Совсем недавно, еще лет десять назад, связка из материнской платы и процессора была необходимым, но недостаточным элементом компьютера. Для подключения к Ethernet требовалась сетевая карта. Для прослушивания музыки и звукового сопровождения игр – аудиоплата. Для вывода изображения на экран — графический адаптер. Все это, с одной стороны, добавляло хлопот сборщикам и пользователям (как мы помним, электроника – наука о контактах), с другой — порождало большие современные бизнесы. Ведь все платы и контроллеры надо было кому-то разрабатывать и производить.
Сначала отпала нужда в сетевых картах, потому что порт Ethernet гармонично вписался в панель разъемов на материнской плате. Впрочем, большой трагедии в этом не было — на излете карьеры карт расширения данного типа стоили очень дешево, и серьезной ставки на них никто не делал. Но одновременно начались эксперименты с переносом в материнские платы и аудиорешений. Если первые реализации кодека AC’97 вызывали смесь недоумения и раздражения даже у совсем не требовательных людей, то к 2005 г. интегрированный звук перестал уступать бюджетным картам. Геймеры, правда, продолжали морщиться, но к 2008 г., когда звук в материнских платах стал многоканальным и наконец-то обзавелся стабильными драйверами с достаточным числом настроек, удовлетворились и они. Во что в результате превратились великие Creative и Turtle Beach, чьи новые продукты мы когда-то ждали с замиранием сердца? В производителей аксессуаров – одних из многих. Creative, правда, еще пытается выпускать звуковые карты, но скорее для порядка, чем бизнеса ради. Я сам покупал представителей каждого поколения Sound Blaster, но году в 2008-м, в ходе очередного апгрейда, решил не вставлять обратно X-Fi, а испытать для разнообразия интегрированное в новую материнскую плату решение. Попробовал его – и с тех пор замечательная звуковая карта с позолоченными разъемами грустно пылится на полке, а Creative потеряла одного из последних постоянных покупателей. Наверное, разницу все же можно услышать, но для этого нужны колонки, стоящие втрое дороже самой аудиокарты. Многие люди сейчас склонны к подобным инвестициям? Вот то-то и оно.
Позиции производителей видеокарт до последнего времени были довольно прочными. Да, интегрированные решения появились давно, но очень долго они были пригодны только для офисного употребления, захлебываясь даже от совсем простых игр. Следовательно, хочешь не хочешь, а хотя бы бюджетный графический ускоритель покупать приходилось. Но буквально за год все изменилось. Сначала в процессорах AMD, а потом и в Intel появились графические модули, вполне способные вытянуть онлайн-игры уровня World of Warcraft и World of Tanks. Для более «красивых» игр все еще требуются серьезные ускорители, но разработчики явно учли опыт FarCry и первого Crysis. Если помните, они получали восторженные рецензии в СМИ, однако продавались очень вяло из-за слишком высоких системных требований. Вследствие этого даже невозмутимая Crytek вынуждена была заняться оптимизацией кода, и в результате Crysis 2, вышедший через четыре года после первой части, будучи установленным на тот же компьютер, работал немного быстрее предшественника. В целом же системные требования толком не повышаются уже года три. А значит, если Intel и AMD поднажмут, то их интегрированные в процессор графические ускорители вполне могут достичь уровня нынешних дискретных середнячков. И тогда рынок видеокарт из массового превратится в нишевый. В конце концов, новые Sound Blaster на базе «четырехъядерных процессоров» также кто-то покупает. Однако, не выпускай Creative нашники и колонки, вряд ли бы она свела концы с концами…
Да и делающимся умнее год от года материнским платам приходится несладко. Все больше людей приобретают ноутбуки и моноблоки вместо классических настольных компьютеров, а значит, эти удивительно привлекательные куски текстолита со сложнейшим «обвесом» (я, конечно, про материнские платы, конечно) все чаще будут попадать к нам внутри готовых устройств, а не в красивых коробках. Смена ориентации бизнеса с конечных пользователей и сборщиков на гигантские фабрики, производящие технику иногда для пары десятков брендов одновременно, — задача нетривиальная. Тем более, что те вполне способны поставлять самим себе что угодно.
Впрочем, что там материнские платы – даже на рынке мониторов скоро грядут серьезные перемены — Windows 8 старательно «подгоняют» под сенсорное управление, вследствие чего многим пользователям захочется это испытать. Встает проблема не только поиска качественных сенсорных матриц (их уже и так не хватает), но и изобретения (наконец-то!) покрытия, отталкивающего отпечатки пальцев, изменения конструкции ножки монитора и т.д. и т.п.
И лишь центральные процессоры, похоже, продолжат в соответствии с законом Мура хорошеть в обозримом будущем. Слухи о том, что скоро их работа будет переложена на графические ускорители, оправдались лишь частично. Действительно, GPU потихоньку включаются в общий процесс вычислений, однако началось это только после того, как они стали неотъемлемой частью CPU, разместившись на том же кристалле. Производители процессоров давно поставляют свою продукцию и крупным брендам, и на открытый рынок. Изменения в ту или иную сторону вряд ли их пугают.
Кстати, о переменах. Вы уже побывали на нашем сайте DGL.ru? Если нет, зайдите — там стало интересно.