Специальные «детские» тарифы и «родительские» сервисы могли бы стать отличным примером взаимовыгодного сотрудничества клиента с оператором. Могли бы, конечно, но пока что-то не слишком торопятся. Вот основные причины не очень удачных опытов «детского тарифопостроения»:
• Маркетологи и разработчики недостаточно отчетливо представляют себе нужды и потребности ребенка. К тому же они радикально изменяются по мере взросления детей, а конструировать дюжину тарифов типа «от двух до трех лет», «для дошколят», «блондинка-второклашка», «юный хипстер» и т. п. никто не собирается.
• Нужды операторов и родителей слишком противоречивы. Сотовики хотят получить от любых клиентов, в том числе малолетних, как можно больший доход. Родители же стремятся обеспечить себе комфорт, а детишкам — максимальную безопасность за минимальные деньги.
• Контентные «услуги» и мошенничество нацелены в первую очередь на любопытных и неразумных, а именно такими и бывают, как правило, дети. Родители ждут от сотовиков защиты от контентных воришек, а сотовики хотят получить от контентщиков утянутые с баланса рубли.
В общем, будем реалистами -- идеальный детский тариф в понимании родителей абсолютно не интересен сотовым операторам. Кстати, не заботит он и детей. Они считают телефон игрушкой и чем-то, развлекающим их, а не устройством, помогающим общаться с любимой мамой.
Операторы честно пытались совместить несовместимое и предложить некие разумные, со своей точки зрения, компромиссы. С большей частью таких попыток можно познакомиться в разделах «Архивные тарифы». Но, увы, в московском регионе остался только «Ринг Динг» у «МегаФона», а его коллеги из «большой тройки» свои варианты детских тарифов уже закрыли. Так что заботливым родителям приходится самим заниматься сборкой «тарифного конструктора» из подручных материалов. А для этого им следует понять, что именно они желают получить на выходе и как должен выглядеть детский «тариф мечты».
Все лучшее детям?
Попытки создать детские тарифы во многом похожи на опыты конструирования детских телефонов, имеющих облегченное управление и урезанные возможности. Спрос на такие модели невелик: технически подкованные детишки предпочитают видеть в своем телефоне не очередного пупсика, а полный набор всех «взрослых» функций. С тарифом — точно такая же ситуация, но его можно хотя бы скорректировать в нужном направлении. Поэтому давайте разберемся, что родители хотят иметь и что им удастся получить.
• Цена вопроса. Хорошо было бы иметь тариф без абонентской платы, но рассчитывать на «трехкопеечные» расходы будет опрометчиво. Также не рациональными будут тарифы с дорогой первой минутой разговора и дешевыми последующими. Да и выгода от «Любимых номеров» с запрограммированными телефонами родителей — популярное заблуждение. Допускаю, что бывают детишки, постоянно названивающие маме с папой и подолгу с ними разговаривающие, но их все же немного. А подобных подростков еще меньше -- опять-таки призываю родителей быть реалистами. Характерный профиль — короткие вызовы, малышам нравится сам процесс совершения звонка. Вариант с посекундной тарификацией с начала разговора — самое то.
• Защита от контента. Почти все родители дают ребенку телефон прежде всего для того, чтобы обеспечить себе душевное спокойствие. Однако их отпрыски норовят использовать его отнюдь не для общения с предками. Скачивание картинок-мелодий, SMS-голосование за эстрадного идола, SMS-чаты и знакомства, короткие платные номера с такими заманчивыми «Горячими разговорами» и т.п. – существует множество способов за пару часов обнулить баланс и остаться без связи. Услуги категории «Запрет контента» появились теперь у всех операторов -- спасибо давлению, оказанному на них Минкомсвязи РФ и другими официальными органами. Но не будем заниматься самоуспокоением, данный сервис в действительности означает только запрет звонков и отправки SMS на короткие номера. Остальные способы заполучить на свою голову «подписку» или еще какую-нибудь контентную дрянь прекрасно работают и при подключении этой услуги. Нужно понимать, что операторы своему бюджету не враги и всерьез бороться с мошенниками не будут. Одной рукой они отталкивают, а другой одобряют новые схемы, позволяющие обходить ими же разработанные «Запреты контента».
• Мобильный Интернет. Ребенок — существо импульсивное, увлекающееся и доверчивое. Следовательно, он крайне уязвим для всяких условно-легальных лохотронов, гороскопов, «занимательных тестов» и прочих воровских «скачай бесплатно». Однако лишать ребенка мобильного Интернета нежелательно, ведь помимо естественной обиды на «дискриминацию» это еще и невозможность пользоваться популярными мессенджерами. А переписываться ребята любят не меньше, если не больше, чем взрослые. Опять-таки экономия на отправке SMS. Задача родителя — научить ребенка азам поведения в Интернете. Главное, категорически нельзя нигде, ни на каком сайте не оставлять номер своего телефона.
• Местоположение ребенка. Еще одна вечная проблема – родительская озабоченность по поводу того, где его (или ее) носит. Современные технологии мобильного позиционирования позволяют даже без GPS-приемника в телефоне определить местоположение аппарата с точностью до 100--300 м (в городе). И это неплохо, так так позволяет понять, не резвится ли дитятко в соседнем парке, вместо того чтобы сидеть за партой. В специальных «детских» тарифах обычно закладывают бесплатную функцию по определению местонахождения телефона, а в иных случаях услугу можно подключить и оплачивать запросы либо «в розницу», либо оптом за разумную абонентную плату.
