Так уж сложилось, что подавляющее большинство пользователей персональных компьютеров оценивают мощность своего ПК не количеством одновременно запущенных баз данных, а возможностью запуска современных игровых приложений. И это понятно, ведь развитие компьютерной индустрии просто немыслимо без развлечений. Интересно, что первая коммерческая игровая приставка появилась на рынке в далеком 1971 г. одновременно с первым процессором компании Intel. Основоположником игровой индустрии стала компания Nutting Associates, предложившая игровой аппарат под названием Space. А уже в следующем году была основана фирма Atari, разработчики которой задали путь развития всех игровых систем.
Первой ласточкой стала популярная игра Pong (теннис). С помощью двух черточек и шарика-курсора можно было насладится ею прямо на экране телевизора, не выходя из дома. Популярность этого проекта превзошла все ожидания, что не могло остаться незамеченным маркетологами конкурентов.
Так, компания Magnavox предложила первую в истории домашнюю видеосистему Odyssey. Впрочем, назвать ее компьютером было бы сложно -- начинка аппарата состояла из сотни транзисторов, резисторов и конденсаторов.
Следующим шагом к покорению сердец заядлых игроманов стало внедрение системы картриджей. В середине 1970-х гг. компания Atari представила модель Video Computer System 2600 (Atari VCS 2600), продажи которой начались в 1977 г. Она имела заменяемый модуль памяти, что позволило запускать на одной приставке разные игры. Изменились и технологии -- вместо дискретных компонентов в приставке был установлен настоящий 8-разрядный микропроцессор MOS6507, дополненный графическим адаптером Stella и целыми 128-байт ОЗУ!
Устройства постоянно совершенствовались, однако их игровые возможности долгое время оставляли желать лучшего. Лишь в 1985 г. компания Nintendo выпустила новую модель Nintendo Entertainment System (NES). В ней были реализованы несколько концептуальных решений, послуживших стимулом для дальнейшего развития индустрии игровых приставок: росли тактовые частоты микропроцессора и видеоадаптера, появлялись специальные аудиоконтроллеры, а традиционный картридж уступил место более удобным носителям.
Интересно, что на современном рынке стационарных игровых приставок представлены устройства всего лишь трех производителей -- Microsoft, Sony и, конечно, Nintendo. Давайте же посмотрим, что сейчас предлагают они игроману.
Nintendo Wii
Эта приставка впервые была продемонстрирована в 2006 г., а ее реальные продажи начались лишь в 2008 г. из-за задержек с разработками специальных игровых приложений. Впрочем, Nintendo Wii обладает обратной совместимостью со своей предшественницей -- приставкой Nintendo GameCube, так что весь игровой ассортимент для GameCube подходит и для Wii. Кроме того, модель может работать с играми для развлекательных платформ Nintendo 64, SNES (Super Nintendo Entertainment System) и даже NES (Nintendo Entertainment System), более известной как Dendy.
Аппаратная начинка устройства, нужно признать, не блестяща. Ее сердцем служит 730-МГц процессор IBM Broadway, построенный на архитектуре PowerPC, а за видео отвечает адаптер ATI Hollywood. По сути, это всего лишь модернизированная GameCube, а значит, HDTV-картинка по-прежнему остается недоступной пользователям. Все, что имеется, -- это PAL и NTSC с разрешением 720х576 или 720х480 точек соответственно.
Прекрасно понимая, что откровенно слабое устройство вряд ли привлечет внимание покупателей, разработчики решили изменить самое главное -- взаимодействие игрока и приставки. Вместо обычного геймпада был применен так называемый Wiimote (сокращение от Wii Remote), обладающий двойной системой пространственной локации. Пульт был снабжен акселерометром и ИК-приемником, помогающим определить положение игрока относительно экрана телевизора. Кроме того, Wiimote оснастили собственным динамиком и модулем памяти, в котором хранился профиль пользователя. Следовательно, со своим пультом можно было ходить в гости к друзьям, имеющим аналогичную приставку. Помимо того, каждый Wiimote обладал возможностью подключения дополнительных контроллеров -- от стандартных геймпадов до рулей, гитар и пистолетов.
Кстати, приставка Wii подходит не только для игры, но и для других целей. Правда, и здесь она не блещет -- к примеру, не умеет проигрывать ни HD-видео, ни даже DVD, хотя в ней и установлен DVD-дисковод. Увы, данное устройство подходит лишь для просмотра фотографий в формате JPEG с SD-карт памяти, которые Wii использует в дополнение к встроенным 512-Мбайт ПЗУ, предназначенным для сохранения игр.
