При упоминании штата Техас услужливая память тотчас подсовывает нам те сцены из фильмов и книг, где немногословные ковбои гонят тучные стада в закат. Сергей Вильянов, побывавший в столице штата, городе Остине, не встретил ни одного ковбоя. Зато познакомился с Майклом Деллом.
История появления корпорации Dell отлично вписывается в концепцию американской мечты, и, наверное, поэтому ее включили в десятки изданий, посвященных IT-бизнесу. Вот, например, как она рассказана в книге Энди Гроува «Выживают только параноики»:
«В начале 80-х годов Майкл Делл начал продавать своим друзьям компьютеры, которые он собирал в своей комнате в общежитии Техасского университета. Он почувствовал потребность пользователей в недорогих стандартных компьютерных системах. Позднее этот опыт пригодился ему при создании собственной компании. Делл был уверен, что не только его университетские друзья заинтересуются покупкой компьютера, адаптированного к их специфическим нуждам, если к тому же устройство доставят им прямо домой. В данном случае компьютеры заказывали по телефону, и их доставляли почтовой службой. В настоящее время компания Dell Computer Corporation со штаб-квартирой в Остине, штат Техас, имеет годовой оборот в 5 млрд долл. И до сих пор она верна своей изначальной идее – продавать компьютеры, собранные на заказ по спецификациям частных покупателей, доставляя их по почте».
Майкл Делл |
Книга Гроува была написана в далеком 1998 г., и с тех пор индустрия изменилась до неузнаваемости. Одних уж нет, а те далече, но Dell по-прежнему базируется в Остине, а оборот корпорации за 2012 г. составил 62,1 млрд долл.
Действительно, разве это не воплощение американской мечты? И ведь совершенно не обязательно упоминать, что в далеком 1984 г., когда студент Майкл Делл лично скручивал системные блоки из купленных в магазине комплектующих, его родственники выделили на развитие этого увлекательного бизнеса 300 тыс. долл., что по нынешним временам тянет на миллион с лишним. С такой поддержкой за спиной Майкл мог бы преуспеть практически в любой сфере. Но в начале 1980-х г. не было ничего более модного, чем производство компьютеров.
Собственно, именно этим PCs Limited, получившая в 1988 г. более привычное нам название Dell Computer Corporation, и занималась до середины 2000-х г. К настольным ПК добавились серверы с ноутбуками, а также мониторы и разнообразная оргтехника. В отличие от некоторых подобных компаний, в Dell никогда не стремились создавать что-либо, потрясавшее воображение. Коньком компании были, простите за каламбур, рабочие лошадки, привлекающие в первую очередь правильным балансом цены и производительности. И они довольно быстро завоевали сердца не только пользователей домашних ПК, но и, что гораздо важнее, деловую Америку с Канадой. И до сих пор, несмотря на определенные изменения, произошедшие в IT-мире, техника Dell остается корпоративным стандартом крупнейших североамериканских компаний, а поскольку они пооткрывали офисы по всему миру, то и просто глобальным корпоративным поставщиком.
Постоянно работая над оптимизацией затрат, Dell одной из первой среди американских компаний озаботилась размещением производства в развивающихся странах. Помню, было очень забавно наблюдать, как с конвейера китайского завода Samsung сходят МФУ Dell. А потом, когда мне показывали лабораторию контроля качества, в углу обнаружился ноутбук Dell, управляющий тестами. Я недоуменно поинтересовался: неужели процесс настолько сложен, что его нельзя было доверить компьютеру Samsung? «Так это же и есть наш продукт, -- ответили специалисты. — Ноутбуки Dell делают этажом выше».
Но когда наступил XXI век, Майкл Делл со всей очевидностью понял, что положение крупнейшего производителя недорогих массовых продуктов становится слишком уязвимым. Все американские компании перенесли производство в Азию, что сделало ценовую конкуренцию непростым делом. Вдобавок выросли и расправили крылья азиатские компании -- Acer, Asus, Lenovo. У них простор для маневра был несравненно шире, в том числе и благодаря поддержке экспорта со стороны правительств Китая и Тайваня. И невзирая на то что показатели компании оставались очень достойными, Делл начал ее масштабную реорганизацию. Завершить ее он полагал превращением корпорации в поставщика готовых комплексных решений для самых разных сфер бизнеса, от традиционных вроде банков и торговых компаний до достаточно экзотических. Например, пару лет назад в Dell создали подразделение, занимающееся обеспечением аппаратно-программных потребностей голливудских киностудий.
