Один из таких ресурсов, к слову, находится по адресу wordpress.com и базируется на одноименном OpenSource-движке. Но если нужно создать совершенно независимый блог, располагающийся на отдельном домене, то в качестве платформы можно выбрать тот же WordPress. Дистрибутив его доступен на официальном сайте wordpress.org. Остается лишь установить его, настроить и начать регулярно публиковать новые сообщения (не забывая, разумеется, о таких банальных вещах, как раскрутка). Данный способ, конечно, сложен, ведь для работы с собственным блогом требуются определенные знания о том, как функционирует сайт, как необходимо выполнять разметку HTML-страниц. Но все же нельзя не отметить, что этот WordPress по праву стал популярным: он прост, понятен, предоставляет все необходимое для ведения персональных блогов и сравнительно легко настраивается.
Установка WordPress
Не будем детально касаться вопросов регистрации домена и выбора тарифного плана на хостинге, а сразу перейдем к установке. Нужно лишь упомянуть, что в своей работе WordPress использует PHP и MySQL, так что эти инструменты являются обязательным минимумом для онлайн-блога.
Для установки WordPress на веб-сервер нужно скачать самую последнюю версию движка и перенести ее сервер, используя либо предоставляемые провайдером средства (веб-панели администрирования, используемые в числе прочего и для управления файлами на удаленном веб-сервере), либо FTP-клиенты. Исходные модули WordPress упакованы в ZIP-архиве, но в панели администратора, как правило, имеются средства для распаковки файлов. Если же такая функция недоступна, архив придется распаковать вручную на локальном компьютере, а затем, выделив все без исключения файлы и вложенные папки, скопировать их на FTP-сервер, в корневую директорию сайта. Она может называться по-разному, например docs, public_html или httpdocs.
Следующий этап — непосредственно установка движка при помощи встроенного инсталляционного модуля. Для этого следует набрать в адресной строке браузера http://<адрес-сайта>/wp-admin/install.php. На открывшейся странице нужно задать такие параметры, как имя и пароль пользователя серверной БД, название и хост-адрес базы, а также ввести префикс к таблицам, в которых находятся данные. Добавление префикса позволяет в одной и той же базе хранить несколько раздельных блогов, что в определенных случаях бывает удобным (особенно если хостинг-провайдер ограничивает число баз данных одной).
Последний этап настройки относится уже непосредственно к выбору тематики и оформлению онлайн-дневника. Здесь вводятся заголовок сайта, логин и пароль админа, а также несколько других параметров. Эти сведения попадают в специальный файл wp_config.php, и его стоит беречь как зеницу ока. Проделав все это, можно подключиться к панели администрирования блога (она доступна по ссылке http://<адрес-сайта>/wp-admin) и начать вводить записи.
Панель администрирования блога
В новом, только что установленном блоге содержатся одна приветственная запись и один комментарий — при необходимости их допустимо удалить. Слева в «админке» отображается «Доска объявлений» — меню, при помощи которого можно управлять записями, медиафайлами, ссылками, страницами, комментариями, а кроме того, менять дизайн, подключать плагины, редактировать учетные записи пользователей и т. п. Центральная часть главной страницы панели отведена под статистику блога. В ней отображается, сколько создано записей и страниц, а также число добавленных комментариев. А справа предлагаются набор полей для быстрой публикации записи, список черновиков (введенных, но еще не опубликованных записей), а также прочая информация об обновлениях блога.
Если перейти к секции управления записями (ссылка «Записи» в «Доске объявлений»), то появится список строк, включающий в себя заголовок, имя автора, перечень рубрик, тегов, меток, число комментариев и несколько других параметров. Записи упорядочены по датам, отображающимся вверху. Группу выделенных в списке строк (для выделения достаточно поставить галочку во флажке в соответствующей строке) можно отредактировать или отправить в Корзину. Записи физически не удаляются, а лишь специальным образом маркируются. Для полного их уничтожения Корзину следует очистить вручную либо воспользоваться одним из плагинов, делающих это автоматически. WordPress позволяет фильтровать записи различными способами, например отображать только опубликованные (одноименный флажок над списком), созданные за какой-либо месяц или относящиеся к определенной рубрике. Если в блоге хранятся уже сотни записей, то они перелистываются постранично — на каждой странице выводится по 20 строк.
Секция «Медиафайлы» содержит список всех загруженных изображений, аудио- и видеороликов. При этом выводятся уменьшенная картинка, имя файла, автор, дата добавления и ссылка на запись, к которой прикреплено изображение. Если же картинка сама по себе, соответствующая ячейка в табличном списке пустует. Как и в случае с записями, медиафайлы можно удалять, фильтровать различными способами (например, выводить сразу все или только неприкрепленные), а также искать по названиям.
