Loyd Case. How to Build a Compact Gaming PC. PC World, January 2012,
Желаете сыграть партию в локальной сети? Согласитесь, что перетаскивать с места на место массивный настольный ПК или ограничивать себя возможностями слабенького портативного компьютера -- не лучшее решение. Поэтому сейчас я расскажу, как впихнуть все «потроха» игрового ПК в изящный корпус, рассчитанный на системную плату формата MicroATX. (В статье указаны цены на комплектующие в Москве на конец января 2011 г. -- Прим. ред.)
Выбор корпуса и источника питания
На протяжении многих лет мои симпатии принадлежали корпусам InWin, однако времена меняются, и другие компании стали предлагать более интересный дизайн. Но сравнительно недавно у InWin вновь появились отличные корпуса, прекрасно подходящие для сборки игровых ПК. Примером такого корпуса является модель InWin Dragon Slayer (3300 руб.). Она напоминает полноразмерную «башню», которая внезапно съежилась под воздействием каких-то таинственных сил. Тем не менее глубина корпуса осталась вполне достаточной для установки больших графических плат.
Следует признать, что размещение компьютерных компонентов внутри такого корпуса превращается в непростую задачу из-за ограниченного пространства, остающегося в нашем распоряжении. Отсек для жестких дисков, в частности, располагается как раз напротив блока питания, вследствие чего глубина последнего ограничена всего 6 дюймами (чуть больше 15 см). Я выбрал хорошо зарекомендовавшую себя модель Corsair AX750 (6000 руб.), имеющую мощность 750 Вт и размеры (ВxШxГ) 86x150x160 мм. Но даже при стандартных габаритах уложить кабели питания оказалось непросто. К счастью, корпус Dragon Slayer достаточно широк для того, чтобы разместить кабели позади отсека с системной платой. Это позволяет несколько уменьшить хаос, возникающий при переплетении спутанных проводов.
Еще одно небольшое затруднение было связано с тем, что от разъема USB 3.0 на передней панели корпуса требовалось проложить кабель к задней части корпуса и подключить его к разъему USB 3.0 на задней панели системной платы.
Выбор системной платы
С учетом поставленной задачи главным ограничением для меня являлась не стоимость, а размеры и энергопотребление. При этом требовалось подобрать хорошо разгоняемую системную плату, ориентированную на любителей игр. После некоторого размышления я остановил свой выбор на модели Asus Maximus IV Gene-Z -- высококачественной плате формата MicroATX, построенной на базе системной логики Intel Z68, имеющей четыре гнезда памяти и обычный для игровых системных плат старшего класса набор функций и свойств (если не принимать в расчет размер).
Плата Gene-Z стоит 6400 руб. Это больше цены, запрашиваемой за платы MicroATX, но меньше, чем стоят платы ATX такого же класса. Плата совместима со стандартными кнопками перезагрузки и включения питания, имеет BIOS с разделом управления питанием, характерным для плат старшего класса, и множество портов USB (в том числе и USB 3.0).
На ней присутствует большое количество разнообразных разъемов, в том числе цифровые видеовыходы, открывающие доступ к преимуществам механизма виртуализации графики Intel Z68, разработанного компанией LucidLogix. Благодаря функции Virtu, высокопроизводительную дискретную графическую плату можно использовать даже тогда, когда дисплей физически подключен к интегрированным графическим компонентам, появившимся в процессорах Intel Sandy Bridge. Таким образом, при работе с обычными приложениями будет задействована графическая подсистема Intel HD Graphics с низким энергопотреблением, а при запуске игр компьютер осуществит переключение на высокопроизводительный графический процессор.
В комплекте с Gene-Z поставляется программное обеспечение Creative Labs THX TruStudio Pro, расширяющее возможности аудиоподсистемы и функционала студии звукозаписи. TruStudio Pro -- одна из немногих программных систем обработки звука, которая мне действительно понравилась.
На плате хватает места для установки большого процессорного вентилятора. Сейчас такие аксессуары в достаточно широком ассортименте предлагают независимые производители. Впрочем, я не планировал сильно разгонять систему, а потому не стал устанавливать у себя дорогой вентилятор.
Выбор процессора и оперативной памяти
Оптимальным вариантом для большинства игровых систем считается процессор Intel Core i7-2500K, но я решил отдать предпочтение модели Core i7-2600K. Более высокая тактовая частота в сочетании с технологией Intel Hyper-Threading позволяют эффективно использовать этот процессор не только для игр.
Хорошая системная плата и хороший процессор заслуживают памяти, которая окажется им под стать. Мой выбор пал на память DDR3 с тактовой частотой 1600 МГц (применять память с более высокой тактовой частотой не планировалось). Под эти требования идеально подошел комплект Corsair Vengeance DDR3 емкостью 8 Гбайт, который обошелся мне в 1900 руб. Стоит отметить, что сегодня наличие быстрой памяти DDR3 имеет очень большое значение.
