Не часто случается, чтобы две игры одного жанра, предназначенные, как любят говорить маркетологи, для одной целевой аудитории, выходили буквально одновременно.
Но вот практически в одно время в продажу поступила пара аркадных «рейсингов» -- Need for Speed: The Run и FlatOut 3: Chaos & Destruction. Что же, столкнем конкурентов лоб в лоб и посмотрим, кто из них победит в этом «заезде на выживание»!
Простая арифметика
За что игры серии FlatOut обрели для многих статус культовых? «За то, что ничего в них не мешает наслаждаться самими гонками!» -- с ходу назовут одну из причин любители и ценители, и будут тысячу раз правы! Местная формула успеха выглядит так: «Больше гонок, больше разнообразия, больше действа!». И даже смена разработчика -- новую FO в этот раз делала не «штатная» Bugbear Entertainment, а малоизвестная Team6 Game Studios -- абсолютно никак не повлияла на «химию» игры: упор по-прежнему делается на количество игровых режимов, их интерес и зрелищность. Не верите? Это потому, что вы в местный Stuntman с его дикими, на грани невменяемости каскадерскими трюками не играли, а то бы все сомнения как ветром сдуло! Или взять, скажем, Battlearena, когда игроки должны целенаправленно крушить друг друга и окружающие объекты: кто выжил и набрал больше очков за отведенное время, тот и победитель. Как это выглядит, особенно в мультиплеере, -- описывать бесполезно, как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть. Всего же в новой FlatOut девять игровых режимов: от уже упомянутых «гонок на выживание» и автотрюкачества до обычных заездов на формулоподобных машинах. Будет чем заняться как «героям огненных таранов», так и фанатам чистой скорости.
В противоположность коллегам-конкурентам из Team6, разработчики Nееd for Speed: The Run (уже не раз, между прочим, отметившаяся в серии NfS EA Black Box) не спешат баловать нас разнообразием. Собственно, кроме мультиплеера и режима карьеры, поначалу ничего и нет: дополнительные серии «Состязаний» открываются по мере прохождения соответствующих этапов одиночной «кампании». А чтобы совсем жизнь медом не казалась, теперь в каждой гонке обязательно нужно выигрывать -- прийти в призах, как в Hot Pursuit, недостаточно… Не знаю, кому как, а мне в таком подходе видится наглое и абсолютно бесцеремонное желание разработчиков не мытьем так катаньем впихнуть пользователям одиночную игру. Да и было бы еще что навязывать: банальное «догони-и-обгони-всех», перемежаемое заездами на время по контрольным точкам, -- вот и все, чем может похвастаться The Run. Иногда гонки прерываются появлением полицейских, но местные копы -- не чета своим предшественникам из Hot Pursuit -- вытолкнуть стражей порядка с дороги или сбежать от них проще простого! Зато в изобилии представлено все то, о чем я уже упоминал выше и за что неоднократно пинали предыдущие изделия Black Box: обычный сюжет, абсолютно лишенный выдумки и фантазии, и обязательные «говорящие головы» в роликах, которые, как водится, нельзя пропустить. Вершина маразма -- QTE-вставки (!), во время которых главный герой покидает машину (!) и на своих двоих (!) состязается в беге с полицией или преследующими его бандитами. Зачем это появилось в аркадной автогонке, -- не спрашивайте. Вероятно, кому-то из продюсеров показалось, что это очень удачная идея, способная невероятно оживить игру, добавив ей зрелищности и драматизма… Я же, как игрок в NfS со стажем, советую: выкиньте эту консольно-шутерную ересь и верните традиционную дорожную полицию с возможностью играть за нее! Это не считая того, что игровых режимов могло быть и побольше, а то два против девяти у FlatOut -- какое-то совсем невеселое сравнение получается, счет явно не в пользу детища Black Box.
Трудности перевода
Казалось бы, до успеха Team6 оставалось всего-ничего, но тут голландцы, не иначе как "обкурившись" на радостях, допустили просто катастрофическую ошибку: автомобили во FlatOut управляются так, что никакими приличными словами это описать невозможно. Ругаясь и отплевываясь, ставлю вместо клавиатуры руль… и просто выпадаю в осадок:на моей памяти это первый «рейсинг», который с ходу не определяет довольно распространенный Thrustmaster Ferrari GT. Все! Немая сцена, занавес.. верните наши деньги. Кстати, после долгих ухищрений FlatOut все же удалось подружить с «баранкой», но никакой радости это не принесло: управление как было ужасным, так таким и осталось, никаких улучшений. Будучи человеком упорным, достаю с полки геймпад, присоединяю к компьютеру, захожу в игру и -- о чудо! -- наконец-то можно хоть как-то «порулить» местными рыдванами. Конечно, все равно, как говорится, «не торт», но уже и не так противно, как с клавиатурой или рулевым колесом… Одного я только не понимаю: причем здесь геймпад, если эта версия FlatOut не кросс-платформенная?!
Если вы напряглись, читая предыдущий абзац, можете начинать расслабляться -- NfS: The Run никаких неприятных сюрпризов вам не преподнесет. Не считая, конечно, того, что управление «железным конем» заметно отличается от привычного игрокам в Hot Pursuit. Пользуясь автогоночными терминами, «заметная избыточная поворачиваемость сменилась сильно недостаточной», а если по-простому, то машину теперь надо буквально «ломать» на поворотах, не стесняясь на крутых виражах «вставлять» ручником. В общем, ощущения такие, как будто с BMW пересадили на какой-нибудь американский переднеприводник, будь он неладен… Зато управление вполне адекватное и с клавиатурой, и с рулем, что после «плясок с бубном» вокруг FlatOut 3, -- как бальзам на душу! А изменившийся характер автомобиля..., то, как сказал в свое время Михаэль Шумахер, «это нормально для гонщика -- изменять стиль вождения в зависимости от машины, на которой он в данный момент гоняется».
