Китай и его прагматичный патриотизм

 

Хотя  мужчина я довольно суровый, все равно очень люблю фильм «Титаник». Билеты на премьеру 3D-версии заказал заранее. «Плоскую» версию знаю практически наизусть, и потому был несколько озадачен отсутствием Розы в неглиже в нужное время и в нужном месте. Вот это да! Цензура! Озадачившись, выяснил, что в  1998 г.  в Китае фильм демонстрировался без купюр. Однако…

 

Китай и его прагматичный патриотизм

 

Ситуация действительно интересная. Ведь за 14 лет китайцы уж никак не опуританились, а  скорее  наоборот… Самым цитируемым сообщением в местной микроблогосфере  стало:  «Мы ждали  этот  фильм столько лет. И не только айсберга». Тем не менее, согласно опросу  Weibo.com,  китайского аналога  Twitter,  фильмом остались довольны 73% аудитории. Остальные высказывали неудовольствие,  но  в первую  очередь  не фильмом, а ценой  за  билет. Поход на премьеру в  кинотеатр  IMAX  обошелся  в довольно приличную сумму  --  150 юаней (чтобы получить сумму в  рублях,  умножайте на 5).

По разным оценкам,  3D-"Титаник" соберет  от 500 до 550 млн. юаней.  Стоит отметить,  что обычный «Титаник»  на протяжении 11 лет  занимал в Китае первую строку по сборам  с цифрой в 360 млн.  юаней.  Лишь в 2009  г.  его обогнали вторые «Трансформеры». В прошлом году кинотеатры собрали 13 млрд. юаней – на 30% больше, чем в  2010 г..  Цифра фантастическая.

Но  вернемся  к  цензуре. На  самом деле  она  не  средство заботы  о нравах, а  эффективный инструмент  влияния на западный  кинобизнес.  Помимо цензуры,  в Китае действует  квота -- в течение одного года  на экраны кинотеатров страны выпускается лишь 20 (!) иностранных фильмов. Чтобы обойти этот запрет, кинокомпаниям приходится создавать совместные предприятия с  китайцами, так что  фактически  ежегодно  на экраны выпускается  около  50 зарубежных картин.

 

Китай и его прагматичный патриотизм

 

К примеру,  Walt Disney и Marvel Studios уже объединились с пекинской компанией DMG  Entertainment. Они  будут совместно  снимать  третьего «Железного человека», который выйдет в мае 2013  г.  Dreamworks Animation SKG уже строит совместную с китайцами студию в Шанхае и в следующем году планирует выпустить на экраны Китая 14 анимационных и 3D-фильмов. Джэймс Кэмерон на закрытии Пекинского международного кинофестиваля (в рамках которого было показано более 250 фильмов) объявил, что  также  всерьез подумывает о сотрудничестве с китайскими кинопроизводителями.  Так что,  пожалуй,  будешь принимать во внимание,  когда недвусмысленно намекают на плохо прикрытые ягодицы,  ведь  на кону астрономические деньги…

Хотите  осуществлять прокат фильмов  – инвестируйте, «договаривайтесь» и платите налоги и сборы. Не хотите – как хотите. Так, картина «Король говорит!», которая вышла в широкий  мировой  прокат в конце 2010  г.,  появилась на экранах в Китае лишь в конце февраля 2012  г. Так происходит  не только в синематографе,  но и  в абсолютно всех сферах бизнеса в Китае. За примером далеко ходить не  надо,  взять хотя бы провал  Google. 
Главная ошибка,  которая привела  к тому, что всемирно популярный поисковик влачит в Китае существование не просто жалкое, а близкое к коме, заключается  в том, что  его  менеджмент пытался вести бизнес по западным стандартам. Попросили ввести цензуру поиска антиправительственных и сепаратистских  тем --  «Нет!». Закрыли  YouTube --  «Нет!» Отобрали на время лицензию на ведение  интернет-бизнеса --  «Нет! Мы  перенесем  сервисы в Гонконг!». Закрыли доступ к g.cn и google.cn,  к большинству  сервисов, вплоть до Google Docs. Опомнились, но уже было поздно. Компания не только упустила время, но и осталась без «горы, на которую можно опереться».

 

Китай и его прагматичный патриотизм

 

И вот тут  китайский поисковик  Baidu развернулся  в полную силу. Он переманил  практически весь  персонал у Google, а когда тот  набрал новый – опять переманил.  Baidu имеет прекрасный административный ресурс, поскольку работает по местным правилам. А менеджмент там тоже американский –  это китайцы,  получившие образование в  США. 

На следующий же день после анонса Google Drive его заблокировали. А зачем?  Видимо, потому, что на прошедшей в конце марта Baidu Developer Conference было анонсировано «самое китайское» мультиплатформенное облачное хранилище Wang Pan (http://www.115.com). Опять же, DropBox, Box, SugarSync, iCloud и SkyDrive прекрасно работают, а у Google как-то не  очень выходит.  У  крупнейшего в Китае интернет-поисковика  Baidu уже 82% поискового рынка,  а  за ним  следует Sina.com с 7%.