Подбор графической платы
Цели собрать бюджетный ПК я перед собой не ставил, но при этом не собирался и платить большие деньги за самые последние достижения технической мысли. Дополнительными ограничениями стали размеры корпуса MicroATX, а также особенности подсистем электропитания и охлаждения. Мне нужна была графическая плата, которая издавала бы поменьше шума, не потребляла слишком много электроэнергии и хорошо справлялась с большинством современных игр.
Примером такого устройства является модель Asus GTX 570 DirectCU II, ее можно приобрести примерно за 12 800 руб. Первое, что бросается в глаза, -- очень большой блок охлаждения, из-за чего графическая плата занимает в ширину сразу три отсека. Устройство не имеет присутствующей на большинстве моделей GTX-схемы, ограничивающей подаваемое напряжение. Это позволяет пользователям устанавливать такие параметры электропитания, какие они сочтут нужными. (Учтите, однако, что без ограничителя напряжения вы можете необратимо повредить плату.)
Компания Asus предлагает инструмент для разгона SmartDoctor, но качество его пока оставляет желать лучшего. Тем, кто действительно хочет ускорить свою плату, рекомендуем зайти на сайт, посвященный графическим процессорам старшего класса Asus Matrix, и найти в категории Utilities утилиту GPU Tweak для своей версии Windows. Хотя этот инструмент создавался для плат семейства Matrix GTX 580, он вполне подойдет и для семейства 570.
Если вы просто хотите повысить тактовую частоту, GPU Tweak автоматически поднимет напряжение. Следовательно, ПК начнет потреблять больше электроэнергии. Вот почему мы установили у себя блок питания мощностью 750 Вт. Разгон электронных компонентов предполагает наличие пространства для маневра.
Добавление подсистемы хранения
Для игр понадобится быстрая подсистема хранения.
Что касается оптического устройства, вполне достаточно будет недорогого дисковода DVD с функцией записи. Модель Lite-On iHAS124 хорошо справится с этой задачей.
В качестве основного средства хранения мне хотелось бы выбрать набор, состоящий исключительно из твердотельных дисков, но в этом случае при покупке достаточно большого дискового пространства для игр цена компьютера фактически удваивалась. Одним из важных достоинств набора микросхем Z68 является поддержка технологии кеширования Intel Rapid Storage Technology SSD. Достаточно приобрести твердотельный диск небольшого объема и включить поддержку массива RAID, чтобы SSD-диск стал служить эффективным кеш-буфером для жесткого диска.
Я решил отдать предпочтение сочетанию быстрого жесткого диска Western Digital VelociRaptor объемом 600 Гбайт и твердотельного диска Intel 311 SLC емкостью 20 Гбайт. В итоге скорость загрузки системы и запуска приложений заметно возросла по сравнению с конфигурацией, в которой присутствовал лишь один диск VelociRaptor. А на твердотельные диски общей емкостью 600 Гбайт мне пришлось бы потратить около 20 тыс. руб. или даже больше.
Если вы хотите получить подсистему хранения большего объема, жесткий диск емкостью 2 Тбайт со скоростью вращения шпинделя 7200 об/мин обойдется примерно в 5000 руб., а в сочетании с кеширующим твердотельным накопителем вы получите примерно такую же производительность, как и в конфигурации, выбранной мною.
Производительность и разгон
Сейчас разгон компьютера осуществляется проще, чем когда-либо ранее, но следует помнить, что он несет в себе определенные риски. Меня всегда устраивала работа процессора на стандартной для него тактовой частоте. А вот тактовую частоту оперативной памяти лучше выбрать побольше, тем более что память DDR3-1600 в наши дни вполне доступна. Увеличение пропускной способности памяти ощущается сильнее, чем повышение скорости процессора.
В таблице представлены результаты выполнения собранным мною компьютером тестовых заданий. Они проводились при стандартных тактовых частотах центрального и графического процессоров.
Игра Metro 2033 предъявляет достаточно высокие требования к производительности, поэтому выход на уровень почти 20 кадр/с в режиме DirectX 11 со сглаживанием, предполагающим четырехкратное увеличение разрешения (4x antialiasing), и отображением всех деталей -- весьма впечатляющее достижение. Как правило, изображение выводилось на экран с частотой 30 кадр/с, а в отдельных случаях частота превысила даже 60 кадр/с.
В большинстве игр заметным становится увеличение частоты кадров на 2--4%, поэтому целесообразность разгона зависит от конкретной ситуации.
Если ПК всегда будет находиться дома под моим контролем, я, наверное, решусь на разгон. Если же компьютер придется куда-то уносить и подключать к локальной сети, в целях безопасности лучше оставить значение тактовой частоты, задаваемое по умолчанию.
Цена удовольствия
Итак, во сколько же обойдется сборка такого компьютера? Совокупная стоимость всех компонентов равна 64 300 руб. (без учета доставки комплектующих) вместе с операционной системой Windows 7 Максимальная, которую я выбрал из-за ограничения в 16 Гбайт на объем оперативной памяти у Windows 7 Home Premium. При использовании модулей емкостью 8 Гбайт системная плата Gene-Z теоретически может поддерживать до 32 Гбайт, хотя на практике больше 16 Гбайт в ПК сейчас не устанавливают.