Зажигая звезды в России
Странно слышать вопросы о жизнеспособности сервиса. У нас масса направлений развития: с точки зрения удовлетворения пользователей, по расширению аудитории, улучшению функциональности, а также по коммерческим показателям. Стоит уточнить, что в LiveJournal два типа посетителей – это пишущие пользователи и читатели.

5 000 000-й  русскоязычный пользователь ЖЖ был зарегистрирован в мае 2011 г.

В разных странах LiveJournal используется по-разному. В США это в основном персональные дневники для себя и ближайших друзей. В странах Азии LiveJournal сервис часто применяется как торговая площадка, здесь популярны так называемые блог-шопы. А в России LiveJournal - это площадка, с которой «взлетают», благодаря LiveJournal в нашей стране становятся знаменитыми. И мы модернизируем эту площадку, чтобы она приводила аудиторию к авторам - и наоборот.
В последнее время срок выхода блогеров в топ заметно сократился, раньше это занимало 1,5-2 года. Непосредственно в топ-10 попасть сложно, так как он демонстрируется на главной странице, и указанных там блогеров часто «френдят» новые пользователи. За последующие же места идет борьба, можно наблюдать постоянные перемещения.
Нам часто говорят, что в Facebook по миллиону человек подписываются на страницу определенного пользователя, в то время как наши самые популярные блогеры имеют лишь несколько десятков тысяч «френдов». Но посмотрите на статистику - количество читателей у топовых блогеров LiveJournal также около миллиона, просто надо принять во внимание, что в LiveJournal необязательно авторизоваться, чтобы читать тот или иной дневник.

Любимчики
Некоторые пользователи попросили увеличить максимальное количество друзей - их активно атаковали боты, и им хотелось отключить возможность анонимного комментирования, но не запрещать высказываться реальным пользователям, которых набралось больше лимита в 5000. Они обратились в Службу поддержки - мы помогли. Пишите, мы рассмотрим и ваш случай!

LiveJournal в ипостаси СМИ
Есть два основных инструмента для потребления контента в LiveJournal -- это лента друзей и топ самых популярных блогеров на главной странице LiveJournal. В данный момент мы тестируем сервис FriendsTimes, похожий на подборку постов, рекомендованных вашими друзьями. При выборе сообщений в ленту FriendsTimes учитывается, сколько из ваших друзей прокомментировали тот или иной пост или поставили «лайк». Благодаря FriendsTimes пользователи смогут оперативно прочитать сообщения, которые дошли бы до них на волне перепостов только через некоторое время.
Для тех же целей служит сервис LJTimes. Некоторые блогеры первое время были недовольны нововведением, но это можно объяснить инертностью пользователей, оттока посетителей LJTimes не вызвал. Перед нами стояла задача -- чтобы каждый человек, открыв LiveJournal, заметил новый сервис. Сейчас его показатели нас устраивают.

Возможно Вынос: «Некоторые блогеры первое время были недовольны нововведением [LJTimes] … Перед нами стояла задача -- чтобы каждый человек, открыв LiveJournal, заметил новый сервис»

Как площадка для общественных дебатов LiveJournal стал популярен потому, что он не требует авторизации, поэтому на запись можно дать ссылку, доступную каждому, в отличие от того же Facebook. Это не хорошо и не плохо - мы воспринимаем это как данность. У нас есть много пользователей, которых политика совершенно не интересует.

Не социальная сеть
Мы легко могли бы сделать собственный аналог «лайков», но он нам не нужен, так как между LiveJournal и такими социальными сетями, как Facebook, «Одноклассники» и другими, есть принципиальная разница. В социальных сетях окружение пользователя строится в основном из людей, которых он знает лично. Наш сервис социальной сетью не является, LiveJournal – социальное медиа, и центральным элементом является контент. Вы «френдите» человека не потому, что его знаете, а потому что он интересно пишет или выкладывает завораживающие фотографии.
Мы не боимся конкуренции со стороны социальных сетей. Конечно, так или иначе все сервисы борются за внимание пользователей, за время, проведенное на сайте. Как только Facebook начал набирать обороты в России, мы ввели функцию, позволяющую оставлять комментарии от имени аккаунтов в Facebook. И это прекрасно работает – пользователи авторизуются в Facebook, а комментируют в LiveJournal. Никто не заставляет их вести свои собственные дневники, но они участвуют в обсуждениях, оставляют комментарии – и таким образом, увеличивают аудиторию нашего сервиса.
В начале 2012 г. мы собираемся разделить понятия «друг» и «подписка», чтобы владельцу журнала было удобнее проводить разделение читателей по уровню доступа к информации в его блоге. Подписка даст возможность читать общедоступные записи пользователя в своей ленте друзей, но не сделает взаимным другом.

