Давным-давно в далекой-далекой галактике… джедай-«хилер», республиканский солдат-«танк» и контрабандист-«дамаджер» объединились в группу и отправились в рейд набить «экспы» и разжиться «лутом». Или так: по сообщениям общегалактической сети HoloNet, сегодня в PvP-сражении (player vs. player -- игроки сражаются друг с другом) победили бойцы гильдии «бешеный банта»… Напрасно поклонники «Звездных войн» (ЗВ) в недоумении морщат лоб, думая, что все это -- горячечный бред автора. Просто длинный, как шея Сарлакка, список игр «по мотивам» наконец-то, к вящей радости поклонников жанра, пополнился MMORPG -- Star Wars: The Old Republic (SW:TOR).
Новая надежда
Неспокойно в далекой-далекой Галактике. Только что отгремела опустошительная 28-летняя (!) Великая галактическая война (Great Galactic War) между Республикой (Galactic Republic) и возродившейся в пламени войны Ситхской империей (Sith Empire). Казалось, буквально вчера с таким трудом было подписано перемирие между сторонами -- и вот все опять катится в тартарары, прямиком к новому конфликту! А все потому, что горячие головы с обеих сторон не удовлетворены условиями мирного соглашения. Республиканцы жаждут взять реванш и поквитаться с захватчиками-ситхами, вышвырнув их из всех оккупированных миров за пределы галактики. А у Темных лордов свой повод для недовольства, дескать император не дал им окончательно добить врага, утвердив тем самым полную победу Темной стороны. Так что установившийся статус-кво и перемирием-то по-хорошему не назовешь, скорее, надо говорить о «холодной войне» между Республикой и Империей. Понимая, что ситуация неизбежно вновь взорвется настоящей, «горячей» войной, участники конфликта лихорадочно копят силы, готовясь к будущим битвам…
Как вам завязка игры, интригует? Только не говорите мне, что традиционное для вселенной ЗВ противостояние -- «Республика vs. Империя/ситхи vs. джедаи/Темная сторона Силы vs. Светлая» -- вам уже приелось и не вызывает ничего, кроме зевоты. На самом деле, имея в распоряжении такой богатый материал и потенциально огромную целевую аудиторию, для успеха достаточно было сделать «клон» World of Warcraft (WoW) про «далекую-далекую галактику» -- и, уверен, популярность SW:TOR была бы гарантирована. Но разработчику -- а это, между прочим, не кто-нибудь, а настоящий тяжеловес «геймдева», легендарная BioWare собственной персоной -- показалось недостойным просто взять и подчистую содрать все у конкурентов, надеясь вырваться вперед только за счет раскрученности «Звездных войн». И канадцы решили двинуть жанр вперед, сделав то, что до них еще никто не решался делать в MMORPG: полноценную сюжетную кампанию для каждого из игровых классов. Первые впечатления от такой инновации -- самые положительные. Следовать лихо закрученному сценарию, терзаясь на каждом шагу сложным моральным выбором, гораздо интереснее тупого «манчкинства» в стиле «стань паладином 90-го уровня» или «нафарми миллион голды и купи себе новый волшебный посох». В общем, тем, кто любит интересные истории и ненавидит -- простите за прямоту! -- примитивное «задротство», SW:TOR должна понравиться, в этом я убежден. Где бы еще найти столько времени, чтобы осилить кампании за все классы, просто ума не приложу…
Войны клонов
«Собирая» геймплей игры, в BioWare, очевидно, руководствовались известной мудростью всех инженеров: «Не ремонтируй то, что не cломалось!» или любимым заклинанием политиков: «Надо взять все лучшее и отбросить все худшее!» Только, в отличие от последних, канадские разработчики все же являются настоящими профессионалами в своем деле, потому и получается у них, как говорится в рекламе, «неизменно превосходный результат». Все, что искушенные поклонники RPG/MMORPG желают видеть в игре, -- это классические, извините за тавтологию, классы; мощную систему прокачки персонажа со множеством умений и перков; возможность глубокой кастомизации оружия, снаряжения и внешнего вида игрока; развитый крафтинг; интересные групповые PvE- (player vs. Environment -- игроки сражаются совместно против персонажей, управляемых компьютером) и PvP-задания; удобный внутриигровой интерфейс, и т.д., и т.п. Все это есть в SW:TOR. Едва ли даже самые рафинированные любители ролевых игр найдут к чему придраться в новых ЗВ. Кстати, панелька быстрого доступа к умениям и окно чата «прибиты» непривычно, не так, как в любимом WoW… Скажу вам по секрету, так и было задумано: сделать так же функционально, как у конкурентов, но чтобы выглядело совершенно по-другому. «Не ремонтируй то, что не сломалось», -- просто переставь местами и покрась в другой цвет.
