Живя в Пекине пятый год, я, к своему стыду, признаюсь, что не успеваю адаптироваться к стремительным темпам развития Поднебесной и постоянно удивляюсь всему и вся. То, как растет и развивается Китай, потрясает. Поэтому свой первый «Поднебесный блог» для «Мира ПК» я полностью посвящу интересным цифрам, фактам и статистике.
Итак, начнем с моей излюбленной темы – интернет-торговли. Официальный день защиты прав потребителя в Китае – 15 марта. В этот день из крупнейшего интернет-магазина Taobao.com было удалено, по разным оценкам, от 25 до 30% всех лотов. Одна часть была убрана за пару дней до этого самими продавцами, боявшимися санкций, другая – самой администрацией Таобао. Исчезли все лоты с признаками «контрафактности». Те, кто не успел убрать «левак» и попал под раздачу, смогут вернуть лоты обратно только через неделю. Один из моих знакомых продавцов часовых реплик попал под показательный арест и засветился на ТВ.
Помимо онлайна, по всему Китаю (особенно в Гуанчжоу и Шенжене) прошли показательные рейды, а на горячую линию 12315 я дозвонился лишь с десятой попытки. Интересно, что в тот же день Ассоциация потребителей Китая с помощью Министерства промышленности и информационных технологий закрыла несколько компаний, специализирующихся на подчистке плохих комментариев о продавцах. Цены на такие услуги составляют от 300 до 10000 юаней (чтобы получить соответствующую цену в рублях, умножайте на 5) за одну тему в форуме или описании товара.
На седьмом месте по важности вопроса на повестке последнего съезда Всекитайского собрания народных представителей КНР стояла пищевая безопасность. Уже к 2015 г. в Китае будет введена новая система маркировки и кодировки еды. Основанная на базе QR-CODE, она будет содержать исчерпывающую информацию о том, кто производитель данного товара, а также о конкретной партии, времени производства, ответственном за качество технологе и о прочих сопутствующих условиях. Проверить все несложно через Интернет. После нескольких инцидентов с некачественными продуктами, в том числе с детским питанием и поддельным рисом (под видом риса продавали пластик, и это не шутка), контроль над производством еды серьезно ужесточили. После закрытия сессии премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао лично посетил сельскохозяйственные предприятия провинции Хэннань, пообещав повысить закупочные цены и субсидировать топливо. Кроме того, он потребовал сделать еще больший акцент на механизации труда в связи с урбанизацией и сокращением количества рабочих рук.
Замечу, я очень люблю Пекин за полное отсутствие рекламы на улицах. Допускаются только вывески. Нет того агрессивного информационного мусора, который долбит тебя по голове со всех сторон, как в той же Москве или другом «цивилизованном» городе. Реклама здесь разрешается только в метро, в лифтах и на общественном транспорте. Не так давно Framedia.net, главный игрок на рекламном рынке Китая, внедрил новую платформу. На сайте q.com.cn можно бесплатно получить миниатюрную RFID-карту с понравившимся рисунком и привязать ее к мобильнику. Потребитель, поднеся карту к рекламному видеотерминалу, мгновенно получает на телефон исчерпывающую информацию о товаре или акции.
Цены на жилье в Пекине стремятся к небесам. В 2007 г. 1 кв. м стоил 3000 юаней. Сейчас в новостройке по соседству с тем же домом квадратный метр стоит уже 50 000 юаней. Вэнь Цзябао обещает, что цены упадут. Для этого в октябре прошлого года в столице начали строить 10 млн. новых квартир, субсидируемых из бюджета.
К 2020 г. застроенная территория Пекина превысит 3,817 кв. км, город будет децентрализован и разделен на три бизнес-центра. Вокруг Пекина появится 11 городов-сателлитов и 9 территорий сельскохозяйственного и рекреационного назначения.
В этом году рост ВВП не превысит 7,5% (против 9,2% в прошлом). Это закономерный процесс, связанный не только с кризисом Европы, но и с плановой реструктуризацией экономики, переориентированием на повышение социальной справедливости, развитие внутренних процессов и внутреннего спроса. Еще на замедление роста ВВП влияют старение нации и экологические проблемы. На них указал в своем выступлении на мартовском форуме по развитию Китая Ма Дзьянтан, глава Национального бюро статистики. На конец 2011 г. в Китае насчитывалось 185 млн. пожилых людей – в возрасте от 60 лет и выше. К 2015 г. эта цифра увеличится еще на 43 млн. Интересно отметить, что, согласно последнему исследованию Шанхайского университета Дзяо Тонг, 82% молодежи не намерены заниматься семейным бизнесом своих родителей после их ухода на пенсию и собираются искать свой путь.