Важно, кто считает
Прежний рейтинг испытывал определенное давление со стороны пользователей, которые пытались им манипулировать, поэтому в сентябре этого года мы ввели иную систему оценки популярности записей. Новый рейтинг, с нашей точки зрения, невозможно накручивать с помощью ботов. Мне кажется, что наш рейтинг - самый представительный для LiveJournal. После того как рейтинг «Яндекса» убрали с главной страницы поисковика, он оказался «распыленным» по многим сайтам и потерял свое значение.
Есть у нас и метрики для оценки успешности сервисов -- в частности, время, которое пользователь проводит на сайте, процент отказов и т.п. Пример не совсем успешного продукта – wishlist, реализованный нами совместно с одним онлайн-магазином, чтобы желаемый товар можно было сразу приобрести. Сервис этот не обрел большой популярности, поэтому мы перестали делать на нем акцент, при этом он работает, им пользуются около 2000 пользователей. Мы закрываем сервис, только если он требует значительных сил на поддержку, отвлекает ресурсы от других проектов.
А вот у FriendsTimes показатели отличные - время пребывания в этой ленте в среднем составляет около 15 минут, и почти 80% подписавшихся читают ее каждый день. Это при том, что сервис находится в тестовом режиме, к нему подключено около 1000 человек, но их ленты FriendsTimes просматривают еще 4000 читателей – и им это действительно интересно.

Денежные вопросы
LiveJournal живет за счет продажи рекламы и платных аккаунтов, но на данный момент приоритетная задача для нас - повысить удобство пользователей. В LiveJournal немало коммерчески успешных проектов – например, одно из самых массовых сообществ cheaptrip (блог с горящими путевками), это чисто коммерческая группа, которая до последнего времени даже не имела собственного сайта.
В целом мы рассматриваем упрощение коммерциализации LiveJournal как потенциал для развития. Мы пробовали работать с Google AdSense, но реклама была недорогая, а рекламодателям было тяжело попасть в контекст: сегодня блогер пишет об одном, завтра - о другом, в результате трафик недостаточен для того, чтобы блогеры заработали значительные суммы. Сейчас мы рассматриваем возможность позволить рекламу на платных аккаунтах, причем пользователи сами будут решать, что и по какой цене показывать -- мы возьмем небольшой процент или сделаем специальные учетные записи, чуть более дорогие, чем отдельные платные.

О влиянии DDoS-атак
Никакого оттока пользователей после DDoS-атак нет. Во время атак трафик падал – связано это с тем, что кому-то сервис был недоступен, часть пользователей не могли оставить запись… Это именно техническое состояние сайта. Когда DDoS-атака заканчивается, возвращаются все пользователи, которые пытались «достучаться» за это время, это своего рода отложенный спрос. Люди начинают обсуждать причины, последствия, последние новости…
Что касается ухода на другие платформы - это просто очередная тема для разговоров. На самом деле никто из топовых блогеров не ушел, общие показатели посещаемости LiveJournal растут. Многие пользователи заводят блоги на всех доступных платформах – своего рода запасные площадки, на которые они смогут уйти на время недоступности LiveJournal и точно так же придут в LiveJournal, если упадут социальные сети, которыми они пользуются.
Мы не знаем, кто вызывает атаки, и обратились в МВД с просьбой помочь раскрыть их источник. Параллельно модернизирована техническая база. (Отметим, что за месяц, прошедший с момента интервью, заметных простоев у LiveJournal действительно не было. - Прим. ред.)
Это совпадение, что после атак на LiveJournal появились статьи о смерти сервиса?
Я специально не занимался изучением этого вопроса, но думаю, что не случайно. Во-первых, людям надо всегда кого-то хоронить. Нас хоронят-хоронят, а мы растем на 30-40% в год по охвату аудитории.
 

Портрет пользователя
Средний возраст пользователя - 20-30 лет, гендерный состав примерно равный, образование высшее, достаток выше среднего. Так как LiveJournal - текстовый сервис и посты в нем преимущественно некороткие, люди всегда приходят с какими-то идеями.

Прирост количества пользователей составляет 30-40% в год.

Кого считать «звездой»?
Чтобы появиться в верхних строчках рейтинга записей, надо иметь больше 10000 друзей. Однако и тысяча «френдов» - заметное достижение, так как среднее число друзей в LiveJournal - 20 человек.