Интересно однако, что Nintendo Wii по-прежнему продается, несмотря на все свои недостатки и даже явные недоработки, хотя сейчас ее популярность существенно уступает моделям компаний Microsoft и Sony.
Стандартный комплект поставки включает два пульта управления -- Wiimote и Wii Nunchak. Первый из них, больше всего напоминающий предназначенный для телевизора, используется в качестве основного средства управления. А второй, Nunchak, применяется как дополнительный джойстик в различных играх, не связанных со спортом. Еще один любопытный аксессуар получил название Wii MotionPlus -- он оснащен усовершенствованными гироскопом и акселерометром, позволяющими более точно отслеживать перемещение в трехмерном пространстве. Это помогло реализовать такие функции, как закрутка шарика в настольном теннисе или реалистичная битва на мечах. Одновременно был представлен набор спортивных игр Wii Sports Resort, позволяющий продемонстрировать все преимущества MotionPlus.
Кроме того, для Wii Remote выпускают специальные удлинители, выполненные в форме ракеток для большого и настольного тенниса, мечей, луков, клюшек для гольфа и даже боксерских перчаток. Продаются и рули, предназначенные для автосимуляторов, а специальная удочка помогает рыболовам скрасить долгие зимние вечера, наслаждаясь рыбалкой с помощью приложения Fishing Master.
Еще одним интересным дополнением для приставки могут стать беспроводные электронные весы -- Wii Balance Board. Они обладают довольно высокой функциональностью -- их можно использовать в симуляторе горных лыж, аэробики, танцевальных играх или упражнениях по йоге. Balance Board работает от двух обыкновенных АА-батареек в течение примерно 60 ч. Устройство рассчитано на пользователей с массой до 136 кг.
Sony PlayStation 3 Slim
Компания Sony представила свое видение игровой консоли нового поколения в конце 2006 г. Основными ее преимуществами перед конкурентами должны были стать многоядерный процессор IBM Cell и оптический дисковод с поддержкой Blu-ray, предназначенный для носителей объемом до 50 Гбайт.
С тех пор Sony изготовила несколько вариаций консоли, последней из которых стала компактная и экономичная модификация Slim. Именно она и продается сейчас по всему миру.
Основой аппаратной составляющей игровой приставки является восьмиядерный 3,2-ГГц процессор IBM Cell BE, дополненный графическим ускорителем RSX (тактовая частота 500 МГц, 256 Мбайт видеопамяти типа GDDR3). В качестве ОЗУ выступает 256-Мбайт модуль Rambus XDR, работающий на частоте процессора, а носителем служит 2,5-дюймовый жесткий диск объемом 20 Гбайт, 40, 60, 80, 120, 160, 250 и 320 Гбайт с возможностью замены.
Комплектация также может различаться. Например, в настоящее время на прилавках магазинов представлено огромное количество вариантов, включающих дополнительно одну или несколько игр и различные аксессуары (в частности, интересный контроллер Move). Кстати, подобный комплект может оказаться весьма выгодным приобретением, ведь если покупать изделия по отдельности, затраты будут существенно выше.
Приставку можно подключать к телевизорам Full HD с разрешением 1080p. Помимо своего основного предназначения, она позволяет смотреть фильмы Blu-Ray и работать в Интернете. Более того, при желании на PlayStation 3 допустимо установить дистрибутив Linux-системы, благо многочисленные пользователи давно раскрыли большинство секретов компании Sony.
Разумеется, такое устройство подходит не только для игр. В частности, для тех, кто хочет работать с интернет-браузером или общаться в текстовом чате во время сетевых игр, предусмотрена беспроводная клавиатура, присоединяющаяся к джойстику. Нельзя сказать, что маленькие кнопки удобны для быстрой печати, но для заполнения адресной строки или коротких команд в Сети устройство вполне годится. Кстати, к приставке можно подключать обычные клавиатуры и мыши от компьютера.
Настоящим игроманам будут полезны различные управляющие модули, из которых наибольшей популярностью пользуются SplitFish Frag, Bannco FRAGnStein, Penguin United Eagle Eye и Team Xtender XFPS Rateup. Эти полезные аксессуары, работающие со скоростью USB 2.0 и обладающие хорошим временем отклика, позволяют сохранять пользовательские профили с настройками. Впрочем, имеют они и недостатки, главным из которых является необходимость изменять настройки для каждой новой игры. Кроме того, определенные сложности возникают и в приложениях, применяющих свойства оригинального контроллера приставки, например в известной Heavy Rain, где широко используется гироскоп.