Еще одна секция администратора блога, с которой следует познакомиться сразу, — это комментарии. Они также выводятся списком по 20 строк на страницу, могут быть удалены, одобрены, помечены как спам или перенесены в Корзину. Две последние опции позволяют избавиться от всякого мусора в комментариях. Если не позаботиться о специальных антиспам-плагинах, то спама будет довольно много, но, конечно, при условии, что блог достаточно популярен и его посещают хотя бы несколько десятков или сотен человек в сутки.
Ввод и редактирование записи
Работать с блогом, как уже отмечалось, можно сразу после его установки. В панели администрирования доступны команды для редактирования старых и добавления новых записей. Каждая запись состоит из фиксированного набора реквизитов — заголовка, сообщения, анонса (в терминах локализованного WordPress — цитаты), а также рубрик, меток (тегов) и при необходимости дополнительных полей.
В WordPress доступны два режима редактирования текста: визуальный и HTML. В первом случае при форматировании строк, шрифтов, оформлении списков или вставке изображений в окне редактора сразу появляются сделанные изменения. Следовательно, осуществляется работа сродни той, что делается в текстовом редакторе типа WordPad из Windows. Во втором случае (в режиме HTML) пользователю доступен гипертекст с тегами и внутренней разметкой. Такой способ требует знания HTML и таблиц стилей, однако он предоставляет куда больше возможностей по оформлению записей.
Над окном редактора собрано несколько кнопок для форматирования, изменяющихся в зависимости от режима. При вводе в визуальном режиме командами инструментальной панели можно сделать текст полужирным, курсивным, перечеркнутым, добавить к предварительно выделенному фрагменту текста гиперссылку, пометить текст как цитату, вставить ссылку на картинку, обозначить начало-конец списка. Также позволительно добавить специальный маркер «Далее» (More), весьма полезный в тех случаях, когда запись получается очень длинной, из-за чего выводить ее целиком на главной странице нежелательно. Кстати, в терминах блогов такой способ форматирования текста часто называют «под- катом». Он означает, что у статьи или записи блога есть продолжение.
Последняя кнопка-переключатель в «визуальном» редакторе открывает доступ к дополнительной панели с кнопками для вставки текста из буфера обмена, выбора стиля, настройки отступов и т. п. В HTML-редакторе кнопки выполняют те же функции, т. е. разметку шрифтов, абзацев, таблиц и списков. Однако наряду с обычным текстом можно вводить и теги. Впрочем, следует подчеркнуть, что за правильностью ввода, последовательностью открывающих и закрывающих тегов, их синтаксисом пользователю придется следить самостоятельно.
Немного забегая вперед, нужно отметить, что ряд плагинов расширяют набор полей в редакторе записей. Скажем, SEO-модули позволяют задавать поисковые атрибуты, дополнительные описания записей (эти параметры, как правило, попадают в мета-теги в заголовке страниц и используются системами Google, «Яндекс» и др. при индексировании сайта). Кроме того, для каждой записи в WordPress 3.0 можно при помощи пары флажков разрешить или запретить комментирование и добавление трекбеков/пингбеков (уведомлений о публикации статьи на других сайтах), а также задать дополнительные поля и ввести в них данные, позволяющие расширить контентное наполнение блога.
Кнопки справа от окна редактора дают возможность сохранить черновик, опубликовать или обновить запись. В первом случае запись добавляется к базе данных, но не появляется на главной странице, во втором публикуется, а в третьем в ней появляются все сделанные уже после публикации изменения. Следует помнить, что если изменить заголовок, теги, метки или постоянный адрес статьи блога, то необходимо обновить запись.
По умолчанию все записи общедоступные, но WordPress предоставляет и приватный режим. Эти личные публикации могут видеть лишь владельцы сайта и те пользователи, кто допущен к ним. Рядом с кнопкой «Опубликовать» в левой части администратора блога содержится ссылка «Отправить в Корзину» — таким образом избавляются от уже устаревших записей. Не до конца оформленный черновик можно посмотреть в режиме превью, нажав соответствующую кнопку слева от редактора.
