Охарактеризовать состояние информации что дома, что на работе можно одним словом: «Воруют».

Представив в предыдущей статье угрозы для домашних пользователей, присмотримся повнимательнее к каналам утечки информации с домашних, а также с рабочих компьютеров в организациях, где к защите данных относятся еще не слишком серьезно.

Согласно международному исследованию, проведенному сотрудниками «Лаборатории Касперского» совместно с агентством B2B International в 22 странах мира, включая РФ, за последний год 96% небольших отечественных компаний хотя бы раз сталкивались с информационными угрозами, опережая по этому показателю соответствующие предприятия из США и Европы, где он не превышает 91%.

Чаще всего российские малые и средние предприятия страдают от спама (74%) и вредоносных программ (71%) – вирусов, червей и шпионского ПО. Со взломом компьютеров сталкиваются четверть представителей СМБ-сектора, со случаями корпоративного шпионажа – 12%.

 

Типы внешних угроз, с которыми сталкиваются компании малого и среднего бизнеса

Каналы утечки информации

 

Подобные инциденты в России закончились потерей данных в 40% случаев, в США и Европе — в 23% случаев. Из этого несложно сделать вывод о том, что текущий уровень обеспечения информационной безопасности в России в данном сегменте рынка значительно ниже, чем на таких же предприятиях в Европе и США.

По данным «Лаборатории Касперского», ежедневно регистрируется до 125 тыс. новых угроз, а год назад их было 70 000.

Казалось бы, такое огромное количество угроз должно заставить задуматься, однако результаты опроса показали, что ИТ-стратегия не является приоритетом для компаний малого и среднего бизнеса. Большинство компаний поставили ее на пятое место.

Сейчас наиболее распространены следующие меры информационной безопасности:

• антивирусная защита — 70%;

• регулярная установка обновлений — 62%;

• политика и механизмы аварийного восстановления системы – 46%;

• лишь одна компания из 100 не имеет антивирусной защиты.

Обсуждая информационную безопасность, следует учесть и типичную для России ситуацию с использованием нелицензионного ПО.

Треть небольших российских компаний считают, что преимущества коммерческих антивирусов по сравнению с бесплатным ПО не оправдывают затраты на них. Чуть меньше респондентов (23%) по той же причине допускают применение нелицензионного ПО. Более того, свыше четверти специалистов отметили, что вынуждены использовать бесплатные или нелицензионные версии антивирусных продуктов из-за жестких бюджетных ограничений в компании. В регионах России эта проблема стоит особенно остро: о вынужденном переходе на бесплатные и нелицензионные антивирусы заявили 32% региональных компаний. В Москве этот показатель чуть ниже – 23% организаций.

 

Преимущества лицензионного защитного ПО с точки зрения российских малых и средних компаний

Каналы утечки информации

 

Недостатки нелицензионного защищенного ПО с точки зрения российских малых и средних компаний

Каналы утечки информации

 

Большую тревогу у российских представителей СМБ-компаний вызывает использование социальных сетей. Почти половина опрошенных назвала их главным источником угроз. На втором месте прочно обосновались сменные носители.

Так, 60% малых и средних компаний в России запрещают своим сотрудникам доступ к социальным сетям, 69% – к онлайн-играм, а 52% – к P2P-сетям для обмена файлами (например, BitTorrent, eDonkey).

Так почему же наблюдается такой разброс в цифрах по Европе и США и по России в целом?

Прежде всего потому, что у нас к сектору малых предприятий традиционно относятся те, на которых работают от одного до десяти ПК. Как правило, обеспечением информационной безопасности там занимается системный администратор, к тому же зачастую являющийся приходящим раз в неделю работником. Естественно, в таком случае говорить о качественном обеспечении требований ИБ просто не приходится. На это нет ни времени, ни денег, ни желания. Кроме того, зачастую руководство фирмы просто не задумывается по этому поводу. Чаще всего можно услышать: «Да что у нас воровать? Вот украдут, тогда и думать будем, а пока на насущные проблемы денег нет!».

С одной стороны, такой подход, безусловно, имеет место, а с другой – вполне понятно, почему думают именно так. Для того чтобы задумываться о проблеме информационной безопасности, нужно быть уверенным в том, что твой бизнес просуществует еще хотя бы лет пять. Думаю, что у большинства владельцев малых предприятий такой уверенности просто нет. Тут бы как-то с налоговой (пожарной, санитарной) службами договориться, а вы об информационной безопасности. И пока бизнес строится таким образом, у информационной безопасности будет один из самых низких приоритетов!