Не знаю, есть ли сегодня у народа серьезная потребность выбирать себе новый монитор: практически все уже обзавелись, а предметы эти, по опыту, отнюдь не скоропортящиеся.
Мой последний, например, проработал лет 15 и работал бы, не исключено, еще столько же, не замени я его по настоянию врача и жены: с ЭЛТ на LCD. Почему они на этом настаивали, — я так и не приложу ума. Понятно, слабенький (по кишкам) ЭЛТ-монитор утомляет и портит глаза, сам в свое время убедился. Но если у ЭЛТ-монитора хорошая начинка, если он способен выдавать на разрешении 1600х1200 (или на ныне модном 1920х1080) герц эдак 85, — ни глаз, ни даже мозг такого мерцания, по-моему, и не замечает. (А у моего, девятнадцатидюймового Nokia Multigraph 446XPro, начинка была дивно как хороша и на вышеназванных высоких разрешениях выдавала и 85 Гц, и 86, и даже — порой — аж 87!).
С другой стороны, — мы говорим про 85 Гц и даже про 115, — а у нынешних LCD-мониторов, особенно на вышеобозначенных разрешениях, частота редко бывает выше вообще 60 Гц. Однако… Однако между электронно-лучевыми и жидкокристаллическими Герцами есть, как говорят в Одессе, две большие разницы: жидкие кристаллы по своей натуре — устройства крайне инерционные. Любители, например, поиграть во что-нибудь покруче, подинамичнее, не удовлетворяются скоростью отклика матрицы в 5 мс, им одну-две подавай, но это, на мой вкус, что-то, скорее, религиозное. Эти самые 1-2 мс, которыми хвастают производители некоторых мониторов, близки к остеровским попугаям, ибо представляют собою время смены черного состояния на белое, а не одного серого на другое, что чаще всего в жизни и встречается и занимает куда больше этих самых одной-двух миллисекунд. Да и на ЭЛТ-мониторах иной раз заметишь след белой движущейся точки.
Зато можно сказать с уверенностью, что про рекордное время отклика пишут производители мониторов исключительно на TN-матрицах. Их, правда, в настоящий момент на рынке подавляющее большинство, — но это никак не нейтрализует их родовые недостатки: невеликий и несимметричный угол обзора, заметное изменение цветов картинки при этих углов изменении, особенно сверху вниз или снизу вверх, — как производитель поставит матрицу, — и, наконец, недостаточная цветовая глубина: шесть бит на цвет вместо полноценных (TrueColor) восьми.
И, хотя за монитором, как правило, сидит один человек и может позволить себе роскошь не особенно угол обзора менять, — на мой вкус, лучше немного переплатить (по нынешним временам — ну, десяток-другой процентов) и взять матрицу IPS или *VA и чувствовать себя покомфортабельнее.
И вот сейчас мы переходим к главному. Забравшись на price.ru и определившись с диагональю будущего монитора (23 дюйма), я аббревиатуры IPS или *VA не встретил, кажется, в описании ни одного. Зато в половине случаев там можно было прочесть аббревиатуру TN (Twisted Nematic), в описаниях остальных — просто чистая, гулкая на этот предмет тишина. И я уверяю вас, что такая тишина означает именно TN, потому что что IPS-, что MVA-, что PVA-матрицей и производитель, и продавец не преминули бы похвастаться.
Описания мониторов на price.ru и вообще порой просто потрясают. Вынесенные в заголовок слова — часть такой вот фразы из описания монитора PHILIPS 232E2SB: «Этот монитор оснащен разъемом и совместим со всеми современными компьютерами и ноутбуками».
Тут же уж кстати о разъемах. Моя старая Nokia Multigraph 446XPro имела два входа: обычный D-SUB и пятиканальный RGB, оканчивающийся, впрочем, той же D-SUB-вилкой. Разница в качестве картинки была заметно мала, но два входа позволяла подключать к монитору — попеременно, по нажатии на кнопку, — два компьютера. А у меня их как раз два: рабочий и простенький, качающий себе торренты. Так что, подбирая монитор, я был внимателен к наличию у него хотя бы двух входов.
Выбрал я, в конце концов, iiyama ProLite X2377HDS (http://bit.ly/yy3s3k), — двадцатитрехдюймовый монитор на IPS матрице (увы, большинство iiyam'овских мониторов — тоже на TN). Потому, во-первых, что шестнадцать лет назад, еще до Nokia, у меня был монитор именно от iiyama, который стоил тогда уж-жасно дорого (17 дюймов за 1200 долларов), был крайне редок на рынке (еле раздобыл, по знакомству) и считался очень крутым и профессиональным. Потому, во-вторых, что IPS. В-третьих, что с тремя входами (даже с HDMI). И, наконец, в-последних (по порядку, а не по значению), — потому, что прост, и поэтому — хорош собой. Глянцевая неширокая черная рамка, приятная на взгляд, хоть и собирающая пыль. Упрятанные под нижний обрез кнопки управления (прибегать к которым все равно приходится в жизни крайне редко, — после первой серьезной настройки), позволяющие достаточно много. Тонкая, но устойчивая ножка. Дырочки под настенную VESA. И, конечно, девятитысячная цена, разве что на тысячу-полторы превышающую то, что просят за TN-собратьев.
Написал я о процессе выбора монитора затем, что он — как ни неожиданно, — достаточно труден по информации из Интернета. То есть, желательно представлять себе главные потребительские параметры и уметь угадать (или не угадать) их в часто намеренно мутных описаниях. А покупать где-нибудь «в натуре», на Горбушке, скажем, или на Савёле, — вряд ли кто из тамошних продавцов представит вам такой широкий выбор, как представляет Сеть, — и совершенно не исключено, что побродив воскресенье напролет по одному из этих рынков, вы просто не встретите IPS- или MVA-экземпляра.