Неоправдавшиеся ожидания
«В каждой гонке 20 000 разрушаемых объектов!» -- зазывно голосят разработчики FlatOut 3, и, что самое интересное, они почти не врут. Но что толку от всех этих сбиваемых столбиков, разлетающихся бочек и скачущих покрышек, если сам автомобиль обладает физикой теннисного мячика? И это в игре, где столкновения и аварии -- плоть от плоти игрового процесса. Кошмар и тихий ужас, никакого сравнения даже с первым FlatOut, а ведь с тех пор прошло ни много ни мало семь лет -- целая эпоха в развитии физических движков для компьютерных игр. Графика также производит двоякое впечатление: аккуратные модели машин, мягкий ненавязчивый блюр в нужных местах, красивая сочная цветовая палитра, легко уживающаяся под одной крышей с кривыми тенями, откровенно недотекстурированными объектами на треках, устаревшими лет на пять эффектами огня и дыма, и т.п. А разгадка одна -- бюджетный проект плюс студия-«середнячок», имеющая в послужном списке такие «шедевры», как Street Racer Europe.
Однако и к новому Need for Speed есть претензии, пусть и несколько иного рода. Смотришь на The Run и удивляешься: «А где тут, собственно, обещанный Frostbite 2»? Да-да, «под капотом» новой NfS тот же самый «моторчик», который «приводит в движение» Battlefield 3! Разница же во «внешности» двух игр -- как между 20-летней топ-моделью и 40-летней молодящейся модницей после парочки пластических операций. И это не преувеличение, поверьте мне. Да, и еще: помните, как усердно обладатели «персоналок» клевали Hot Pursuit за отсутствие продвинутых графических настроек в PC-версии? Будете смеяться -- или плакать, зависит от темперамента, -- но в The Run все то же самое: сглаживание «изнутри» игры не включить, так что «лесенки» по краям объектов снова будут на экранах наших мониторов. Особенно прекрасно выглядят ролики на движке, это просто уже какой-то фирменный стиль серии: «зазубренные» лица, руки и даже, пардон, бюсты персонажей… А если серьезно -- EA Black Box, ну сколько можно халтурить, отговариваясь кросс-платформенностью? Как-то не соответствует результат ожиданиям: дали вам гипердрайв из «Звездных войн», а вы из него одноцилиндровый двигатель для мопеда делаете! Берите пример с Codemasters и их великолепной Dirt 3, способной в полной мере использовать возможности современного компьютерного «железа».
Победа без победителя
Так что же выбрать, чему отдать предпочтение? FlatOut 3 -- великолепная концепция, к сожалению, напрочь загубленная бюджетностью проекта и неумением разработчиков. Need for Speed: The Run -- по большому счету -- неоправдавшиеся надежды. После отличной Need for Speed: Hot Pursuit мы вправе были ожидать еще лучшего. Если же сравнивать две игры друг с другом, то сейчас The Run, безусловно, впереди, одно отсутствие проблем с контроллерами перевешивает все реальные и гипотетические преимущества FlatOut! К тому же не знаю, как вы, а я, признаюсь, не очень люблю все эти «заезды на выживание», «битвы» и прочее «автомясо», предпочитая обычные «чистые» гонки. Дело вкуса, конечно. Если любите безжалостно размазывать соперников по стенкам -- надейтесь и ждите исправлений, которые приведут FlatOut 3 в дружелюбное для пользователя состояние. Потому что без этого, увы, никак «проклятие версии 1.0» накрыло Team6 и их игру в полный рост.
Завершая статью, хочу поделиться с вами своей сокровенной мечтой: продолжать обе серии -- и FlatOut, и Need for Speed. Надо доверить Criterion, создателям блестящих Burnout: Paradise и Need for Speed: Hot Pursuit. Они точно сумеют, я уверен! Осталось только дождаться, когда эта мечта воплотиться в жизнь…
Системные требования: Intel Core 2 Duo или AMD с тактовой частотой 2,4 ГГц (рекомендуется Intel Core 2 Quad или AMD с тактовой частотой 3 ГГц), 3-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4-Гбайт ОЗУ), видеоплата nVidia GeForce 9800 GT с 512 Мбайт памяти (рекомендуется ATI Radeon 6950/nVidia GeForce GTX560 с 1024 Мбайт памяти), 18 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, совместимая с DirectX, 8Х-дисковод DVD, мышь/геймпад/руль, DirectX 10 (рекомендуется DirectX 11). Программа работает в среде Windows Vista (SP2)/7. Для игры рекомендуется интернет-соединение со скоростью не менее 512 Кбит/с.
Разработка: EA Black Box
Издание: Electronic Arts
Системные требования: Intel Dual-Core-2000 (рекомендуется Intel Quadcore, не ниже i5), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4-Гбайт ОЗУ), видеокарта с поддержкой DirectX 9.0c, nVidia GeForce 8600+/AMD Radeon HD X2600+ (рекомендуется nVidia GeForce GTX 590/AMD Radeon HD 6970), 20 Гбайт свободного дискового пространства, совместимая с DirectX звуковая плата, наличие широкополосного интернет-соединения. Программа работает в среде Windows XP/7.
Разработка: Team6 Game Studios
Издание: Strategy First