«Лунный фестиваль», или «День середины осени», — это 15-й день восьмого месяца по китайскому календарю. В этом году он пришелся на 30-е сентября. Праздник столь яркий, что в 2006 г. правительство КНР назвало фестиваль «нематериальным культурным наследием», а в 2008 г. сделало его официальным выходным днем.
Первые упоминания о празднике можно найти в манускриптах «Джоугуань», которые датируются серединой II века до н.э.
«Лунный фестиваль» – один из трех самых важных праздников Китая. По значимости с ним могут сравниться лишь «Весенний фестиваль» (китайский Новый год) и «День зимнего равноденствия».
Символом празднества выступает «Лунный заяц». По мнению китайцев (первые упоминания об этом можно найти в манускриптах династии Тан), рисунки на Луне в полнолуние похожи на зайца, который мелет в ступе муку для «лунных пирожков». В День середины осени китайцы едят те самые «лунные пирожки», пьют чай, запускают в небо огненные фонарики и танцуют. Но суть праздника заключается в самопожертвовании и благодетельности. Ведь согласно 316-й «Джатаки» (комментариям к произнесенным Буддой строфам, состоящим из 547 историй о прошлых жизнях Будды), заяц бросился в огонь, чтобы накормить монаха. Кроликом был Бодхисаттва, а монахом – Способный Бог. После того как кролик-будда прошел испытание самопожертвованием, Способный Бог сжал гору, извлек ее сущность, изобразил на Луне знак кролика в память о великом поступке и уложил его спать.
Такого пустого Пекина я не видел уже много лет даже в китайский Новый год. «Золотую неделю», которая началась 1-го октября, в год образования КНР (63-я годовщина), жители столицы да и всего Китая решили использовать для путешествий.
На время праздников правительство КНР сделало все скоростные автомагистрали бесплатными. К примеру, дорога из Пекина в прибрежный Далянь, имеющая протяженность 825 км, обойдется в 400 юаней (63 долл.). В то же время билет на поезд стоит 240 юаней. В этом году владельцы машин с количеством мест менее семи смогли во время праздников передвигаться по Китаю абсолютно бесплатно. Это позволило гражданам КНР сэкономить в путешествиях около 20 млрд юаней.
Дороги обслуживаются государственными компаниями, поэтому претворить решение правительства в жизнь было очень просто. Инициатива была встречена восторженно не только автолюбителями, но и малым и средним бизнесом. Ведь сэкономленные деньги можно было потратить на сопутствующие услуги и товары, такие как та же еда и отели. Но результаты эксперимента оказались довольно плачевными. В первый день праздников на дороги КНР на частных авто выехали 86 млн человек.
В последний день сентября выезды из Пекина на все 17 скоростных трасс оказались заблокированными. Слишком много людей решили прокатиться одновременно. К тому же пробки образовались уже в 6 утра. Скорость потока на шоссе с ограничением скорости минимум 100 км/ч местами не превышала 15 км/ч. Дорога из Пекина до Шанхая занимала в 3 раза больше времени, чем обычно. В Гуанчжоу уже в 10 утра скорость потока на выезде из города составляла чуть более 1 км/ч. В большинстве провинциальных городов водители занимали очередь с 29-го октября, чтобы бесплатно выехать в полночь. В ряде провинций автомобильный трафик вырос от 20 до 50% от обычного ежедневного, а на некоторых направлениях – в 4 и даже 5 раз! На 25 крупнейших автомагистралях страны в результате аварий образовались многокилометровые пробки. В тоннеле Шанхай–Кунмин приходилось стоять по 2 ч. Водители по всему Китаю покидали машины, чтобы сделать гимнастику и даже поиграть в бадминтон. Выходившие же из себя нарушали правила, используя полосу, выделенную для машин экстренных служб. За это с прав списывается половина баллов, которые можно использовать за год, что выходит подороже любой платы за проезд…
Одновременно с этим в среднем на 25% были снижены цены на входные билеты в крупнейшие музеи и прочие достопримечательности КНР, в том числе имеющие рейтинг 5 звезд и отнесенные ЮНЕСКО к всемирному культурному наследию. Эта инициатива Комиссии реформирования и национального развития КНР была встречена в Интернете с огромным воодушевлением.