• Связь с родителями. В идеале, хотя бы короткий звонок маме или папе должен быть гарантирован при любом состоянии баланса. На практике это реализуется только в ныне архивном тарифе МТС, именуемом «Классный». Разумный выход — забить в адресбук телефона ребенка номера родителей в виде USSD-команды «Перезвони мне».
• Управляемость. Хотелось бы, чтобы можно было устанавливать все дополнительные функции и самостоятельно решать, как, в чем и насколько ограничивать ребенка, либо вообще этого не делать. Можно еще помечтать о том, чтобы гибко управлять потреблением дополнительных услуг (еженедельно сколько-то SMS, GPRS-трафика и т.п.) или хотя бы общими расходами. Скажем, по достижении заданной «планки» дневного или недельного расхода денег будут отключаться все сервисы, кроме голосовой связи с родителями. К сожалению, эти мечты не сбудутся, поскольку таких «регуляторов потребления» не предусмотрено. Зато операторы норовят включить «регулятор наоборот»: с копейками на балансе сеть не позволит отправить родителям SMS за 2 руб., зато контентную SMS за 200 руб. — ради бога, недостающую сумму спишут в минус.
Полезные советы
У операторов «заботливо» припасено немало дополнительных сервисов, которые и взрослым-то отключить невредно. А уж детей следует обязательно избавить от них. И наоборот, действительно полезные для кошелька услуги приходится подключать дополнительно. Ниже приведен примерный перечень действий, которые желательно осуществить при детском тарифе, и список потенциальных «засад».
• Получить пароль для входа в интернет-систему самообслуживания («Сервис-Гид», «Интернет-Помощник» и т. п.). Он понадобится для отключения лишнего и подключения нужного, а также для контроля за тем, что происходит с лицевым счетом ребенка.
• Отключить часто входящие в стартовый пакет «полезные» платные услуги типа «Привет», «Замени гудок», ежедневный платный прогноз погоды и т. п. Их коварство заключается в том, что бесплатный период, как правило, не превышает одну-две недели. Также первые дни после активации SIM-карты эти платные сервисы могут быть не видны в «Интернет-Помощнике».
• Подключить бесплатный «Запрет контента». Для этого, возможно, придется позвонить в контактный центр оператора.
• Отключить всякие «ожидания вызова» с «конференц-связями». Ведь ребенок не бизнесмен, такие услуги ему совершенно ни к чему. А деньги при случайных или ошибочных нажатиях они будут исправно съедаться.
• Отключить через SIM-меню операторскую «контентную доилку». В "Билайне» это будет «Хамелеон», в «МегаФоне» — «Калейдоскоп», в МТС -- «МТС-новости». Работа такого сервиса проявляется в виде возникающих на экране рекламно-информационных сообщений. Отреагировал тыком в «ОК» -- получил новость целиком за 10--15 руб. Данная услуга отключается через SIM-меню в телефоне, но об этом чуть ниже.
• SIM-меню — вселенское зло с некоторым количеством полезных служебных сервисов для разнообразия. Можно посмотреть баланс, отказаться от каких-либо услуг или подключить их. Но основное его предназначение — предоставлять примитивные (по нынешним меркам) развлечения за несуразные деньги. Заполучить контентные подписки также можно запросто. К сожалению, отключить это меню невозможно, единственный выход — разъяснительная работа со своим чадом. Ребенок должен понять, что всего этого добра (анекдоты, новости и т. п.) в Интернете полным-полно, причем предлагаемого бесплатно и куда лучшего качества.
• Не забыть отключить зверскую Wap-тарификацию в МТС. В «Билайне» и «МегаФоне» Wap-трафик уже давно уравняли в цене с обычным, отказавшись от этого пережитка прошлого. В МТС поступили мудрее. Там придумали специальную «бесплатную услугу», отменяющую Wap-тарификацию и доступную в Интернет-Помощнике под названием «Wap по цене GPRS». Формально Wap-безобразие вроде бы как отменили, но не для всех, а только для тех, кто «в теме», кто каким-то образом узнает про эту «отмену» и найдет в Интернет-Помощнике заветную «отключалку».
• Если у ребенка на мобильнике установлена ОС Android, то не следует забывать про пункт «Разрешить установку приложений не из Market» в разделе «Безопасность» -- галочки там быть не должно. И нужно объяснить, что всякие появляющиеся предложения вроде «Срочно обновить браузер!» или «Загрузить Flash-плеер» -- в 99% случаев контентное воровство.
• Обнаружив у ребенка очередную контентно-подписочную пакость, не стоит тратить время на общение с контент-провайдером. Это сложно, трудоемко и в половине случаев вообще бесполезно. Максимум, чего удастся добиться, так только того, что подписку отключат, но деньги не вернут. Обращаться нужно сразу к оператору, и тогда появится шанс вернуть хоть часть легально украденного.
Остальное — на усмотрение родителей. В общем, ребенку нужно внушить простую мысль: посторонние «добрые дяди и тети» встречаются редко, а охотники до денег с баланса телефона — наоборот, на каждом шагу. Родной оператор также не входит в категорию «добряков» и своего при случае не упустит.