Прошедший 2011 г. выдался особенно удачным для любителей RPG. Судите сами, в марте -- очень даже неплохая Dragon Age 2 (DA2), в мае -- без пяти минут шедевр «Ведьмак 2» (W2) и, наконец, в августе -- во всех смыслах выдающаяся Deus Ex: Human Revolution (DX:HR), подлинная реинкарнация «той самой», легендарной Deus Ex. Вот и получается, что игроделы балуют нас ролевыми играми в среднем раз в квартал, причем, как нетрудно заметить, качество проектов идет по нарастающей. Если логически продолжить эту тенденцию, в новой Elder Scrolls V: Skyrim -- наследнице и продолжательнице легендарных Morrowind и Oblivion -- нас должно ждать вообще что-то сногсшибательное. Так ли это? Давайте разбираться вместе.
Свобода лучше, чем несвобода!
Начинается игра вполне себе стандартно для фэнтезийной ролевой: главный герой приходит в себя в телеге, на которой его -- сюрприз! -- везут на казнь вместе с другими бедолагами. «Ага, -- отметят про себя RPG-фанаты со стажем, -- вот и решена проблема с нулевым стартовым уровнем игрока!». Дальше -- больше: экзекуция прерывается появлением ужасающего огнедышащего дракона (как это ново!), во все стороны летят обгоревшие ошметки и палачей, и жертв, а уцелевшие по мере сил разбегаются куда глаза глядят… Завязка, типичная для темного фэнтези, так стоит ли удивляться, что в итоге главный герой окажется Избранным, Единственным Спасителем Мира, и далее все в том же духе?
Если вы приуныли, прочитав предыдущий абзац, то напрасно, потому что не сюжетом единым жива Skyrim. Как и положено «породистой» Elder Scrolls, новая игра -- это в первую очередь большой открытый мир, на фоне которого как-то даже теряются не блещущие оригинальностью измышления сценаристов. Ну кому интересны набившие оскомину истории про спасение мира вообще и каждого отдельно взятого человека в частности, когда «в распоряжении» игрока целая провинция -- считайте, страна! -- «Скайрим», с девятью большими городами, множеством мелких селений да еще доступными для исследования лесами, горами и подземельями?! И везде, буквально за каждым углом, вас поджидают «второстепенные» квесты, которые, по правде говоря, нередко превосходят те, что относятся к главной сюжетной линии. Так, пустячок, сущая безделица: всего лишь, например, прекратить идущую в «Скайриме» гражданскую войну, помирив враждующие стороны. Или присоединиться к одной из гильдий, став в итоге ее главой. А можно ведь и вовсе плюнуть на политику с интригами и, прокачав слегка оружие, доспехи и магию, отправиться исследовать игровое пространство, как в какой-нибудь MMORPG… В общем, настоящие ролевики найдут чем тут заняться и помимо утомительных, уже порядком поднадоевших обязанностей по спасению всех и вся от очередного Древнего-Очень-Злобного-Зла.
Увы, как это зачастую случается, широта игры иногда идет в ущерб ее глубине. К примеру, местные пещеры и катакомбы избавились от тяжелого наследия Oblivion -- дизайна в стиле «Copy/Paste», но все равно до ужаса напоминают «монорельс» а-ля Call of Duty. Или взять те же побочные квесты: великолепные перемежаются с абсолютно никакими, в стиле «пойди и убей персонажа X в месте Y». И к тому же я не заостряю внимание лишний раз на том, что основная сюжетная линия подана… Да плохо она подана! Чего уж там, никакого сравнения с «Ведьмаком» или Deus Ex! Ладно, все равно новую Elder Scrolls будут любить за то же, за что так обожали старые, -- за свободу перемещений и действий для игрока, а все недостатки спишут на издержки игровой концепции. Как говорится, каждому свое: кому-то подавай динамичные, сюжетно-ориентированные RPG вроде W2 или DX:HR, а другим милее «песочницы» в стиле «Готики» или «Старых свитков».