Целенаправленное выживание компании  Google с рынка Китая почти завершено. При этом  ее убирают  уже не только с континентального, но и гонконгского рынка. В середине апреля  текущего года   Гонконгская ассоциация  киноиндустрии потребовала, чтобы видеохостинг  YouTube компенсировал  308  млн. долл.  за 500 роликов из 200 фильмов, которые были просмотрены свыше 40 млн. раз. Поскольку  подобные  прецеденты уже были, гонконгский суд вполне может встать на сторону истца. Кстати, в свой новый  видеосервис, iQiyi.com, тот  же Baidu вложит в этом финансовом году 50 млн.  долл. 

Между  тем, у Apple дела в Китае идут в гору. На долю Поднебесной за первый квартал 2012  г.  пришлось 7,9 млрд.  долл., а  это 20% совокупного дохода «яблочников». Для сравнения – за прошедший финансовый год эта цифра составляла 12%, а  пару лет  назад – всего 2%. В ходе визита на фабрику Foxconn в  городе Вухань, столице  провинции  Хубэй  ,  на которой, кстати,  работают  свыше 120  тыс.  человек, Тим Кук назвал Китай самым приоритетным рынком после США. А  все  благодаря стремительному росту «среднего класса» Поднебесной.

Не знаю, сколько приходится на Китай из 35,1 млн.  айфонов,  проданных за  первый  квартал сего  года,  но мне кажется, что не меньше половины. Создается  ощущение,  будто  с iPhone ходит даже не каждый второй, а почти  все,  и нет  (вернее,  не было) его только у меня.

В апреле China  Mobile,  крупнейший оператор связи в Китае (свыше 650 млн.  абонентов),  отрапортовал, что количество iPhone в его сети превысило 17 млн. Но при  этом  3G-сеть China Mobile построена на стандарте TD-SCDMA,  который -- только  вдумайтесь в  это --  не поддерживается (!) айфонами.

Значит,  люди пользуются GPRS. Кстати, 2G-абонентов у China Mobile  уже  603 млн. «Полноценных» же 3G-пользователей у оператора  --  59  млн., ведь  смартфоны  для китайского стандарта мобильных сетей третьего поколения  TD-SCDMA выпускают все производители  мобильников в Китае. 

 

Китай и его прагматичный патриотизм

 

Компания  China Unicom,  имеющая  сеть совместимого  стандарта, продает  iPhone с 2009  г., но  пользователей  3G-сетей у нее  поменьше – 48 млн. Каждый месяц  обе рынкообразующие компании  получают по  3,0–3,5  млн. новых подписчиков  на 3G-сети,  но China Mobile отстает  от лидера  примерно на 500  тыс.  В марте iPhone 4S появился у оператора China  Telecom, имеющего  на апрель  уже  42 млн. подписчиков. Несмотря на столь впечатляющие цифры, уровень проникновения  3G-сетей  в Китае  все  еще  низок, он  составляет менее 14%.

По утверждению China Mobile, следующее поколение iPhone получит новый чип  производства компании  Qualcomm, который будет поддерживать  наряду с 4G-сетями  и TD-SCDMA. Но из-за рабочих моментов я поторопился сдать свой бастион и  вышел  из категории приверженцев концепции «телефон для того, чтобы звонить и отправлять  SMS плюс  будильник». Дожидаться выхода iPhone 5 я не стал, а поскольку требовались iOS и 3G, мне пришлось не просто положить в ящик стола  любимый аппарат  Nokia 8910i, но и сменить оператора.

Я  перешел  из China Mobile в China Unicom.  А так как номер  переносить  было  нельзя, пришлось покупать новый.  Подойдя  к  этому делу основательно, я нашел  на Taobao.com торговца красивыми номерами. Вместо старого с четырьмя  восьмерками подряд  я купил номер  уже  с  пятью восьмерками.

 

Китай и его прагматичный патриотизм

 

Нумерологией в Китае пронизаны все сферы жизни, а красивый номер телефона – один из важнейших бизнес-инструментов. Произношение цифры 8 [ba] созвучно с [fa] «процветание, богатство,  успех»,  и чем больше  восьмерок  в номере, тем круче. Стоило это чуть дешевле, чем сам айфон.  Причем  номер  у меня  не пекинский, а города Дзинань. Схожий пекинский стоит почти втрое дороже. Интересно, что «иногородность» номера никак не отразится на счетах за связь. В сервисах 3G у China Unicom отсутствует понятие роуминга, в любом городе стоимость минуты разговора и трафик  стоят  одинаково внутри сети. Звонки на мобильные других операторов обойдутся чуть дороже, но это мелочи. Жаль, что покрытие и скорость передачи данных не  очень хороши,  но  все  же  это  лучше, чем GPRS.

Возвращаясь к нумерологии и телефонным номерам. Например, номер  колл-центра  доставки McDonald’s – 517-517, что очень созвучно  с  «Я хочу есть, я хочу есть». В то же время цифра 4 созвучна со словом «смерть», поэтому содержащие четверки телефонные номера – самые  дешевые,  и  они  подойдут лишь несведущим иностранцам.

А, вспомнил  о единственном неудобстве  иногороднего номера.  Всякий  раз, когда пропадает связь, сеть посылает мне  SMS:  «Добро пожаловать в Пекин!». Выглядит это странно, ведь я давно  уже  не чувствую себя в  Пекине гостем…  Счастливо!