Основная мысль, высказанная представителями компании Opera на фирменной конференции Up North Web: «ПО будущего -- это веб-приложения». Ссылаясь на аналитиков, они заявили, что через 10 лет доступ к подавляющему большинству приложений будет производиться через веб. А значит, производители браузеров получат новые возможности для роста своего бизнеса. Напомним, что этот тезис придуман не Opera, которой выгодно популяризировать Интернет. Тем более что свои выкладки компания подкрепляла исследованиями. Так, в 2010 г. доступ в Интернет имело 2 млрд. человек. Огромная цифра, но это всего треть населения планеты.
Самый популярный браузер
Если вы знаете расклад сил на рынке, то подзаголовок должен был вас удивить. Продукт норвежской компании на рынке программ-обозревателей занимает пятое место, проигрывая всем конкурентам. Но если взять только ПО для мобильных устройств, то Opera окажется на первом месте с 25%-ной долей рынка (исследования компании StatCounter). Она проявляет просто чудеса дипломатии: это единственный браузер, которому удалось проникнуть в AppStore (не считая Safari компании Apple). Более того, Ларс Бойлсен, генеральный директор Opera Software, подчеркнул, что надо уметь считать: 2% рынка -- это 400 млн. пользователей! Стоит отметить, что Opera скромничает и говорит об установке только немногим более 140 млн. копий браузеров, но и они позволяют получать норвежцам прибыль. А если учесть, что к 2015 г. прогнозируется, что половина пользователей будет выходить в Сеть через мобильные устройства, понятно, почему Opera так внимательно относится к этому сегменту
Полагаю, значительную роль в мобильном лидерстве Opera сыграло наличие браузеров и сервисов, оптимизированных для работы с мобильных устройств. Так, для коммуникаторов предназначен браузер Opera Mobile. На обычные телефоны можно поставить Opera Mini, написанную на Java. При этом последняя в обязательном порядке, а Opera Mobile по желанию клиента работают через прокси-сервер Opera Turbo, на котором происходит сжатие веб-страниц. В результате даже на медленных каналах пользователь может получить приемлемую скорость работы. Поэтому и популярен браузер в основном там, где еще не развит быстрый Интернет: в России и других странах СНГ, в Индии и государствах Азии и Африки. Причем последние регионы, по мнению норвежских специалистов, хранят самый большой потенциал роста пользователей, поэтому им оказывается особое внимание. Мы тоже попали в рекордсмены: самое большое количество страниц через Opera Turbo просматривают пользователи Украины, Индонезии и России.
Способы монетизации
И что Opera Software в этой популярности? Все: и слава. и деньги -- основатели компании стали миллионерами. Причем большую часть прибыли компания получает от… своих конкурентов. Потому что Google и другие создатели поисковых сервисов делятся доходами от контентной рекламы при каждом заходе на их сервер из-под браузера Opera.
Однако зависимость от конкурентов, конечно, чревата нестабильностью. Поэтому сейчас самая быстрорастущая статья доходов для Opera -- это сотовые операторы, которые платят за предустановку ее браузера на телефоны, продаваемые со своими контрактными телефонами. В России пока этот бизнес не развит, но переговоры ведутся со всеми операторами «большой тройки».
В будущем планируется также получать доходы от создателей телефонов (опять же за предуставленный браузер), а также за показ рекламы в окне обозревателя.
Грядущие технологии
Осенью вышла бета-версия Opera Mobile, поддерживающая Android OS, в ближайшее время планируется выход 11-й версии «настольного» браузера Opera. Тенденцией в новом ПО станет поддержка аппаратного ускорения работы. Оно позволит быстрее отрисовывать веб-страницы, значки-миниатюры в закладках, плавнее производить масштабирование веб-страницы. При этом в Opera для ПК не планируется ограничиваться поддержкой последних двух версий Windows, как это произошло с Internet Explorer.
К нему представители Opera Software относятся особенно трепетно. Вот вам на прощание реплика Кристина Крога (директор по разработкам): «Многие пользователи продолжают работать с Internet Explorer -- они нуждаются в помощи!»
Необычные рынки
Летом в репортаже о Computex-2010 мы писали о браузере Opera, установленном на электронную книгу. Звучит необычно, но это была всего лишь демонстрация возможностей. А вот телевизор, оказывается, уже составляет значительную долю среди устройств, снабженных обозревателем.
Среди более чем 140 млн. пользователей Opera есть несколько миллионов непривычных для нас -- они выходят в Интернет с телевизора. В России только в этом году были представлены модели с отдельными сетевыми функциями, такими как IP-телефония, однако Loewe, Philips, Tompson, Toshiba и др. имеют в своем арсенале модели, которые могут выполнять виджеты, привычные нам по Windows 7 и Vista. Соответственно доступ в Интернет производится через обозреватель. Вот и еще один перспективный рынок.
Причем, по мнению представителей Opera, в ближайшем будущем должны появиться технологии взаимодействия телефонов и телевизоров напрямую -- сейчас копировать контент или отдавать команды приходится через Интернет. Как расточительно, когда устройства находятся на расстоянии нескольких метров! Я даже догадываюсь, что может служить программной средой, в которой отдаются команды...