Любители перекручивать пальцы на клавиатуре при воспроизведении сложных сочетаний головокружительных прыжков и комбинированных ударов получили в свое распоряжение новую игрушку. Фирма «Новый Диск» вывела на отечественный рынок виртуальных развлечений продукт «Трон: Эволюция», произведенный компанией Propaganda Games. Пока пользователи расходятся в оценках того, к какому жанру можно отнести эту игру. Одни предполагают, что к категории «экшен», другие считают, что это скорее аркада, третьи указывают на наличие в ней элементов ролевого развития. По-своему каждый из них прав. В новом продукте присутствуют все перечисленные выше компоненты, хотя предпочтение все-таки отдается экшену в трехмерном мире.

Стартовое меню игры

Более того, создатели игры указывают на то, что в ней имеются еще и довольно развитые элементы паркура. Это модное среди западноевропейской молодежи (а сейчас уже и у нашей) течение, возвращающее человека к его предкам по Дарвину -- обезьянам. Действительно, едва ли не половина времени, проведенного в процессе этой игры за ПК, будет посвящена лазанью и забегам по вертикальным стенам, а также прыжкам с одной высотной площадки на другую и их всевозможным сочетаниям.
Действие в продукте «Трон: Эволюция» разворачивается в период между событиями, показанными в фильмах «Трон» и «Трон: Наследие». В нем рассказывается о тех наиболее важных моментах, которые не были представлены в кинолентах. Потому-то игра и была выпущена перед выходом второго фильма на широкий экран в середине декабря 2010 г.
Разработчики продукта сочли, что события, происходящие в игре, являются предысторией этого фильма, и потому «Трон: Эволюция» должна стать важным звеном во вселенной «Трон». Они указывают на то, что игра и фильм тесно связаны друг с другом и что в последнем содержатся многочисленные ссылки на события в  игровой вселенной. А значит, те, кто прошел эту игру, лучше поймут причины происходящего при просмотре фильма.

Кэвин Флинн начинает свое трагическое повествование

Сюжет
Действие кампании начинается с просмотра вводного видеоролика. Кэвин Флинн в свободной манере обращается к своему электронному дневнику с небольшой речью, из которой пользователь сумеет почерпнуть кое-что полезное для себя.
Во-первых, разрабатывая «начинку» виртуальной вселенной, г-н Флинн задался вопросом: как там все сосуществует?. Ведь кроме базового программного обеспечения, написанного им, в системе какими-то таинственными путями образовались изоморфные алгоритмы. Причем к их созданию ни он, ни кто-либо другой не имеет никакого отношения.
Во-вторых, изоморфы обзавелись неким подобием свободы воли, позволяющим им не только постоянно трансформироваться, но и порой совершать неадекватные действия. Последнее автоматически породило «войну» между ними и базовыми программами, возглавляемыми системным администратором Коу.
В-третьих, несмотря на активные миротворческие усилия со стороны Флинна, погиб Джелен -- неформальный лидер изоморфов. Это усложнило процесс переговоров и чуть было не завело данный процесс в тупик.

Поэтому Кэвин разработал новый системный монитор «Трон». Его задачей стало скорейшее выяснение причин происходящего и максимально быстрое примирение враждующих виртуальных сторон. Теперь новый миротворец загружается в систему, и действие разворачивается.

Действие
Игрок появляется где-то на окраине футуристического урбанизированного комплекса в облегающем костюме со светящимися вставками. Такое одеяние хорошо знакомо большинству любителей киберфантастики по старому доброму  «Газонокосильщику». Ему выдается немного полезной информации и поручается простенькое задание, в ходе которого он знакомится с отдельными элементами управления персонажем.
После нескольких несложных упражнений герой наблюдает первую конфликтную ситуацию. Дама по имени Кворра пытается пройти в закрытое помещение без пропуска, но получает отпор со стороны охраны и удаляется. Ему же предлагается последовать за этой особой и попутно освоить несколько акробатических этюдов, которые окажутся полезными ему в дальнейшем.

Получив первоначальный навык перемещения по игровому пространству, пользователь доходит до ответственного момента. Он попадает на церемонию заключения мирного соглашения между базовыми программами и изоморфами. Первых в процессе переговоров представляет старый системный монитор Коу. А вторых, после гибели своего лидера, -- новый изоморфный системный администратор -- очаровательная Радия. Даже сам Кэвин Флинн появляется в зале в виде виртуального аватара, внешне поразительно похожего на Коу.
Переговоры успешно завершились, и все готово к подписанию мирного соглашения. Однако в дело вмешивается третья сила. В помещение врывается отвратительное тощее создание в плаще. Лицо его закрыто тенью от глубокого капюшона, движения резки и порывисты, поведение отвратительно.
Это оказался лидер зловредных вирусов -- Абраксас. В полном соответствии с жанром он набрасывается на собравшихся и, внедряясь в них, превращает их в своих слуг. В точности как зловещий трансформировавшийся агент Смит в пресловутой «Матрице».

