Признаюсь, отношения с жанром фэнтези у меня как-то не складывались с самого начала. Ну, не мое, видимо, все это -- эльфы, гномы, магия, Древнее Зло (обязательно так, с большой буквы!) и т.д. и т.п… Обычно наличие всего вышеперечисленного в фильме ли, игре или книге никогда не трогает, и "очередной шедевр" благополучно остается без  моего внимания. Ирония здесь более чем уместна и оправданна: ведь большинство фэнтези-творений нашего времени иначе, как убогими поделками, не назовешь -- штамп на штампе и штампом погоняет.
По счастью, как в литературе и кинематографе есть глыбы, вроде «Властелина Колец», так и в игровой индустрии "сверкающей вершиной" возвышается великолепный Dragon Age (DA) легендарной студии BioWare. Или, может быть, его успех как раз в том, что канадцы не побоялись в угоду собственным идеям смело отбросить устоявшиеся жанровые ограничения? Скажем, много ли вы знаете фэнтези-вселенных, в которых эльфы выступают не хранителями древних знаний, миротворцами, арбитрами между остальными расами, а в роли бесправных и опустившихся изгоев, почти рабов?! Что-то не вижу "леса рук" желающих ответить… И так в «Эпохе Драконов» было практически всегда и со всем: вроде костюмы и декорации самые что ни на есть классические, а история разыгрывается такая, что не укладывается в рамки «стандартного» фэнтези!
Впрочем, совершенству нет предела --  и вот в продолжении спецы из BioWare еще смелее кромсают жанровые клише, буквально не оставляя от них камня на камне. Но давайте обо всем по порядку.


 Разрушители канонов

Основная сюжетная линия Dragon Age II поначалу вызывает шок и, как ни странно, чувство тревожного ожидания. Шок -- потому что никто не зовет на борьбу с демоническим Вселенским Злом и не требует спасти мир с небольшой помощью друзей; а тревогу -- потому что игрок ждет, когда же его наконец попросят это сделать в соответствии с лучшими традициями жанра. Не напрягайтесь, не попросят до самого конца игры: такие душещипательные истории, как Архидемон, порождения Тьмы, Мор, остались в первой Dragon Age. А в продолжении задачи более приземлены: выбраться из нищеты, в которую бросила изгнанника злая судьба, вернуть фамильное имение и богатство, промотанные непутевым дядюшкой; разобраться с давней дрязгой магов и храмовников; избавить город от нашествия агрессивных пришельцев-кунари… Стоп, вот оно, то самое спасение мира, пусть даже и в масштабах отдельно взятого населенного пункта! Ну куда же без этого-то в фэнтезийной игре, уж хотя бы завалящую деревеньку в два дома и полтора забора главный герой должен был спасти! В остальном же перед нами типичная история «из грязи в князи», что, согласитесь, отличается от традиционного для фэнтези «сказания о Благородном Герое».
Главной жертвой такого подхода к сюжету стала уже набившая оскомину концепция «добрый/злой», на которой до сих пор держались едва ли не все ролевые игры. Уже в первой Dragon Age был сделан значительный шаг в этом направлении, так что некоторый выбор, встававший то ли дело перед игроком, иначе, как фразой «Что гному хорошо, то эльфу -- смерть!», не опишешь. В продолжении же моральный релятивизм и вовсе расцвел буйным цветом к вящей радости старых циников вроде меня. Темную и Светлую Стороны Силы отменили окончательно: теперь есть просто ваши решения в той или иной ситуации и их последствия. Вот только имейте в виду, что, как и в жизни, небрежно брошенная реплика или необдуманный поступок могут очень больно отозваться в самый неподходящий для вас момент. А если еще учесть, с каким поистине дьявольским умением сценаристы BioWare связывают и переплетают сюжетные нити… В общем, будет над чем поломать голову в процессе прохождения, что, кстати, здорово добавляет игре аддиктивности! И сам не замечаешь, как с головой втягиваешься в похождения Хоука & Со, и уже не в силах оторваться от игры до самого финала: а чем же история закончится?! Умеют, умеют канадские «кулинары» готовить и подавать сюжет, пожалуй, как никакая другая студия, занимающаяся RPG!