Перемены, удачные и не очень
Геймплей Oblivion вызывал, скажем так, весьма полярные оценки, и потому в новой игре Bethesda без стеснений взялась за ножницы. Чик! -- и на пол полетела старая версия autolevelling, приводившая игроков буквально в ярость. Новая система подстройки сложности игры под уровень главного героя и выглядит, и, по моим ощущениям, работает гораздо более вменяемо, чем та, что была раньше. Правда, и здесь не обошлось без «приколов» из серии «не досмотрели бета-тестеры». Например, посетив какое-либо из подземелий на пятом уровне развития персонажа, а после, вернувшись прокачанным до пятидесятого, вы с удивлением обнаружите, что монстры в посещенной вами локации так и остались пятого уровня! Что это -- ошибка или «фича», выражаясь языком программистов?! А кто его знает, но это выглядит забавно и, кстати, является потенциальным «эксплойтом» для догадливых и неразборчивых в средствах игроков.
Однако только «уравниловкой» вивисекция игрового процесса не ограничилась. Давние поклонники Elder Scrolls -- дышите глубже: из Skyrim безжалостно вырезали классы и отменили в ней деление навыков на первичные и вторичные. Последние теперь сгруппированы в три «специальности» -- воин, вор и маг, а общий уровень игрока повышается независимо от того, какие именно навыки вы прокачиваете. В свою очередь, достижение очередного уровня позволяет на выбор увеличить запас магии, здоровья или выносливости и -- самое важное! -- обзавестись тем или иным «талантом», привязанным к одному из навыков. Скажем, воины могут получить шанс отрубить врагу голову единственным удачным ударом, а воры -- умение подкрадываться вплотную, а потом внезапно закалывать жертву кинжалом в прыжке в стиле Assasin’s Creed, и т.д. и т.п. Всего же в Skyrim заложено 50 уровней, 18 навыков и 280 «талантов», так что есть где разгуляться! И что особенно приятно, переработанная ролевая система теперь не давит игрока классовыми ограничениями, как это частенько случалось в предыдущих играх серии.
«Не все же нам отрезать и перетряхивать старое, -- наверное, в какой-то момент подумали разработчики. -- А давайте-ка удивим публику чем-нибудь эдаким!». И удивили, причем приятно, сделав нашего героя в буквальном смысле мастером на все руки. Да-да, именно так: теперь и оружие, и заклинания можно назначать как в правую, так и в левую руку, что придает действу измерения, ранее невиданные и недостижимые. Один предпочтет два меча или тяжелую секиру, другой будет гвоздить врага причудливыми связками заклинаний «по-македонски», с двух рук, а третий выберет сочетание «огневых» и ударных методов воздействия на противника, взяв в одну руку булаву, а в другую -- файрболл… Так сказать, полная кастомизация боевой системы: для каждого игрока сражения будут выглядеть по-своему, и это без преувеличения одна из сильнейших сторон игры. Более того, если отбросить магию, то такой толковой реализации виртуальных мечей, топоров, луков и прочего колюще-режуще-метательного оружия я не видел нигде, кроме Mount & Blade, а ведь это очень высокая планка для сравнения! В какой-то момент я даже пожалел, что в Skyrim нет PvP (игрок против игрока): было бы интересно посмотреть, как местная боевая механика работала бы в схватке с живым человеком, а не с компьютерными болванчиками… Увы-увы, мультиплеерные забавы отсутствуют как класс, это вам не будущая Mass Effect 3 с ее «кооперативом» аж на четырех человек и уж тем более не упомянутая Mount & Blade с ее онлайн-рубками стенка на стенку! Дождемся следующей Elder Scrolls?