Не менее, чем заголовок и содержимое, важны рубрики и метки записи. Хотя последние и не обязательны для заполнения, они помогают формировать весьма распространенное в социальных сетях «дерево меток» и упрощать доступ к наиболее популярным темам. Чем крупнее метка, тем больше сообщений скрыто за ней — это позволяет пользователю ориентироваться на сайте. Рубрики блога во многом аналогичны разделам журнала, их число обычно невелико. Однако, в отличие от бумажных изданий, здесь одну и ту же запись или статью разрешается отнести к нескольким рубрикам, пометив соответствующие флажки справа от редактора. Метки же, как уже было упомянуто, — вспомогательные атрибуты. В соответствующем поле, сразу под разделами, они перечисляются через запятую, но по возможности без пробелов между знаками препинания. Движок WordPress также предоставляет возможность выбрать метки из списка наиболее часто используемых.
Иллюстрации для записей
Чуть подробнее об иллюстрировании записей блога. Правила хорошего тона предполагают добавление некоторого количества скриншотов, рисунков или фото к тексту. Их должно быть не слишком много, чтобы пользователь не ждал долгие минуты, пока загрузится страница, но и не слишком мало, чтобы запись блога не представляла собой гигантские «шматы» текста, которые тяжело читать с экрана. Пожалуй, не будет лишним напомнить о том, что сами рисунки стоит оптимизировать. Скажем, JPEG-картинку несложно сжать на 10—15% (это хотя и добавит незначительные артефакты, все же сократит время ее загрузки). WordPress умеет загружать рисунки с локальной машины и добавлять их к записи блога.
Стоит заметить, что в немалой степени подходы к размещению рисунков в записях блога зависят от используемой темы оформления его главной страницы. Некоторые шаблоны позволяют добавлять небольшие фрагменты к анонсу записи блога, т. е., проще говоря, подставляют первую добавленную к сообщению картинку или картинки, которые при этом были маркированы как миниатюры.
Другие шаблоны оставляют управление иллюстрациями на усмотрение автора блога. Позиционирование картинок в пределах записи всегда допускается сделать вручную, и поможет в этом знание HTML. Загрузив графический файл и вставив его в редакторе блога по месту курсора, легко затем изменить выравнивание (выключку) картинки в тексте: справа, слева, по центру. Кроме того, можно задать размеры изображения — целиком или в уменьшенном формате, и здесь снова нужно учитывать особенности темы. Те шаблоны, которые поддерживают вывод миниатюры рядом с каждой записью, предлагают соответствующий флажок в окне для загрузки медиафайлов (требующаяся ссылка появится в нижней части окна, рядом с кнопкой «Вставить в запись»).
Другие типы объектов, поддерживаемые WordPress, — аудио и видео. Эти медиафайлы разрешается загружать непосредственно с локальной машины. Впрочем, разумнее (особенно если свободного места на сервере немного) помещать видеоролики на сервисах типа YouTube, а после встраивать в страницы. С видеохостинга следует взять особый код, представляющий собой HTML с тегом
Внешний вид блога
Если теперь обратиться к главной странице сайта с блогом, то там в соответствии с шаблоном по умолчанию появятся последние записи блога. В случае с только что созданным блогом это будет приветствие от разработчиков WordPress и комментарий к нему. Шаблонов для WordPress создано великое множество, благодаря чему записи дневника будут выглядеть по-разному, поскольку в каждой теме используются собственные фон, шрифты и расположение элементов.
Ряд тем содержат стилевые и графические оформления, а также плагины, реализующие дополнительный функционал, например, для форматирования особым образом фрагментов записи (скажем, листингов программ), добавления антиспам-фильтров, так называемых captcha (т. е. графических изображений для подтверждения комментариев и, следовательно, блокирования ботов) и т. п. Кроме того, на главной странице могут присутствовать и дополнительные элементы (в терминах WordPress — виджеты), такие как календарь, облако тегов, ссылки и меню. Они, как правило, выводятся в боковой панели.
Что может делать посетитель сайта? Ответ простой — все, что ему разрешено. Прежде всего, просматривать любые опубликованные и общедоступные записи, иллюстрации к ним, переходить по внутренним и внешним ссылкам, открывать вспомогательные страницы с какими-то отдельными темами. Во всех темах (шаблонах) обычно предусмотрен доступ к архивам — записям за прошлые месяцы и годы. Вдобавок ко всему такие записи фильтруются по рубрикам, авторам и темам. Если доступна регистрация, читатели блога могут в зависимости от полученных прав либо участвовать в наполнении блога контентом, либо комментировать записи. Стоит отметить, что WordPress (вследствие открытости кода) очень уязвим для спамеров, и потому владельцы сайтов нередко прибегают к помощи антиспам-плагинов.
Но это уже тема следующей части статьи, в которой будет рассмотрена более тонкая настройка блога.