Хоук и все-все-все

Впрочем, одним только сюжетом ролевую игру не вытянуть, не менее важны яркие объемные персонажи, особенно если речь идет о спутниках главного героя. Вот тут-то Dragon Age II и "нокаутирует" оппонентов буквально одной левой, да еще с оскорбительной легкостью! Да, конечно, злопыхатели отметят, что по большому счету товарищи по команде архетипичны. Гном Варрик -- «весельчак-балагур», Изабелла -- «девочка-оторва», Фенрис -- «озлобленный изгой» и т.д. и т.п. Некоторые продвинутые любители «ролевок» идут дальше, составляя таблицы: какому персонажу Mass Effect I, II кто соответствует во вселенной «Эпохи Драконов». И ведь, действительно, находятся сходства! Не верите?! Google вам в помощь, убедитесь сами, как люди с ума сходят… Я же могу на это сказать только одно: кто не слышал, какими репликами обмениваются в фоновом режиме, скажем, Варрик и Изабелла во время простой прогулки по городу, тот многое потерял, -- любое юмористическое шоу нервно покуривает в уголке! В таких героев веришь, хотя мозг -- когда включается критическое осмысление -- подсказывает: «Все это уже было». BioWare не только не стесняется эксплуатировать наработки игропрома, но и до кинематографа дотягивается при первой же возможности. Во время прохождения игры внимательно приглядитесь к тому же хохмачу Варрику -- вылитый Брюс Уиллис, даже портретное сходство есть! Я уже не говорю про такой фирменный стиль общения, как «ни фразы без прикола». Он сам собой подразумевается… Вот и думай после этого -- не то персонажи воспринимаются на ура благодаря психологическому мастерству сценаристов, не то они идеально совпадают с образами в нашей голове, клишированными Голливудом. Скорее всего, здесь оба фактора срабатывают, а в результате получаются весьма убедительные герои игры! Скажем честно, если сравнивать Dragon Age II c Mass Effect II, то становится ясно, что представителям шеппардовской шайки-лейки да и самому бравому "коммандеру"… эээ… немножко недостает глубины по сравнению со спутниками Хоука. Так что не побоюсь утверждать: в DA II BioWare взяла новую для себя вершину в работе с персонажами. Про остальных я вообще умолчу, их успехи в этом вопросе -- как чахлые болотные кочки на фоне Эвереста от канадцев. Ну и хорошо, надеюсь, что в третьей «Эпохе Драконов» нас вообще будет ждать нечто сногсшибательное. Поживем -- увидим!

Быстрее… Еще быстрее!

«Чистый» геймплей Dragon Age II был подвергнут масштабной переделке, чтобы соответствовать современным стандартам. Диалоговая система теперь такая же, как в обеих Mass Effect, -- с выбором тональности ответа, а не конкретной фразы. Здесь ее, кстати, еще усовершенствовали: в каком направлении пойдет разговор, можно догадаться не только по расположению реплики на диалоговом экране (как обычно, верхний вариант -- дружественный, средний -- нейтральный и т.д. и т.п.), но и по специальному значку, появляющемуся при наведении на тот или иной вариант ответа. Очень удобно. Странно, что раньше до такого никто не додумался! Хотелось бы, конечно, чтобы к ключевым диалогам еще и таймер прикрутили, как в Alpha Protocol, но думается, что поклонники BioWare-RPG к подобным нововведениям пока не готовы.
Есть и еще одно заметное изменение, за которое сразу после выхода демоверсии игра попала под уничтожающую критику фанатов первой «Эпохи Драконов», -- переделанная боевая система. Загибайте пальцы. Во-первых, темп боев заметно вырос, маги не кастуют заклинания, а сразу мечут во вражин громы и молнии. Во-вторых, скорость и эффективность "лечения" заметно выросли, «дружественный огонь» отменен на всех уровнях сложности, кроме самого высокого. А "вишенка на торте" -- так называемая «межклассовая комбинация». Скажем, маг замораживает особо бойкого противника, а у воина включается бонус + 500% (!!!) к атаке неподвижной цели. «Оконсолили!» -- слышится злобное брюзжание из лагеря "хардкорных ролевиков". Это, конечно же, ошибочное мнение: на высоких уровнях сложности придется точно так же, как и в первой Dragon Age, ставить игру на паузу и продумывать тактику боя. Да и на Normal случаются моменты, когда нахрапом и тупым «защелкиванием» врагов не возьмешь. Подумать придется, не говоря уже про местных боссов вроде Каменного Демона, Вартарелла или Высшего Дракона… В итоге, если приглядеться, нам представили все ту же старую добрую Dragon Age, но более быструю. Лично мне понравилось, не люблю классические для RPG бои-тянучки! И думаю, что таких игроков большинство, так что ускоренные боевые действа Dragon Age II -- ход в правильном направлении.

