Аркадий Морейнис — не просто предприниматель, составивший свое состояние на интернет-проектах, не просто инвестор. Он — легенда всех стартапов. Его знает каждый, кто задумывался о собственном деле. И не только. Подводя итоги года, мы не будем обсуждать новые проекты, мы зададим вопросы человеку, который знает, что такое стартап и как добиться успеха. Сейчас Аркадий Морейнис у нас в гостях, с ним беседовала Мария Сысойкина.
Можно ли говорить о том, что сейчас происходит некий всплеск, бум стартапов?
Число проектов, создаваемых с нуля, растет по большей части за счет того, что люди начинают осознавать, что придумать и сделать себе свою собственную работу интереснее и проще, чем искать ее и наниматься в большую компанию с определенным корпоративным этикетом. Тем более что сейчас стало очень легко заниматься любимым делом и строить бизнес по своим правилам — деньги на рынке есть, инвесторы стремятся найти новые проекты и готовы в них вкладываться: проводится множество мероприятий, помогающих молодым предпринимателям на самой ранней стадии.
Многие крупные компании, например «Яндекс», Microsoft, заявляют о поддержке инновационных проектов. Это действительно работает?
Microsoft раздает гранты перспективным проектам, «Яндекс» покупает интересные для себя стартапы и команды. Это, конечно, работает, но в то же время при создании проекта нельзя полностью рассчитывать на поддержку со стороны. Помочь всем нельзя, и когда ты начинаешь свой проект, на самой ранней стадии рассчитывать надо только на себя.
Назовите несколько самых ярких (интересных, успешных, дорогих) стартапов, появившихся или раскрутившихся в 2010 г.
К сожалению, не могу назвать ни одного яркого российского стартапа, появившегося в 2010 г.
Какие отрасли и направления популярны? Есть ли пустующие ниши, в которых пока не создано хороших интернет-проектов?
Перспективные области для развития, в частности в России, есть, причем немало. Проблема в нежелании их искать.
Модно делать геосервисы, и люди торопятся заняться этим, не задумываясь о том, что они просто хотят действовать как все остальные. И где тут кроется новая идея?
Как только проекты начинают покупать, значит, ниша заполняется и найти в ней свободное место для себя становится сложнее.
Настоящие «инновации» не там, где много покупают, а там, где много думают.
В чем залог успеха стартапа — в идее, технологии, раскрутке, связях?
Для того чтобы запустить успешный стартап, в равной степени нужны и оригинальная идея, и качественное исполнение, и определенные связи, маркетинг и продвижение, но, как ни странно, в конце концов успех зависит только от везения. Пойдет, не пойдет — как повезет.
Можно ли оценивать успех стартапа в зависимости от того, кто его создал — компания с собственными ресурсами или же несколько энтузиастов?
Успех стартапа не зависит от того, кто его создал: компания или группа энтузиастов. Как ни удивительно, но больше успешных стартапов сделано группой энтузиастов, чем крупными компаниями. Чтобы проект «выстрелил», команде нужно сосредоточиться на своей цели и совместить усилия. Чем больше сотрудников в компании, тем тяжелее принимаются решения, тем чаще суть проекта размывается среди десятков директоров и отделов. Небольшой группе замотивированных лиц проще договориться и определить приоритеты в работе — они открыты и готовы слушать, меняться и быстро расти.
Каковы прогнозы на несколько лет вперед? Будет ли расширяться сообщество стартаперов? Появятся ли какие-то новые направления в разработке интернет-проектов? Как будет меняться отношение инвесторов к новым проектам?
Новые направления, безусловно, возникнут. Интернет в России сейчас развивается. Опять же, свободных ниш много, так что места для появления новых стартапов хватает. Динамика не только сохраняется, но, надеюсь, — впрочем, я даже уверен в этом, — она будет расти и в дальнейшем.
Интерес инвесторов повышается прямо пропорционально количеству новых успешных сделок, что, собственно, сейчас и наблюдается.
По мнению редакции «Мира ПК», ими стали:
- сервис изучения иностранных языков — LinguaLeo(lingualeo.ru)
- сервис для обрезки mpз-файлов — MP3Cut (mp3cut.ru)
- система идентификации — Loginza (loginza.ru)