Если вы в душе автогонщик, но  что-то  все время  мешает вам осуществить свою мечту, к примеру,  не хватает средств, времени и  т.д., то хотя бы приблизить ее помогут  современные гоночные  симуляторы.  Однако управлять виртуальным автомобилем с клавиатуры не так удобно, как  того  хотелось бы. А удовольствие от  этого  не идет ни в какое сравнение с  вождением реального автомобиля. Справиться же с виртуальной машиной помогут  игровые рули,  позволяющие  полнее окунуться в мир ревущих моторов и раскаленной резины. Ведь гораздо интереснее поворачивать рулевое колесо и нажимать на педали,  чтобы вести игровой автомобиль,  нежели  просто  щелкать  для этого  по клавишам клавиатуры.  

Современный игровой комплект включает в себя рулевую колонку, педальный узел и коробку передач (у многих моделей она встроена в рулевой блок). А  чтобы сильнее  прочувствовать динамику  управления, стоит использовать  эффекты обратной связи,  реализуемые,  как правило,  посредством электромоторчика,  встроенного в рулевую колонку.
В  данном  обзоре  рассмотрены популярные игровые комплекты  Thrustmaster Ferrari Wireless GT Cockpit 430 Scuderia Edition, Thrustmaster T500RS, Defender Forsage GTR, Defender Forsage Drift PRO и Logitech G27 Racing Wheel.

Прежде всего,  мы оценивали эргономичность руля и педального блока,  поскольку они  должны быть удобными.  Дизайн также играет не последнюю роль -- гораздо  приятнее  брать в руки красивый руль спортивного авто,  чем  невзрачную кривоватую баранку. Кроме  того, важно проверить  надежность крепления, а также работу  эффектов обратной  связи, если они имеются. А чтобы выяснить, как поведет себя виртуальный автомобиль  и  доставит ли  удовольствие  езда на нем, было использовано  несколько популярных автосимуляторов и аркадных гонок.
 

Thrustmaster T500RS
Компания Thrustmaster пользуется заслуженным уважением на рынке игровых манипуляторов.  Вот и очередное  ее творение способно  порадовать  увлеченных игроков.

 Сразу же бросается в глаза большая коробка. Да и сам манипулятор  сделан на совесть. Рулевая колонка выглядит весьма неплохо.  Обратная  связь  обеспечивается встроенным 60-Вт мотором (3000 об/мин, 150 мН/м). При входе в повороты руль  сопротивляется  практически как настоящий.  Он  отлично центрирован и не «люфтит», как  нередко бывает.  Углы  его  поворота  прямо-таки выдающиеся  -- 1080о. Если  же  они покажутся излишне большими,  их  легко  ограничить.  Чтобы  руль  не проскальзывал, на него нанесено  резиновое покрытие,  правда  не слишком  приятное на ощупь.

Педальный блок имеет значительную массу, что  положительно  сказывается при работе, к примеру, на ковровых покрытиях -- отсутствует проскальзывание. Чтобы придать реалистичности, площадка для ног отделана металлом. Педали  также  снабжены металлическими накладками. Кстати, расстояние  между ними и  их  высоту можно регулировать под себя.  Переключение передач  осуществляется подрулевыми лепестками, что многим игрокам непривычно. Коробка передач с рычагом является отдельным аксессуаром, который в случае необходимости придется докупать отдельно.  Крепление  устройства  к столу удобное и надежное.  

В общем, все неплохо, вот  только цена  модели не слишком радует. 

Оценка: 93 балла
Цена:  20 000  руб.
Разработчик: Thrustmaster, www.thrustmaster.com

Defender Forsage GTR 
Свой манипулятор  производитель  предназначает начинающим гонщикам,  и  потому  цена на него соответствующая. Руль,  сделанный небольшим, под стать гоночному,  имеет резиновые вставки.  Его удобно вращать, правда, допускается лишь на  небольшой  угол -- 180о. Стоит отметить, что  по рулевому блоку  рассыпано  множество кнопок, которые можно программировать.

Поскольку  модель не имеет обратной связи,  сопротивление реализуется  возвратной пружиной,  встроенной в руль. Автомобиль  неплохо слушается  руля, и в целом езда оставляет положительное впечатление. Рулевая колонка крепится к столу  струбциной и несколькими присосками, надежность ее можно оценить на четыре с минусом.
Педальный блок  включает лишь  две  педали разного размера. Вот только  для достоверности стоило бы поставить разные по  жесткости пружины. Нажимать их удобно,  угол наклона небольшой. Основание  из рифленого  пластика  не  проскальзывает, однако его ширина могла бы быть и побольше. На нижней поверхности удачно размещены  резиновые вставки, неплохо удерживающие  даже на ковровом покрытии.   