О пользе терпения и вреде поспешности

Увы, насколько хороши сюжет, персонажи и переработанный игровой процесс DA II, настолько, мягко говоря, не на высоте техническое исполнение. Вызывает недоумение графика: как такое возможно в проекте класса «А»?! Косвенно недоработку признали и сами канадцы, сразу же после выхода игры, осчастливив нас дополнением с текстурами высокого разрешения. А мне-то всегда казалось, что выпуск недоделанных игр -- исключительно прерогатива отечественных разработчиков… Нет, я понимаю, что спешили, но ведь «добавку» выпустили всего через пять дней после выхода самой игры! Ну неужели нельзя было задержать ПК-версию еще на неделю и выдать в продажу законченный продукт?! Надеялись, что и так прокатит, или это просто хитрый способ борьбы с пиратами? Вопросы, вопросы без ответов… И ведь не сказать, что без этих злосчастных текстур Dragon Age II выглядит уродливо: наоборот, все очень красиво -- художники и дизайнеры прекрасно поработали над визуальной составляющей игры. Но зачем, зачем они выпустили ее в усеченном виде, испортив первое впечатление всем, кто так ждал продолжения? Ладно, будем надеяться, что больше BioWare подобных ошибок не повторит, а то даже как-то страшно становится за грядущий Mass Effect III.

Эпоха Драконов, продолжение следует…

Как гласит пословица, «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Вот и для нас пришло время подводить итоги знакомства со второй «Эпохой Драконов». Игра, следует признать,  избавившись от ненужной "массивности", прибавила в темпе, умудрившись сохранить все то, за что любили оригинал: интересный проработанный сюжет, колоритных персонажей и отличные диалоги. Это плюсы. В минусе -- графика, не отвечающая современным стандартам, и уж слишком тесные -- местами до клаустрофобии -- уровни. Впрочем, технические недостатки и недоработки легко объяснимы: попробуйте-ка сделать все на уровне за каких-то полтора года! Кто не верит, тем -- к разработчикам Diablo III, которые третий год ее делают и десятый -- обещают… Вообще, при столь коротком сроке разработки Dragon Age II удалась на славу -- собственно, двумя упомянутыми недостатками все, на мой взгляд, и ограничивается. Итак, получилась лучшая (на данный момент) ролевая игра в текущем году. Хотя, конечно же, надо дождаться выхода второй игры про «Ведьмака» (когда вы будете читать данную статью, эта игра должна быть уже в продаже. -- Прим. ред.), а особенно -- новой Oblivion. Впрочем, их появление -- дело будущего, а пока настоятельно рекомендую поклонникам ролевых игр ознакомиться с увлекательной историей Хоука и всей честной компании. Кстати, признаюсь, ради Dragon Age II я временно победил свое предубеждение в отношении эльфов, гномов, магов и тому подобной нечисти. А это кое-что да значит!

Dragon Age II
Системные требования: Intel Core 2 Quad-2400/AMD Phenom II X3 Triple core-2800, 2-Гбайт ОЗУ (4-Гбайт для Vista 7), ATI Radeon HD 3850/nVidia GeForce 8800 GTS c 512 Мбайт памяти, 7 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows XP (SP3)/Vista (SP2)/7.
Разработка: BioWare
Издание: Electronic Arts