокусными расстояниями и хорошей оптикой. Правда, не стоит забывать, что вес у них более чем внушительный, как, впрочем, и цена. Для бытовых же целей вроде фотографирования детей вполне подойдут и обычные зум-объективы.
В заключение
Возможности современной фотографии, несомненно, впечатляют. И полнее раскрыть их помогут сменные объективы, правильный выбор которых во многом способен передать суть того момента, который вы хотите запечатлеть. Однако не стоит забывать, что камера и «стекло» -- это всего лишь инструменты в руках фотографа, и в конечном счете все зависит от вашего мастерства.