Зимние праздники — отличный повод поклонникам видеоигр порадовать себя новой видеоплатой. Поэтому именно в предновогоднем номере «Мира ПК» мы и решили представить обзор графических плат. На этот раз наше внимание привлекли устройства среднего ценового диапазона, благо новинки рынка, появившиеся за период, прошедший со времени последнего тестирования, почти полностью вписываются в него.
NVIDIA GeForce GTX 465, GTX 460, GTS 450
За последние четыре месяца компания NVIDIA успела пополнить свой ассортимент несколькими игровыми видеоплатами, в том числе на основе новых графических процессоров. Первая из них, GeForce GTX 465, дебютировала на рынке в начале лета. Она базируется на том же графическом процессоре, что и первые видеокарты семейства Fermi, — на кристалле GF100 площадью 529 мм2. Число активных шейдерных процессоров по сравнению с GTX 470 уменьшено еще сильнее, чем у GTX 470 по сравнению с GTX 480, — работают всего 352 унифицированных ядра и 32 ROP-блока. Объем ОЗУ стандартный для игровых видеокарт — 1 Гбайт, также уменьшена на 150 МГц частота работы памяти по сравнению с GTX 470, в результате чего эта плата потребляет на 15 Вт меньше электроэнергии. Частоты работы ГП такие же, как у GTX 470.
Графическая плата GeForce GTX 460 основана на новом процессоре NVIDIA GF104. Данный чип площадью 368 мм2 имеет в своем составе на треть меньше транзисторов, чем у старшего ГП NVIDIA, — 1,95 млрд. Разумеется, компания NVIDIA оптимизировала использование производимых микросхем, выпустив урезанный вариант видеоплаты GTX 460, дабы пустить в дело часть «битых» кристаллов. Правда, на этот раз такая версия ГП не получила собственного имени и стала реализоваться как GeForce GTX 460. Отличить ее от обычного GTX 460 легко по объему видеопамяти, составляющему 768 Мбайт вместо 1 Гбайт. Как следствие, разрядность шины памяти у этой видеоплаты уменьшена с 256 до 192 бит. Кроме того, эти ГП различаются количеством ROP-модулей: в полной версии GF104 их 32, а в дешевой — 24.
Еще одна видеоплата, которая будет здесь рассмотрена, — GeForce GTS 450. Следует заметить, что это вовсе не реинкарнация ГП предыдущего поколения, как можно было бы подумать, проводя аналогию с GeForce GTS 250, основанной на том же ГП, что и GeForce 9800GTX, но производимой по новому техпроцесу. Микросхема GF 106 меньше, чем GF 104, — ее площадь составляет 238 мм2, зато увеличены тактовые частоты ГП, а также рабочая частота памяти. Правда, разрядность шины памяти сокращена вдвое. Номинальное энергопотребление GeForce GTS 250 равно 106 Вт, а у GTX 460 оно составляет 160 Вт. Оба эти устройства поддерживают создание массивов SLI из двух видеоплат.
Серия AMD Radeon HD 6800
В начале ноября компания AMD выпустила на рынок новый ГП, представив тем самым очередную серию видеоплат — Radeon HD 6800. Надо сказать, что в данном случае компания AMD отчасти перемудрила с номенклатурой, что может ввести в заблуждение не слишком разборчивого потребителя. Несмотря на то что эти видеокарты маркированы как новое поколение, причем как топовая серия, на самом деле графический процессор Barts, на котором основаны две новинки — Radeon HD 6870 и 6850, является слегка измененной версией Cypress — ГП, использованного в серии 5800.
Как известно, AMD допустила ошибку при проектировании Cypress, выделив недостаточное число вычислительных модулей для тесселяции, из-за чего видеокарты Radeon HD серии 5800 проигрывали в производительности платам NVIDIA Fermi. Поэтому в ГП Barts было дополнительно выделено шесть SIMD-модулей для расчета тесселяции. Рабочая частота ГП была поднята на 50 МГц. В результате Radeon HD 6870 получился чуть менее производительным в обычной трехмерной графике (без применения тесселяции), чем Radeon HD 5870, но быстрее, чем 5850. В свою очередь, видеокарта Radeon HD 6850 по производительности должна занять место где-то между 5770 и 5850.
Ожидаемые розничные цены видеоплат Radeon HD 6850 и 6870 на российском рынке — 200 и 250 долл. соответственно. Таким образом, при той же производительности новая серия видеокарт не стала быстрее предыдущей, однако оказалась значительно дешевле. По словам Николая Радовского, менеджера по продажам графических плат российского отделения компании AMD, Radeon HD 6870 является конкурентом NVIDIA GeForce GTX 470, поскольку имеет близкую производительность, но цена ее будет ощутимо ниже.