Шутки шутками, а вот за что BioWare на самом деле заслуживает аплодисментов, так это за то, как умело и, я бы сказал, ненавязчиво разработчики приучают игрока к MMORPG-механике. Начиная с совсем простых PvE-квестов, рассчитанных на двоих, сложность групповых заданий плавно нарастает по мере развития вашего персонажа, достигая кульминации в специальных зонах для PvP-сражений, которые здесь так и называются -- Warzones. Но к тому моменту как вас допустят к PvP-аренам (а для этого, в зависимости от сервера, нужно достигнуть минимум 10--20-го уровня развития персонажа из 50), вы, во-первых, уже не будете мальчиком для битья и, во-вторых, освоите все премудрости и тонкости взаимодействия с другими членами вашей команды. Вот так переучивание с RPG на MMORPG происходит легко и почти незаметно, что, несомненно, должно понравиться людям, не искушенным в онлайновых ролевых играх . А ведь все это PvE/PvP еще и умело с сюжетной кампанией переплетено… Впрочем, не буду вдаваться в подробности: зачем портить вам впечатление от игры?! Сами все увидите!
Призрачная угроза
С технической точки зрения новая Star Wars выполнена на достаточно высоком уровне, однако без традиционного (к сожалению!) для MMORPG-проектов снижения качества картинки и здесь не обошлось. Как ни выкручивай на максимум уровень графики, стоит только камере во время диалогов взять крупным планом лица персонажей, то сразу становятся видны и жидковатые текстуры, словно заимствованные из игр пятилетней давности, и ужасающие «лесенки» по краям, и другие «артефакты», указывающие на недостаточное соответствие игры современным 3D-технологиям. Чтобы вы еще сильнее прониклись глубиной падения BioWare, напомню: SW:TOR является PC-эксклюзивом, т.е. никаких технических ограничений, связанных с кросс-платформенностью, на которые так любят жаловаться разработчики, заведомо не налагалось. Ну что поделать, таковы особенности жанра: надо обеспечить максимальную доступность игры на любом «железе»… Ладно, зато какие здесь общие планы, просто загляденье!
Утопающий в песке Коррибан с гробницами древних ситхских правителей, монументальная столица империи Дромунд-Каас, раскинувшаяся посреди диких и опасных джунглей, ночная Нар-Шадда с ее подчеркнуто порочной цветовой гаммой и многие другие планеты -- каждый из миров SW:TOR по-своему уникален и неповторим, вы никогда не спутаете их ! И с этой точки зрения работа художников, дизайнеров уровней и программистов BioWare заслуживает, конечно же, самой высокой оценки.
Завершая обсуждение технического воплощения ЗВ, стоит сказать пару слов о звуковом сопровождении игры.
Поскольку SW:TOR создавалась не просто по лицензии, а при самом непосредственном участии Lucas Arts, надо ли упоминать о том, что и легендарное «вззз-вззз» световых мечей, и монументальная музыка маэстро Джона Уильямса занимают подобающее им место в акустической палитре «Старой республики». Первый же ролик накрывает фанатов «Звездных войн» с головой -- яростная битва на мечах «ситхи vs. джедаи» под легендарную Duel of Fates, и дальше будет только круче, особенно когда в самом разгаре жестокой схватки вам, как бы невзначай, врубят на заднем фоне что-то очень похожее на тему Дарта Вейдера… Атмосферно? Да. А что еще нужно настоящим любителям и ценителям Star Wars?
Возвращение джедаев… и всех остальных
Есть такое избитое выражение: «Покупатель голосует рублем». Так вот, к сведению: за месяц с небольшим, прошедший с момента выхода SW:TOR, многие гильдии World of Warcraft уже в полном составе «переселились» из Азерота на просторы далекой-далекой Галактики. И это несмотря на высокую -- почти 20 долл. в месяц -- стоимость подписки и «детские болезни» игры, например, перегруженность серверов, из-за которой игроков в «Старую республику» до сих пор запускают волнами… Так что, если ни пример MMORPG-ветеранов, ни мое авторитетное (шутка, шутка!) мнение, сформулированное в данной статье, не подвигнет вас на знакомство с SW:TOR, то я просто и не знаю, что вам еще нужно для вдохновенья! Хотя… дозревайте пока, тем более что будут еще и исправления, и масштабные дополнения, которые, несомненно, сделают игру интереснее и глубже. Но в одном я точно уверен уже сейчас: у тандема BioWare-Lucas Arts все получилось, и перспективы у этих «Звездных войн» самые радужные.
Системные требования: Intel Core 2 Duo-2000 и выше, AMD Athlon 64 X2-2100 выше, 1,5-Гбайт ОЗУ (2-Гбайт для Vista/7), ATI Radeon XT1800, nVidia GeForce 7800 GT, Intel GMA 4100 или лучше, не менее 256 Мбайт видеопамяти и полная поддержка Shader Model 3.0, 8Х-дисковод DVD, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.
Разработка: BioWare
Издание: Electronic Arts