С катанами и шашками на танк с пулеметом
Катаны против «Гатлингов» -- символ «Заката самураев» («ЗС»), широко растиражированный еще со времен первого представления игры. На самом деле, подобные столкновения старого и нового -- редкость по ходу основной кампании. Даже самые ортодоксальные дайме не чуждаются европейских военных изобретений, и битвы очень быстро становятся похожими сначала на Empire: Total War, а на высоких уровнях развития -- даже на Napoleon: Total War, с господством линейной тактики и артиллерийскими гранд-батареями. Так что освоившим два упомянутых продукта, игра «ЗС» не преподнесет никаких тактических сюрпризов.
«Железный конь приходит на смену крестьянской лошадке»: громоздкие деревянные сараи на веслах и утлые лодчонки с десятком-другим аркебузиров сменились настоящими боевыми кораблями на паровом ходу, имеющими мощное артиллерийское вооружение. Сами же морские битвы какими были, такими по большому счету и остались, напоминая -- извините за такое сравнение! -- кружение каракатиц в блюдце с водой. Мой вам совет: позаботьтесь о правильном количественном и качественном составе ваших эскадр, оставив тактику на усмотрение искусственного интеллекта.
Имеющийся в наличии флот решает многое
Под стать возросшему боевому потенциалу флота и изменения в стратегическом режиме войны на море: корабли теперь могут не только пиратствовать на торговых путях и блокировать порты, но и захватывать их, а также проводить обстрелы городов и армий, находящихся на берегу в пределах досягаемости бортовых орудий. В общем, не сомневайтесь, в такой стране, как Япония, правитель без собственного сильного флота -- вовсе не правитель, а так, потенциальная пища для более предусмотрительных конкурентов.
Приметы времени: железная дорога, неспешно чадящая на окраине города ткацкая фабрика и гайдзин-военспец, обучающий войска нашего славного дайме последним премудростям ратного дела. А что вы хотите, на дворе -- вторая половина XIX в., 200-летняя изоляция эпохи Токугава осталась в прошлом, и в Страну восходящего солнца хлынули самые современные достижения науки и техники… Разумеется, все это не могло не найти отражения в «Закате самураев», при том, что механика стратегической части игры не изменилась ни на йоту -- любой ветеран SHOGUN 2 за 5 мин освоится с местным геймплеем!
Привычное со времен «Сегун 2» древо научного развития в «ЗС» было дополнено понятием «Уровня модернизации» (слева на экране -- шкала из красных прямоугольников). Попросту говоря, чем больше современных построек возведено, тем выше этот самый уровень. Всего же их четыре: по достижении каждого из них снижается боевая эффективность традиционных войск (мечников, лучников и т.п.), зато открывается доступ к новым военным и промышленным технологиям, часть из которых также повышает уровень модернизации. Только помните, слишком быстрый прогресс вызывает растущее недовольство подданных, которое может взорваться кровавым и разрушительным восстанием традиционалистов.
Квартал звездно-полосатых фонарей
Предел мечтаний просвещенного правителя новой эпохи -- торговое и дипломатическое представительство «развитых стран». Заводить шашни дозволяется с одной из трех великих держав: Англией, США или Францией. Бонусом за «правильный» выбор будут ускоренное научное развитие и -- внимание! -- доступ к продвинутым юнитам выбранной страны-партнера, пусть и за немалую цену. Впрочем, заметную разницу в иностранной военной помощи ощутят только знатные флотоводцы: ни у кого, кроме французов, нельзя заказать броненосцы с причудливым названием «Л’Осьон»…
***
Безусловно, «Закат самураев» удалась если не на все 100%, то на 99,99% уж точно! И пусть компьютерные оппоненты пока плохо справляются с железнодорожным строительством; корабли противника в бою нет-нет да и упрутся друг в друга, что те бараны на мосту. Системные же требования, к сожалению, нисколько не снизились со времен оригинала -- все это, выражаясь языком научных рецензий, «не уменьшает общего положительного впечатления от представленной работы». Перед нами очередная хорошо сработанная и почти идеально подогнанная под выбранный исторический период Total War, где в который уже раз Creative Assembly не ударила в грязь лицом. А имеющиеся недостатки искусственного интеллекта, уверен, будут вылечены за два-три исправления, после чего это творение и вовсе предстанет перед игроками во всей красоте и силе. И, конечно же, с нетерпением ждем анонса следующей «Тотальной войны»!