Есть и варианты Wiimote под названием PlayStation Move и PlayStation Eye, по сути копирующие концепцию Nintendo. Работают они отлично, особенно в спортивных играх и «шутерах». Кстати, для всех контроллеров продаются специальные удобные подставки для подзарядки, симпатично выглядящие на столе или тумбочке.
Microsoft Xbox 360 Slim
Компания Microsoft представила свою первую игровую приставку в 2001 г. Ее технические характеристики были существенно лучше, чем у конкурентов, а по архитектуре она была максимально приближена к обычному персональному компьютеру, что существенно упрощало процесс разработки игровых приложений. Впрочем, в то время особой популярности приставка не получила, поскольку на этой модели было не во что играть. Невыразительные приложения уступали играм Sony PlayStation 2 -- безусловным лидерам продаж, чьи рекорды не побиты до сих пор.
В конце 2005 г. компания представила новую модель приставки, получившую название Xbox 360. Она комплектовалась Core и Premium, а сама платформа именовалась Xenon. К сожалению, у Xbox 360 не только отсутствовал HDMI-порт, но и имелся еще один существенный недостаток -- устройство сильно нагревалось, так как процессор и ускоритель были изготовлены по 90-нм технологии.
Через два года после начала продаж Xenon сменилась новой версией -- Zephyr, имеющей HDMI-порт. Однако проблемы, связанные с охлаждением, были разрешены лишь в 2008 г., после выхода третьей ревизии приставки под названием Falcon. Установленный в ней центральный процессор был изготовлен по 65-нм технологии, что значительно снижало температуру и позволяло избежать перегревов. Спустя год после выпуска последней ревизии классической Xbox 360 компания Microsoft изготовила Slim-версию, которая продается и по сей день.
Аппаратная платформа базируется на трехъядерном 3,2-Ггц процессоре производства компании IBM, изготовленном по 45-нм технологии. Благодаря этому приставка почти не греется и работает практически бесшумно. Кроме того, на ее задней панели находятся три USB-порта и специальный AUX-разъем для подключения устройства Microsoft Kinect, позволяющего осуществлять управление ею с помощью движений и голосовых команд.
Оно довольно большое и увесистое, да и размеры у него почти такие же, как у приставки. На передней панели этого устройства находятся зеленый светодиод и три камеры. Одна из них настоящая, она предназначена для видеозаписи (разрешение 640х480 точек при 30 кадр/с), а две другие являются просто датчиками с инфракрасной подсветкой, анализирующими движения. На каждой из боковых сторон установлено по два микрофона для распознавания речи, отсекающих лишние шумы и идентифицирующих источник звука в пространстве. Функциональность Kinect не ограничивается играми -- предусмотрено также управление меню с использованием жестов и посредством голосовых команд. И хотя возможности последнего способа ограничены, реализуются они вполне успешно.
* * *
Итоги
Стоит отметить, что аппаратная составляющая всех представленных в настоящее время на рынке игровых приставок не изменялась уже в течение нескольких лет. Для компьютерной индустрии такое просто немыслимо, ведь «гонка вооружений» в этой области давно уже воспринимается всеми как должное. Причин такой стагнации несколько. Первая из них -- отказ от привычных комплектующих, характерных для персонального компьютера, ведь приставки разрабатываются исключительно для игрового применения. Например, Sony PlayStation 3 оборудована уникальным многоядерным процессором IBM Cell, великолепно справляющимся с просчетом «физики» в играх, что делает примененные спецэффекты весьма реалистичными. За обработку графики отвечает специализированный процессор RSX, а в качестве ОЗУ выступает высокопроизводительная память XDR DRAM, которую в персональных компьютерах встретить вряд ли удастся. Впрочем, есть и еще одна причина, заключающаяся в том, что разработчики приложений вынуждены максимально оптимизировать программный код под аппаратные возможности приставок, ведь в случае «подтормаживания» пользователь не может пойти в магазин и купить новый видеоадаптер или, скажем, увеличить объем оперативной памяти. Скорее всего, такие игры просто не будут покупать, и следовательно, подобные проекты попросту не будут иметь коммерческого успеха. В итоге нет недовольных -- производители приставок могут на несколько лет забыть о необходимости вложений в модернизацию изделий, а «геймеры» продолжат наслаждаться новыми «шутерами» и «стратегиями». Отдуваться за тех и других будут исключительно разработчики программного обеспечения.
Впрочем, подобная ситуация не вызывает никаких претензий у программистов. Более того, производители игр уже давно отдают предпочтение именно приставкам и не слишком спешат выпускать версии для ПК. Похоже, что в последнее время персональные компьютеры перестали рассматриваться в качестве основной игровой платформы.