Игра вновь переносит пользователей на один из сложных исторических перекрестков середины XVII в. -- в Восточную Европу. Как и все предыдущие продукты серии, ОМВБ гармонично сочетает в себе развитую ролевую компоненту и реалистичный имитатор конного боя.
Основное меню игры
Середина XVII в. в Восточной Европе выдалась поистине жаркой. Здесь сошлись в бескомпромиссном конфликте пять исторических «игроков». С одной стороны были стареющие и теряющие влияние монархии -- Речь Посполита и Крымское ханство, с другой -- бурно развивающееся Королевство Швеция и только что сменившая правящую династию и выбравшаяся из Смутного времени Россия, с третьей -- молодая и вольная Запорожская Сечь, которая за год до событий игры воссоединилась с Россией.
Территория, подконтрольная Запорожской Сечи
Все эти силы, порой объединяясь в союзы, как Запорожская Сечь и Россия, боролись за право обладания обширнейшей территорией: от Волги на востоке до Вислы на западе и от Балтийского и Белого морей на севере до Черного моря на юге. Исторически победителем из этого противостояния вышла Россия. Не сразу, конечно. На протяжении полувека она теснила Речь Посполиту и сдерживала татар. Затем разгромила Швецию в двадцатилетней Северной войне. Потом в течение еще более чем полусотни лет, нанеся поражение не только Крымскому ханству, но и его покровителю -- Османской иИмперии, наша страна завершила процесс закрепления этих земель за собой.
Действие
Игрок вступает в дело весной 1655 г. недалеко от города Смоленска. Несмотря на наличие развитой ролевой компоненты, ОМВБ предоставляет ему полную свободу действий. Он может пройти тернистый путь от простого наемника до владетельного барина или стать разбойником -- грозой местных помещиков и торговцев. Однако поначалу, пока авторитет его невысок, а войско невелико, ему придется ограничиваться простыми заданиями. Например, неплохо разгромить несколько бандитских и воровских шаек, сопроводить пару-тройку торговых обозов и коровьих стад.
Скоро с этими бандитами будет покончено
Полезно также периодически выполнять мелкие поручения феодалов, такие как розыск преступников, возвращение беглых крестьян и даже передача писем. Постепенно, вместе с развитием навыков и ростом оружейных умений, герой будет зарабатывать известность и опыт. Поэтому в его отряд станут собираться различные искатели приключений (иногда не ладящие между собой), а в карман потекут золотые талеры. Таким образом, можно будет организовать сильный, хорошо экипированный отряд.
Впрочем, больших денег на заданиях местной знати не заработать. Самый эффективный способ улучшить финансовое положение отряда -- спекуляция, т.е. приобретение товаров в одном месте по низкой стоимости и продажа в другом -- по высокой. Особенно эта разница заметна в городах и деревнях. Закупив у селян продовольствие и изделия народных промыслов, почти всегда можно затем продать их втридорога в ближайшей крепости . Еще больший навар получается, когда посылают снаряженный караван. Здесь прибыль порой достигает нескольких сотен процентов.
Торговля будет удачной
Окрепнув в военном и материальном плане, игрок способен взяться и за что-то более серьезное. Например, пойти на службу к какому-то правителю или, напротив, поддержать одного из претендентов на престол. Тут уже не будет времени расслабиться. Воевать придется не с небольшими шайками слабо вооруженных бандитов, а с отлично экипированными и обученными регулярными войсками.
Игровая механика
Во время боя становится доступной интересная находка разработчиков ОМВБ -- тактическая организация сражения. Конечно, летя на лихом коне на вражеские ряды, не всегда удобно отдавать сложные (порой «трехклавишные») приказы разным частям своего войска, однако сама такая возможность весьма полезна. Благодаря ей бой не превращается в беспорядочную кучу-малу, а носит более-менее организованный характер.
Достигнут новый уровень -- можно улучшать характеристики
Чтобы упростить работу с этим режимом, создатели игры предусмотрели разделение отряда пользователя на несколько категорий. Есть три очевидные: «Пехота», «Стрелки» и «Ккавалерия» и еще несколько задаваемых самим игроком. Так что можно выделить даже какого-то особо ценного персонажа, например сопровождаемую по заданию девицу, в отдельную категорию, которую стоит держать подальше от основного сражения.
Сам бой ведется в реальном времени, почти так же как и в первых частях серии. Однако появление у войск огнестрельного оружия заметно увеличило влияние случайности на исход схватки. Как говаривал известный полководец «пуля -- дура». Она легко пробивает любой доспех или щит, нанося герою серьезные повреждения, а на тяжелом уровне порой сразу убивает. Поэтому переигрывать сражения приходится гораздо чаще.
Красота-то какая!
***
Игра «Mount & Blade. Огнем и мечом. Великие битвы» стала достойным продолжением. По-прежнему игроку предоставлена полная свобода действий, а жаркие схватки с врагами могут порадовать даже поклонников "зубодробильных шутеров".
Системные требования: Pentium 4-1800, 512-Мбайт ОЗУ (1 Гбайт для Vista), видеоплата, совместимая с DirectX 9.0c и 128 Мбайт видеопамяти, аудиоподсистема, совместимая с DirectX, не менее 1,2 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP (SP2)/Vista.
Разработка: Snowberry Connection, TaleWorlds, «СiчЪ».
Издание: «1С-СофтКлаб», Snowball Studios.
Советы и рекомендации
• Чтобы быстро поднять уровень героя и улучшить его благосостояние, нужно в одном из ближайших городов найти трактир с забиякой и дразнить его, пока не надоест.
• При встрече с противником, оснащенным огнестрельным оружием, разумно придержать свои войска и, пользуясь неровностями местности, дать врагам израсходовать боезапас.
• Ни в коем случае нельзя проводить кавалеристскую атаку на изготовившихся к обороне копейщиков. Потери будут ужасными.
• Выбивая бандитов из деревни, нужно завязать с ними бой, а затем пустить в атаку крестьян. Стрелки не устоят перед их топорами.
• Не стоит торопиться с такими серьезными заданиями, как замирение воюющих государств или поддержка претендентов на престол.