Оценка: 72 балла
Цена: 1100 руб.
Разработчик: Defender, www.defender.ru

Logitech G27 Racing Wheel 
 Наш  обзор был бы неполным без этого устройства, довольно давно присутствующего на российском рынке.  Производитель отлично поработал над ним.  Руль, обтянутый  кожей, имеет  большой  угол поворота  --  900о

На нем  размещены  несколько  программируемых  кнопок,  до которых легко  дотянуться во время  игры.  Тактильные ощущения от нажатия  исключительно положительные, никаких скрипов не слышно. Предусмотрен и  ряд индикаторов, в  отдельных  играх  сигнализирующих  о необходимости переключить передачу.  Эффекты  обратной связи  успешно обеспечивают  два  мотора. Однако  по  их реализации данная модель несколько уступает  Thrustmaster T500RS.  Рулевая колонка хорошо центрирована, люфтов не  отмечено. Удачно выполненное крепление  обеспечивает фиксацию  рулевого блока  в  нужном  положении.  Основание педального узла  широкое и  устойчивое. Наклон педалей, украшенных металлическими накладками,  можно  регулировать.  Коробка  передач, выполненная в виде отдельного блока, имеет  восемь программируемых кнопок и небольшой  джойстик. Кроме того, следует отметить, что она снабжена металлическим рычагом  переключения передач,  обтянутым  кожей.  К тому  же  его функционирование немного  напоминает работу реальной коробки передач.

Оценка: 87 баллов
Цена:  10 000  руб.
Разработчик: Logitech, www.logitech.ru

Defender Forsage Drift PRO 
Примененная в данном комплекте  небольшая рулевая колонка  дополнена компактным  педальным блоком.  Ручку  коробки  передач, встроенную  в торпеду,  легко  переключать пальцем правой  руки. Руль, сконструированный  в спортивном  стиле,  имеет три спицы. На баранке  находятся  десять дополнительных кнопок и крестовина джойстика.

 Предусмотрен  и индикатор газа, состоящий из  нескольких  последовательно  включающихся  светодиодов.  Не забыты и  прорезиненные  вставки, предотвращающие проскальзывание рук.  Углы поворота вполне приемлемые для бюджетной модели -- 270о. Чувствительность руля можно регулировать.
При вращении  возникает  небольшой люфт,  что слегка  мешает наслаждаться скоростью.  Обратная связь  здесь  отсутствует, а за жесткость поворота руля,  как и у Forsage  GTR, ответственна пружина.
Обе педали  широкие  и  покрыты  продольными бороздками. Основание также  рифленое, а  опора имеет прорезиненные элементы, чтобы педальный блок не скользил на гладкой  поверхности. А  вот  шипов, рекомендуемых  для  размещения устройства на  ковровых  покрытиях,  не предусмотрено.
  Рулевая колонка устанавливается  с помощью двух съемных  струбцин и нескольких  присосок на нижней плоскости.
Данный манипулятор совместим не только с ПК, но и с консолями Sony PlayStation.

Оценка: 74 балла
Цена: 1400 руб.
Разработчик: Defender, www.defender.ru

Thrustmaster Ferrari Wireless GT Cockpit 430 Scuderia Edition
Спортивные автомобили производства  Ferrari, имеющие  множество поклонников по всему миру,  привлекли  и  специалистов  компании Thrustmaster. Очередной манипулятор этого производителя  назван  в честь юбилейной версии серийного спорткара F430.

Выглядит он  совершенно  необычно -- единая система из рулевой колонки с обтекателем и педалями. Соединение с ПК осуществляется по беспроводному каналу, достаточно вставить в USB-порт небольшой адаптер. В сложенном состоянии  устройство невелико, сам же  руль выдвигается из колонки на длинной штанге.  Оно получилось эффектным, ведь  форма руля и педалей скопирована с оригинала.  

  Основной недостаток  манипулятора --  отсутствие эффектов обратной связи,  причем при довольно высокой цене устройства. В нем передачу жесткости,  как и  в  недорогих  моделях, обеспечивает  возвратная пружина. Переключение передач, как и у RS500, осуществляется подрулевыми лепестками. Педали имеют различную жесткость,  что, конечно, удобно. Нажатие  на тормоз  отслеживается долговечными магнитными датчиками.  Благодаря большому весу основание  устойчиво устанавливается  на  поверхностях с различным покрытием. Представляется, что такой комплект пришелся бы по вкусу приверженцам приставок.  Кстати, его допустимо  подключить и к Sony PlayStation. Несмотря на высокую цену, качество исполнения явно хромает, при работе многие конструктивные элементы поскрипывают и не создают впечатления надежных. 

Оценка: 76 баллов
Цена: 11 000 руб.
Разработчик: Thrustmaster, www.thrustmaster.com

***
Почти все рассмотренные модели оставили благоприятное  впечатление, однако же  «Выбор редакции» пал на комплект  RS500  компании Thrustmaster --  его  игровые качества  оказались  лучше, чем у конкурентов,  хотя  цена  и кусается.