Картина, которая радует взор и согревает душу любого поклонника серии Mass Effect (ME): Шепард в укрытии, враги в атаке. Поначалу кажется, будто перед нами все та же старая добрая ME2 -- «сплав» сюжетно-ориентированной ролевой игры и шутера от третьего лица с развитой системой укрытий. Однако в ME3 наш герой выучился еще и быстрому перемещению между укрытиями, прямо как Адам Дженсен из Deus Ex: Human Revolution. Другое важное отличие от «предшественниц» статичный экран передать не в состоянии: в третьей части игры враги значительно прибавили в уме, ловкости и сообразительности. Впрочем, даже на самых настырных у Шепарда найдется управа…
А вот и та самая управа: пушки -- последний довод королей, кулаки -- последний аргумент спецназа! Приятно иногда треснуть особо надоедливого хаска или боевика «Цербера», не тратя на него лишний десяток патронов. Но вообще-то, конечно, перед нами точь-в-точь геймплей ME2 с небольшими, можно сказать, косметическими изменениями. И в этом есть свои плюсы: по крайней мере, «ветеранам» серии не придется тратить время на прикладку к игре, ничто не будет отвлекать их от повествования, а это важно, поскольку ME3 -- все-таки завершающая часть эпической трилогии, а не отдельная игра «сама по себе».
Единственное (!) заметное изменение ролевой системы -- любая способность персонажа на высоких уровнях развития делится на две «ветви», причем, как правило, с командными или личными бонусами в каждой. Честно говоря, глубокий смысл нововведения от меня ускользнул: а чем старая-то система была плоха?! Ладно, слава богу, в остальном обошлось без «инноваций», а то могли бы поддаться искушению и нагородить чего-нибудь непотребного, как в неда
вней Jagged Alliance: Back in Action. Воистину, «не исправляй то, что не сломалось» -- золотое правило для всех сфер человеческой деятельности, в том числе и для разработчиков игр.
Основная сюжетная фабула ME3 была известна задолго до ее выхода. Несмотря на усилия, приложенные Шепардом в первых двух частях игры, Жнецы вторглись в Галактику, сметая все на своем пути. Теперь бравому капитану предстоит потрудиться, сколачивая в альянс против захватчиков уже не отдельные личности, а военизированные организации, целые расы и звездные системы. Однако главная проблема не в том, какую историю и как рассказывают нам разработчики, а в том, как они ее завершают. На самом деле, финал -- самая слабая часть ME3, а если еще вспомнить, что игра закрывает всю трилогию, его вообще иначе как провальным и не назовешь!
«Ба! Знакомые все лица!» -- для истинных фанатов серии третья часть станет настоящим бенефисом. Они вновь встретятся со всеми персонажами, пережившими события первых двух игр, и на собственной шкуре будут ощущать последствия всех решений, принятых ими в ME1/2. Пожалуй, такой углубленной «подстройки» сюжета под конкретного игрока еще никогда не было в компьютерных играх… И разумеется, здесь будет все, за что мы так любили предыдущие Mass Effect: неожиданные сюжетные повороты, сложные моральные дилеммы, мастерски выписанные взаимоотношения как главных, так и второстепенных героев и т.д. и т.п. Как же все-таки хорошо, что не одной развязкой жива любая ролевая игра!
Страх и ужас ME3: кооперативный сетевой режим на четырех человек. По содержанию -- точная копия «Орды» (The Horde) из Gears of War 2, по сути -- ненужная «приправа» к основному «блюду», которую к тому же впихивают игрокам насильно, заставляя зарабатывать очки «галактической сплоченности», необходимые для максимально благоприятного исхода сюжетной кампании. Совет -- поиграйте столько, сколько надо для достижения 100%-ной «сплоченности», и забудьте местный мультиплеер как страшный сон. Успеем еще наиграться в онлайне в будущей Mass Effect MMORPG…
**********************************************
Всем удалась Mass Effect 3: и ладно сработанным сюжетом, и отточенным, вывереннным до мелочей геймплеем, и приятной картинкой при относительно невысоких системных требованиях, и многим-многим другим. А игроки все равно недовольны, не такого финала эпического повествования ожидали они от BioWare! Вот так неправильно поставленная в конце истории точка может стать крестом на многолетних усилиях разработчиков… Но не будем слишком строги к канадцам. Во-первых, никто до этого не делал RPG-трилогию, пронизанную и связанную единым сюжетом, так что вправе ли мы упрекать BioWare за то, что им не удалось оправдать завышенные ожидания игроков?! Во-вторых, -- хотя это и кажется невероятным в наше время циничного маркетинга, бесконечных сиквелов и выжимания последних соков из ошметков легендарных франшиз -- разработчики все-таки решились расстаться с героем. Какой бы ни была следующая Mass Effect, Шепарда на главных ролях мы там уже не увидим. Все-таки одиссея капитана завершилась, пусть даже не так четко и выразительно, как хотелось бы… Мой вам совет: забудьте обо всех действительных и мнимых недостатках игры, и просто насладитесь последней главой этой саги. Ведь вполне возможно, что следующей Истории такого размаха и такой глубины нам теперь придется ждать от игроделов еще лет десять-двадцать…