И последнее новшество, которое нельзя не упомянуть: теперь главный герой может брать с собой в походы компьютерных спутников. Идея здравая -- у конкурентов NPC-компаньоны (неигровые персонажи) давно уже стали стандартом, но, к сожалению, реализация подкачала. В результате ваш «оруженосец» то поражает своей прытью, в одиночку (!) раскидывая десяток свирепых оборотней, то заставляет в бессильной ярости скрежетать зубами, раз за разом отказываясь прыгать за вами с уступа высотой в полроста человека… В этом месте опять-таки можно недобрым словом помянуть тестеров или даже помечтать о режиме совместного прохождения, но я этим заниматься не буду: какой смысл? Попробовали сделать -- вышло не очень хорошо, первый блин комом. Ждем продолжения серии, уверен, что в следующей игре у Bethesda ИИ-персонажи получатся лучше.
Камешек в ботинке
Техническое исполнение игры вызывает, прямо скажем, неоднозначные чувства. С одной стороны, здесь превосходно поработали художники и дизайнеры, так что любой снимок экрана с местными пейзажами можно использовать как обои для Рабочего стола. С другой стороны, если присмотреться внимательнее, начинает казаться, будто это Oblivion, но только с улучшенными текстурами. Впрочем, ничего удивительного в том нет, ведь на самом деле «новый» Creation Engine -- это все тот же Gamebryo (Oblivion, Fallout 3, Fallout: New Vegas), который освежили парой-тройкой «пластических операций». Следовательно, проблемы с физикой и анимацией персонажей, которыми так «славилась» предыдущая часть «Старых свитков», практически без изменений перекочевали в Skyrim. Хотите верьте, хотите нет, но иногда невозможно без слез смотреть на компьютерных болванчиков, двигающихся как куклы с заржавевшими и вывернутыми шарнирами. А уж про причуды местной «ньютоновской механики» лучше и вовсе не вспоминать: соответствующие ролики представлены на YouTube. Наберите что-нибудь вроде skyrim physical bugs -- и несколько минут здорового смеха гарантированы. В целом же, приходится констатировать: устаревшие технологии подставили игре очень серьезную подножку, нельзя в наше время выпускать блокбастер на таком уже довольно низком техническом уровне.
Пусть расцветает тысяча цветов!
Непростая, очень непростая игра поступила к нам на разбор, трудно прийти к какому-то определенному выводу. На одной чаше весов -- огромный по сравнению с теми, что представляют конкуренты, «живой» открытый мир, дополненный отличной ролевой системой, не стесняющей игрока жесткими ограничениями, и великолепной, наверное, лучшей в жанре, боевой механикой. Зато другую чашу тяжело оттягивают вниз штампованный (да-да, не убоюсь такого определения!) фэнтези-сюжет с абсолютно провальной для проекта класса «А» подачей, периодически сбоящий ИИ и антикварное техническое воплощение, которое не прикроешь никакими усилиями разработчиков. Как все это оценивать в совокупности -- ума не приложу, пожалуй, тут не хватило бы даже легендарной мудрости царя Соломона! Да, и учтите еще, что нельзя напрямую сравнивать Skyrim ни с одной из RPG, вышедших в 2011 г.: ее концепция -- «песочница», вместо жесткой привязки всего хода игры к сюжету, -- принципиально отличается от конкурирующих проектов… Зато поклонникам предыдущих Elder Scrolls, серии Fallout и отчасти Mount & Blade новое творение компании Bethesda должно понравиться, ведь здесь есть все, что они так хотят найти в «настоящей» ролевой игре. А любители динамичного, насыщенного сюжета пусть дожидаются Mass Effect 3, благо ждать осталось уже недолго!
Системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2 ГГц (рекомендуется Core 2 Quad-2400/Athlon II X4-2600), 2-Гбайт ОЗУ (рекомендуется 4 Гбайт), видеоплата с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт памяти, например GeForce 8800 GT/Radeon HD 2900 XT (рекомендуется видеоплата с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например Radeon HD 4890/GeForce GTX 260), 6 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7. Необходимы интернет-соединение и учетная запись в Steam.
Разработка: Bethesda Game Studios
Издание: «1С-СофтКлаб»