Индекс потребительских цен (ИПЦ), один из главных показателей инфляции, в феврале составил в КНР исторический минимум за последние 20 месяцев – 3,2%. В 2012 г. правительство планирует удержать ИПЦ в пределах 4%. В прошлом году на долю внутреннего потребления пришлось 51,6% ВВП – 18,1 триллиона юаней, что на 11,6% больше показателей предыдущего года. Министр коммерции Чен Деминг заявил, что в 2012 г. Китай может стать крупнейшим импортером в мире. Кстати, в 2011 г. объемы импорта выросли по сравнению с 2010 г. на 24,9% -- до 1,32 трлн.
Сейчас потребительский спрос на подъеме, особенно в секторе рынка предметов роскоши. В настоящее время в стране действуют 660 пятизвездочных отелей, а в 2012– 2013 гг. в строй будут введены еще 500, причем из них на острове-курорте Хайнане – 40 (почти столько же действует в настоящее время).
Вместе с тем, культовый отель Ritz London в Англии в феврале начал принимать кредитные и дебетовые карточки системы Unionpay (китайский аналог Visa). С транзакций и за конвертацию валюты не взимается комиссия. В том же Harrods или Selfridges (именно этот магазин стал первым принимать карты Unionpay в 2010 г.) китайские покупатели тратят в среднем 4200 евро за визит. За прошлый год, по данным Unionpay, китайцы за границей заплатили с помощью банковских карт 300 млрд. юаней, а в 2010 г. -- 180 млрд. юаней. По оценкам Всемирной организации туризма, к 2020 г. туристические поездки ежегодно будут совершать не менее 100 млн. китайцев.
Именно Китай стал инвестором номер один в Германии в 2011 г., обогнав США по количеству и суммам инвестпроектов. По данным агентства Германии по торговле и инвестициям, Китай реализовал 158 проектов, а США -- 110, причем по большей части связанных с инжинирингом и автомобилестроением. К 2015 г. совместное предприятие Beijing-Benz Automotive Co Ltd. намерено в 5 раз увеличить объемы производства, доведя их до 420 тыс. автомобилей в год и представляя ежегодно по одной новой модели. Сейчас компания производит E-Class, C-Class и GLK. Продажи Beijing-Benz в 2011 г. выросли на 86% -- до 93 тыс. авто. В этом году запланировано продать 120 тыс. автомобилей. Одновременно с этим Jaguar Land Rover (принадлежащая, кстати, индийской Tata Motors) и китайская Chery Automobile Co. Ltd. объявили о намерении создать недалеко от Шанхая совместное предприятие стоимостью в 2,11 млрд. евро. Кстати, к февралю 2011 г. прямые иностранные инвестиции в Китай снижались уже четвертый месяц подряд. Причем на конец этого месяца над инвестиционными проектами за границей работают почти 800 тыс. китайцев.
В 2011 г. красное вино стало самым популярным напитком в Китае, заняв 39% рынка алкоголя. Поэтому неудивительно, что компания Moet Hennessy Asia Pasific купила в провинции Юннань 30 га для разведения виноградников для вина премиум-класса. За прошлый год компания заработала в Китае 3,62 млрд. евро.
В то же время одним из самых быстрорастущих сегментов рынка стали фильтры для воды. За год их продажи увеличились вдвое. Столь стремительный рост обусловлен несколькими инцидентами, связанными с загрязнением питьевой воды. Уже сейчас производством фильтров занимаются свыше 3000 компаний. В ближайшее время правительство намерено ввести единые стандарты, что позволит четко регулировать рынок.
После последнего скандала в Пекине, когда флагманский магазин Apple просто не открыл двери перед многотысячной толпой ожидавших iPhone 4S, гонконговское подразделение поступило умнее. Единственный официальный магазин известил покупателей о том, что создавать очередь не имеет смысла – ее просто не признают. Была проведена официальная онлайновая лотерея, и победители пришли и просто забрали свои покупки.
Перекупщиков, толпившихся у входа, выдворили из магазина с помощью полиции. Впрочем, на Таобао модель iPad 3 уже продается – по цене на 800 юаней дороже, чем в Гонконге. Возвращаясь к 4S – толпу в Пекине также пришлось разгонять, и недовольные лаобайсины, отстоявшие с десяток часов за обещанные фарцовщиками 100 юаней и не получившие ничего, забросали магазин яйцами. Посмотрим, что будет с iPad 3.
За три дня работы компания Zhuhai Cirrus General Aviation Co Ltd. продала 14 американских бизнес-джетов Cirrus SR20s и SR22s по цене 3 и 5 млн. юаней соответственно. В ближайшее время правительство обещает открыть небо для легкомоторных самолетов, курсирующих на высоте ниже 1000 м.
Закончу данными о интернет-популяции Китая. В марте она превысила отметку в 525 млн. пользователей, из них 38% выходят в Интернет только с мобильных телефонов. Пожалуй, хватит фактов и цифр. Надеюсь, вам было так же интересно читать о Поднебесной, как мне – жить в ней. До встречи.