В КНР билеты в национальные парки чрезвычайно дороги. Например, в 245 юаней обойдется посещение заповедника ЧжанЦзяЦзе, который в 2010 г. приобрел всемирную известность как место, ставшее прообразом планеты «Пандора» в фильма «Аватар» режиссера Джеймс Камерон. И это только вход. А чтобы осмотреть все достопримечательности, нужно выложить 723 (!) юаня (за доступ к каждой достопримечательности берется дополнительная плата). Так что инициатива была хорошая. Но опять же, когда я был там полтора года назад, без всяких скидок, очередь на канатную дорогу, по моим довольно-таки нервным оценкам, превышала 1500 человек. Хорошо, что я был одет в форму итальянских ВВС и легко убеждал контролеров пропускать меня, объясняя, что боюсь опоздать в аэропорт. И действительно, я опаздывал на самолет, но, конечно, не в качестве пилота. Именно поэтому входной билет в парк действует в течение трех дней, ведь за один посмотреть все просто невозможно — именно из-за очередей.
В общей сложности с 30 сентября до 7 октября китайцы совершили свыше 365 миллионов поездок (учитывая все пересадки на междугороднем транспорте и т.п.), что на 20% больше, чем в прошлым году. Очень помогли разрядить предпраздничную напряженность новые правила покупки железнодорожных билетов — только по своим документам и на собственное имя. Этот шаг выбил почву из-под ног спекулянтов. Но в праздничные дни активизировались сайты, предлагающие поддельные железнодорожные билеты. Удивительно, но факт. Несмотря на наличие штрих-кода, через цифровые турникеты пассажиры проходят, предъявляя билет контролеру, который дыроколом проделывает в нем дырку. Никакой связи с центральной системой продажи билетов у турникетов до сих пор нет, хотя для этого есть все технические возможности.
С железнодорожными билетами связан закономерный скандал. Сайт бронирования билетов 12306.cn в преддверии «горячего» сезона упал. За несколько дней до праздников он постоянно зависал. А стоит вся система, ни много ни мало, 335 млн юаней (53 млн долл.). В результате в китайском Интернете разгорелись дебаты, и в Министерство железных дорог КНР поступил запрос от местного Навального: «Кто и почему делал этот сайт и отчего именно он выиграл тендер?». Ответить МЖД КНР попросили добровольно, ведь деньги, потраченные на сайт, – народные. В местном аналоге твиттера – Weibo – запрос за пять дней «форваднули» и поддержали 120 тыс. человек.
МЖД КНР ответило формально – мол, каждый праздничный день на сайте открывалось более 1,5 млрд страниц, систему будем улучшать, а проектом занимались две компании, которые получили на программное и аппаратное обеспечение по 199 и 130 млн. юаней соответственно. И сразу возникает вопрос об ушедшем куда-то налево «ляме»!
За формальную отписку сразу же в Интернете припомнили МЖД КНР скандальчик с 5-мин промо-роликом, за который в 2010 г. было заплачено 18,5 млн юаней (2,93 млн долл.). Именитый профессор Шанхайского университета политологии и права Тан Сяотянь выступил с комментарием о том, что Интернет становится эффективным инструментом контроля за расходованием государственных средств. И если МЖД КНР предоставит реальные данные о процессе тендера и компаниях, выигравших их, это станет настоящим прорывом в процессе борьбы с коррупцией. Так-то оно так…
В заключение приведу несколько интересных фактов из жизни Поднебесной. До конца года в Китае будет внедрен (т.е. уже будет выпущены реальные продукты) стандарт энергосбережения China Star. Его цель – дополнить, а вернее встать, во главе нынешней пятиуровневой системы энергосбережения. Презентация стандарта была проведена в сентябре в городе Хэфэй, являющемся «столицей» производства домашней электроники КНР.
Очередной шаг Китай сделал и в направлении изменения потребительских шаблонов и цивилизованного отношения к авторским правам. Поисковик Baidu выплатил трем писателям 145 тыс. юаней за размещение их произведений в библиотеке Wenku. Писатели несколько раз связывались с администрацией поисковика с просьбами удалить их книги из свободного доступа, но Baidu их игнорировал. Изначально размеры исков были примерно в 5 раз больше, но суд принял довольно разумное решение, которое не привело к апелляциям.
А теперь — об iPhone 5. Уже через неделю после появления в Гонконге новый «яблофон» продавался в Пекине всего на 1500 юаней дороже, а 5888 HKD (HKD — гонконгский долл.) по официальному курсу – это всего 4772 юаня, или почти 1000 долл.
После обновления iOS до версии 6 новые карты стали поводом для злословия и огромного количества шуток. Но во время политического кризиса и разногласий с Японией по поводу островов Дайоу новые карты компании Apple помогли разрядить обстановку в Китае. Вот если бы все проблемы можно было решать случайно и к тому же помощью программных ошибок. Это было бы действительно смешно… До встречи!