В толпе начинается паника, базовые программы и изоморфы бессмысленно мечутся по залу, все в большем количестве становясь добычей Абраксаса. Игроку приходится вмешаться. Поочередно вступая в схватку то с лидером вирусов, то с его отродьем, пользователь получает первые навыки ведения боя. Он овладевает как простыми ударами, так и небольшим набором «комбо», а также учится постановке блока. Несколько схваток подряд дают неплохую практику.
Наконец враг повержен. Впрочем, не полностью. Абраксас, потеряв часть своего оружия -- светового диска, успевает ретироваться.
Тем временем между аватаром Кэвина Флинна и системой Коу возникает серьезный спор. Последний полагает, что зловещий доходяга есть не кто иной, как мутировавший в неудачном направлении изоморф. И тогда он делает вывод, что мира быть не должно, а всех изоморфов нужно истребить. Компьютерщик же пытается его убедить в том, что проявления свободы воли не следует полностью исключать из системы.
Спор быстро перерастает в конфликт, и здесь Коу раскрывает свое истинное лицо. Он дает команду прислужникам уничтожить и аватара -- создателя нового системного монитора, и сам «Трон». Теперь у игрока уже нет союзников, кругом одни враги. Ему нужно постараться доставить аватара до места выхода из системы, иначе Кэвин Флинн может лишиться рассудка. Опять  все происходит по аналогии со звонящим телефоном, позволяющим покинуть виртуальный мир «Матрицы».

Нужно суметь выбраться из виртуальных «джунглей»

Геймплей
Дальше начинается сплошное «действо». Почти в каждом новом помещении пользователя ждут противники. Он переходит из комнаты в комнату в строгом соответствии со сценарием. Никакой свободы действий, как, например, в первой части Mass Effect. Стоит пробраться через одну локацию и перейти на другую, как дверь захлопывается. Никаких шагов в сторону. Только вперед, по цепочке пунктирных огней, высвечиваемых местным навигатором «Нави Бит».

И все это происходит среди футуристических городских пейзажей, опять же напоминающих картинки из Mass Effect, но с одним существенным отличием. Создается такое впечатление, будто создатели игры «Трон: Эволюция» напрочь забыли о том, что, кроме голубого и очень голубого, существует еще множество других цветов. А ведь хорошо известно, что использование такой палитры действует на людей успокаивающе, если не усыпляюще. Так какой же тут «экшен»?
Следуя и далее жесткому сценарию, игрок бегает, прыгает и сражается. Последнее чаще всего происходит с помощью специального светового диска, гораздо реже -- на светоцикле или светотанке. При этом функции диска, несмотря на четыре основные модификации, довольно однообразны. Его нельзя использовать как снайперскую винтовку, да и на ракетомет он не очень-то тянет. И потому через какое-то время становится скучно. Этому также способствуют отсутствие свободы выбора решений и вездесущая голубая окраска окрестностей. Еще одним серьезным минусом игры является отсутствие нормального сохранения. Консольные «контрольные точки» никак не могут его заменить.

Некоторое разнообразие в «Трон: Эволюция» вносит ролевой компонент. По мере выполнения отдельных заданий и в процессе уничтожения противников персонаж накапливает очки опыта и переходит на новый уровень (получает новую версию). Тогда можно обратиться к ближайшей «Диск-станции», чтобы произвести какие-то улучшения экипировки. Новые же модификации диска появляются автоматически.
Определенный интерес представляет режим сетевой игры, хотя специфическое поведение «свободной камеры» и здесь способно сыграть с пользователем злую шутку. Например, в ходе выполнения сложной комбинации прыжков и пробежек можно получить забавный вид «из-за стены» или «из-под пола», а во время напряженного боя неожиданно переключиться на «вид сверху».

* * *
Игра «Трон: Эволюция» не стала событием ушедшего года. Однообразные графические текстуры почти монохромного голубого цвета, прямолинейный, не слишком интересный сюжет, отсутствие нормального сохранения, «прыгающая камера» и  другие недочеты вряд ли способны принести пользователям особую радость. Непонятно, зачем создатели городили весь этот огород, когда проще было переработать весьма успешного предшественника этого продукта -- «экшен» Tron 2.0 от первого лица с элементами RPG, выпущенный Monolith Productions в 2003 г.

Трон: Эволюция
Системные требования: Pentium Dual Core-3000 или AMD Athlon 64 X2 3800+, 1-Гбайт ОЗУ (1,5-Гбайт для Windows 7/Vista), видеоплата nVidia 8800 GT, ATI Radeon HD 3870 или лучше, совместимая с DirectX аудиоподсистема, не менее 10 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista SP2/7. Для активации игры требуется подключение к Интернету.
Разработка: Propaganda Games
Издание: «Новый Диск»
Советы и рекомендации
• Прежде чем подключиться к сетевой игре, полезно потренироваться на вводных этапах компании. Это позволит освоить набор комбинаций клавиш для различных перемещений и действий.
• Вертикальная стена в игре далеко не всегда является непреодолимым препятствием, так же как и крутой обрыв.
• Получив новый уровень, полезно заглянуть на «Диск-станцию», чтобы заказать модификации. Однако не всегда разумно сразу использовать все «очки памяти». Иногда их нужно подкопить для приобретения мощного улучшения.
• Даже сражаясь с группой врагов, не стоит увлекаться маневрами. Из-за особенностей «камеры» порой не сразу удается понять, куда герой обращен лицом, а то и вовсе не разобраться, где он находится.
• Использовав специальные возможности диска, следует подзарядиться для нового удара, перепрыгивая заряженные объекты или подбирая ресурсы, выпадающие из убитых врагов.
• Перейдя на новую локацию, стоит оглядеться в поисках «аптечки» -- КПЭ (канала передачи энергии). При внезапной атаке противника это пригодится.
• В некоторых помещениях враги появляются постоянно, а их уничтожение не дает очков опыта. Такие места надо проходить поскорее.
• Если непонятно, куда следовать дальше, стоит воспользоваться «Нави Битом», который, по идее, должен показать направление дальнейшего движения.