NFC (Near Field Communication) -- это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см. Телефонов с поддержкой NFC становится все больше -- Google Nexus S, Samsung Galaxy S II, Nokia N9, и не за горами анонсы новых моделей. Данное решение все чаще используется в различных странах для оплаты услуг и товаров.
В России оплату проезда в метро с помощью NFC операторы мобильной связи тестируют не впервые. В частности, подобный проект пыталась внедрить в Москве компания МТС. Пробная эксплуатация проводилась летом 2010 г., коммерческий запуск планировали в конце того же года, но что-то не сложилось. В С.-Петербурге NFC-проездные в конце прошлого года тестировал «МегаФон», внедрить систему оплаты обещали в начале 2011 г., однако по каким-то причинам этого не произошло. Что же, теперь пришла очередь «Билайна», может быть, опыт этого оператора будет успешнее.
Как отмечают его представители, абонентам будут выдаваться специальные NFC-чипы, которые надо будет установить под заднюю крышку телефона. Потребуются ли для этого какие-то специальные технические умения, пока неизвестно. Кроме того, сразу возникает вопрос: что делать, если стикер не помещается под крышку или у вашего телефона несъемная задняя панель, как, например, у Apple iPhone? В ходе своей тестовой эксплуатации «МегаФон» решил эту проблему, выдавая не «голые» чипы, а небольшие пластиковые карточки, в которых прятался NFC-модуль. Их можно убрать, к примеру, в кошелек или приклеить к телефону. Каким путем пойдет «Билайн», будет видно, когда закончится пробный период новой услуги.
Для тестирования прохода в метро я получила в офисе компании не отдельный чип, а мобильный телефон Nokia 2710 Navigation Edition. Модуль NFC уже был вмонтирован под его заднюю крышку и соединен с SIM-картой.
В память телефона было установлено специальное приложение «Мобильный проездной». Оно позволяет приобретать билеты и просматривать остаток поездок на них. Информацию программа получает через GPRS, после успешной покупки проездного приходят SMS-уведомления об этом.
Ассортимент проездных билетов точно такой же, как в кассах Петербургского метрополитена (1 поездка, 10 поездок, 40 поездок, месячный и т.п.), цены не отличаются. Радует, что доступен и пополняемый абонемент -- виртуальная карта, на которую можно класть желаемую сумму. Деньги списываются напрямую со счета абонента. В процессе тестирования проблем с покупкой проездных у меня не возникало. Никаких комиссий нет. Единственная претензия -- программа довольно долго обменивается данными с сервером (и при проверке остатка поездок также), но, думаю, это исправят в будущем.
Первые несколько дней тестирования услуги от «Билайна» я проходила в метро без проблем. Телефон работает, как обычный проездной: подносишь его задней панелью к турникету (не обязательно прижимать вплотную), индикатор тут же загорается зеленым, и сразу же проходишь. При этом аппарат может быть выключенным или полностью разряженным.
Правда, на пятый день тестирования турникет неожиданно высветил красный сигнал (на карте оставалось еще несколько поездок), а подошедшая охрана сообщила, что моя карточка в черном списке, и очень подозрительно интересовалась, что я к турникету прикладываю. Пришлось долго объяснять, что за телефон, что за NFC и что за пилотный проект! В метро в итоге пришлось проходить по жетону: «Мобильный проездной» при запросе остатка поездок упорно сообщал, что запрещен для использования, так как его ресурс больше, чем в некой базе данных. Телефон пришлось вернуть в «Амбик Тэк СПб», ему обновили ПО, и с тех пор чип пускает в метро без сбоев. Тестовая эксплуатация на то и тестовая: специалисты выявляют все возможные проблемы, чтобы не допустить их в будущем.
На мой взгляд, использование телефона в качестве проездного -- удобная и перспективная технология. Мобильный всегда с собой, деньги хоть на одну поездку на счете обычно есть, покупка осуществляется просто и относительно быстро (а тот, кто хоть раз бывал на центральных станциях в часы пик, представляет себе очереди к кассам!). Вопрос остается лишь в возможности подсоединения чипа NFC к различным моделям, но он вполне решаемый. Также некоторых людей смущает необходимость афишировать свой телефон на публике, но это уже личные «заморочки» -- ведь для ответа на звонок трубку они все равно достают. Будем надеяться, наши операторы скоро закончат тестирование и предложат нам услугу «мобильного проездного». Кстати, хотелось бы расплачиваться с помощью телефона не только в метро, но и на других видах общественного транспорта.