Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
С катанами и шашками на танк с пулеметом

Катаны против  «Гатлингов»  -- символ «Заката самураев» («ЗС»), широко растиражированный еще со времен первого представления игры. На самом деле, подобные столкновения старого и нового -- редкость по ходу основной  кампании. Даже  самые ортодоксальные дайме не чуждаются европейских военных изобретений, и битвы очень быстро становятся похожими сначала на Empire: Total War, а на высоких уровнях развития -- даже на Napoleon: Total War, с господством линейной тактики и артиллерийскими гранд-батареями. Так что освоившим  два  упомянутых  продукта, игра  «ЗС» не преподнесет никаких тактических сюрпризов.

 

 

Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
 Век пара и брони

«Железный конь  приходит на  смену крестьянской лошадке»: громоздкие деревянные сараи на веслах и утлые лодчонки с десятком-другим аркебузиров сменились настоящими боевыми кораблями на паровом  ходу, имеющими мощное артиллерийское вооружение.  Сами же морские битвы какими были, такими по большому счету и остались, напоминая -- извините за такое сравнение! -- кружение каракатиц в блюдце с водой. Мой вам совет: позаботьтесь о правильном количественном и качественном составе ваших эскадр, оставив тактику на усмотрение искусственного интеллекта.

 

 

Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
 Имеющийся в наличии флот решает многое

Под стать  возросшему  боевому потенциалу флота и изменения в стратегическом режиме войны на море: корабли теперь могут не только пиратствовать на торговых путях и блокировать порты, но и захватывать их, а также проводить обстрелы городов и армий, находящихся на берегу в пределах досягаемости бортовых орудий. В общем, не  сомневайтесь,  в такой  стране,  как Япония, правитель без собственного сильного флота -- вовсе не правитель, а так, потенциальная пища для более предусмотрительных конкурентов.

 

 

Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
  Чуден Суо при ясной погоде…

Приметы времени: железная дорога, неспешно чадящая на окраине города ткацкая фабрика и гайдзин-военспец, обучающий войска нашего славного дайме последним премудростям ратного дела. А что вы хотите, на дворе -- вторая половина XIX в., 200-летняя изоляция  эпохи Токугава  осталась в прошлом, и в Страну  восходящего солнца  хлынули самые современные достижения науки и техники… Разумеется, все это не могло не найти отражения в «Закате самураев»,  при том, что механика стратегической части игры не изменилась ни на йоту -- любой ветеран SHOGUN 2  за  5  мин  освоится с местным геймплеем!

 

 

Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
 Бремя реформатора

Привычное со времен «Сегун 2» древо научного развития в «ЗС» было дополнено понятием «Уровня модернизации»  (слева на  экране -- шкала из красных  прямоугольников).  Попросту говоря, чем больше современных построек возведено, тем выше этот самый уровень. Всего же их  четыре:  по достижении каждого из них снижается боевая эффективность традиционных войск (мечников, лучников и т.п.), зато  открывается  доступ к новым военным и промышленным технологиям, часть из которых также  повышает  уровень модернизации. Только  помните,  слишком быстрый прогресс вызывает растущее недовольство подданных, которое может взорваться кровавым и разрушительным восстанием традиционалистов.

 

 

Total War: SHOGUN 2 -- Закат самураев
  Квартал звездно-полосатых фонарей

Предел мечтаний просвещенного правителя новой эпохи -- торговое и дипломатическое представительство «развитых стран». Заводить шашни дозволяется с одной из трех великих держав: Англией, США или Францией.  Бонусом  за «правильный» выбор  будут  ускоренное научное развитие и -- внимание! -- доступ к продвинутым юнитам выбранной страны-партнера, пусть и  за немалую цену.  Впрочем, заметную разницу в иностранной военной помощи ощутят только знатные флотоводцы: ни у кого, кроме французов,  нельзя  заказать броненосцы с причудливым названием «Л’Осьон»…

 

***

Безусловно, «Закат самураев» удалась если не на все 100%, то на 99,99% уж точно! И пусть компьютерные оппоненты пока плохо справляются с железнодорожным строительством; корабли противника в бою  нет-нет  да и упрутся друг в друга, что те бараны на  мосту. Системные же  требования, к сожалению,  нисколько  не снизились со времен оригинала -- все это, выражаясь языком научных рецензий, «не  уменьшает  общего положительного впечатления от представленной работы». Перед нами очередная хорошо сработанная и почти идеально подогнанная под выбранный исторический период Total War, где в который уже раз Creative Assembly не ударила в грязь лицом. А имеющиеся недостатки искусственного интеллекта, уверен, будут вылечены за  два-три  исправления, после чего  это творение  и вовсе предстанет перед игроками во всей красоте и силе.  И,  конечно  же,  с нетерпением ждем анонса следующей «Тотальной войны»!