Люди, которые знают, в каких направлениях развивается IT-индустрия, понимающе улыбались: «Еще одна компания решила пойти по пути IBM». И правда, многих привлекает пример «Голубого гиганта», превратившегося из производителя «железа» в сервисную компанию и прекрасно себя чувствующего. Но в Dell не планируют совсем отказаться от изготовления оборудования, благо оно до сих продается внушительными партиями. Хотя истема контроля качества нет-нет да дает сбои (иначе и не бывает при стремлении к тотальной оптимизации затрат как краеугольном камне бизнеса), корпорации, поскрипывая зубами, продолжают его покупать и покупать.
На ежегодное мероприятие Dell World, которое состоялось в 2012 г., корпорация собрала около 6000 партнеров со всего мира. О «железе» на нем говорили очень мало — серверы, десктопы, ноутбуки, дисплеи, планшетные компьютеры были просто антуражем. Доклады же, прозвучавшие с главной сцены и на сессиях, были посвящены хранению данных, облачным сервисам и виртуализации. Мы привыкли к таким разговорам, но только не на итоговой конференции компании, которую по инерции продолжаем считать производителем техники и не более того.
По роду службы я бывал на многих мероприятиях подобного рода. Как правило, по степени интересности они мало чем отличались от заводских партсобраний в СССР до начала так называемой «перестройки». Обычно с трибуны произносят скучные правильные речи, а в зале хлопают и с нетерпением поглядывают на часы. Dell World радикально отличалась от таких ритуальных собраний. Майкл Делл, сказав несколько слов, уступил сцену постаревшему, но все еще на редкость обаятельному Биллу Клинтону, который прочитал лекцию о меняющемся мире и своей роли в этих переменах. Руководители подразделений Dell разыграли сценку, демонстрирующую возможности нового мультиплатформенного ПО, позволяющего работать где угодно и на чем угодно, не опасаясь осчастливить кого-то корпоративными тайнами. Солист группы Linkin Park Майк Шинода порассуждал о преимуществах сенсорных интерфейсов и смикшировал вступление к одной из песен прямо на экране моноблока Dell. А закрывали мероприятие Стивен Левитт и Стивен Дабнер, авторы книги «Фрикономика», с большим энтузиазмом пересказавшие несколько глав из нее.
Впрочем то, что официальная часть получилась подчеркнуто несерьезной, компенсировалось очень плотной и абсолютно серьезной программой. Только что взял программу, пересчитал ее пункты, и получилось, что в первый же день участникам предлагалось посетить 32 тематических сессии, а во второй -- 34. И снова все о том же: облака, хранение данных, виртуализация, разработка ПО... Только один-единственный раз в программу вкралась возможность потрогать новые серверы Dell, но воспоминание о ней быстро растаяло... в облаках.
В процессе проведения Dell World было объявлено, что корпорация не планирует выходить на рынок смартфонов и что она сосредоточилась на более крупных формах. В отечественных СМИ сразу же появились язвительные комментарии: дескать, это признак слабости компании и отсутствия у нее стратегических перспектив. Наверное, если судить о Dell образца 1990-х или начала 2000-х г., такое мнение было бы верным.
Однако с 2007 г., когда запустили программу реорганизации Dell 2.0, компания изменилась практически до неузнаваемости. Она сфокусировалась на сервисах, способных в перспективе принести куда больше, чем продажи смартфонов на высоконкурентном рынке. Это заставляет присматриваться именно к ним, а не к «железным» делам, с которыми, впрочем, не все так плохо. По совету одного из читателей, работающего в штаб-квартире Dell в Техасе, я купил планшетный компьютер Latitude 10 на базе Windows 8 и был просто поражен его удобством и продуманностью -- в лучших традициях ThinkPad. Если и другие новые продукты окажутся выполненными с такой же основательностью, скепсис исчезнет даже у тех, кто до сих пор меряют Dell старыми мерками.
На рынке сервисов, куда стремится Dell, также далеко не пустынно, и коллеги по новому бизнесу наверняка не рады еще одному игроку. Поэтому я не рискну утверждать, что метаморфозы Dell сделают ее таким же корпоративным стандартом в облачных сервисах, каковым она была (и остается) в делах «железных». И все же сам факт, что Майкл Делл затеял поворот еще пять лет назад, до начала жутких финансовых неурядиц, свидетельствует о глубокой продуманности такого решения. Это была именно реализация новой стратегия развития, а не попытка что-то по-быстрому заработать на соседнем секторе рынка.
Когда неглупые люди с удовольствием занимаются каким-то делом, обычно получается неплохо. Майклу Деллу и его команде явно нравится их работа, и они хотят продолжить ею заниматься в XXI веке, когда сборка компьютеров на заказ уже окончательно вышла из моды.