Новые видеокарты имеют по два разъема Mini DisplayPort, что позволяет подключать к ним до шести мониторов. Правда, для этого потребуется докупить специальный концентратор, но зато нет ограничения на используемые интерфейсы, как это имело место в случае с видеокартами Eyefinity 6 Edition, имеющими шесть портов DisplayPort и ни одного другого выхода. Кроме того, AMD также обеспечила поддержку интерфейса HDMI 1.4, что необходимо для воспроизведения дисков Blu-ray 3D на телевизоре.
Аппаратный декодер видеоданных UVD третьего поколения, реализованный в Barts, отличается поддержкой некоторых новых форматов. В частности, интерес представляет Multi-View Codec, предназначенный для кодирования единым потоком видеоданных с нескольких камер, например стереоскопического видео. К тому же новый декодер отличается улучшенным алгоритмом деинтерлейсинга.
Энергопотребление Radeon HD 6870 такое же, как у 5850, в режиме полной нагрузки, однако благодаря улучшенным энергосберегающим алгоритмам новые видеокарты стали потреблять меньше в режиме простоя.
Во время написания данной статьи видеокарта Radeon HD 6870 продавалась лишь в паре московских магазинов, а 6850 и вовсе невозможно было купить. Поэтому оценки обоим устройствам мы не ставили.
Компания AMD планирует выпуск еще одного ГП нового поколения, более производительного, чем Barts, который должен получить название Cayman. По данным из неофициального источника, он будет представлен публике в конце ноября.
Наряду со всем прочим, серия Radeon HD 6800 может похвастаться улучшенным алгоритмом анизотропной фильтрации. Кстати, одновременно с выходом новых видеокарт в драйвер AMD был добавлен новый алгоритм сглаживания под названием Morphological Anti-Aliasing. В отличие от традиционных методов сглаживания, заключающихся в визуализации наиболее важных участков изображения с большим разрешением и последующем их масштабировании, этот алгоритм работает в качестве пост-эффекта с уже готовой растровой картинкой. Недостаток данного метода очевиден: поскольку алгоритм «не знает», где в кадре находятся грани объектов, а просто обнаруживает области с высокой контрастностью, его точность не слишком высока. А если в кадре есть текст, то и он подвергается сглаживанию. Наглядно оценить работу MLAA поможет соответствующий скриншот. Кстати, в статье удалось разместить далеко не все скриншоты, сделанные в ходе тестирования. Остальные приведены на диске, прилагающемся к этому номеру «Мира ПК».
Сверху — исходный кадр из игры Mafia 2 с отключенным сглаживанием, снизу — он же, но после обработки алгоритмом MLAA. Заметить разницу между этими изображениями непросто, зато ступенчатые линии на кузовах автомобилей и одежде героя хорошо заметны на обоих скриншотах, что режет глаз
Методика тестирования
Испытания мы проводили на нашем привычном тестовом стенде на основе процессора Intel Core i7 980X под управлением 64-разрядной ОС Microsoft Windows 7 Ultimate. Для измерения производительности наряду с синтетическими тестами 3DMark Vantage и Heaven Benchmark были также установлены две игры, использующие DirectX 11, — Metro 2033 и Mafia 2, и еще одну на основе DirectX 10 — Resident Evil 5.
На этот раз возникла необходимость наглядно оценить влияние тесселяции на производительность, и потому мы прогнали тест Unigine Heaven Benchmark как с тесселяцией, так и без нее. В игре Mafia 2 было добавлено несколько режимов тестирования с включением технологии PhysX. Кстати, Mafia 2 считается одной из игр с наиболее глубоким использованием возможностей этой технологии, в ней есть два режима работы PhysX — Medium и High. В случае с видеокартами AMD PhysX, естественно, работал на центральном процессоре. Как показали результаты, даже такой производительный ЦП, как шестиядерный Intel Core i7 980X, не способен справиться с этой нагрузкой. Видеоплатам NVIDIA это удавалось лучше, но все-таки их производительности в большинстве случаев не хватало на одновременные визуализацию и расчет эффектов PhysX.
Для подобных игр NVIDIA рекомендует использовать конфигурацию из двух видеоплат — основной и вспомогательной, на которой и будет работать PhysX. Если в системе установлена недорогая или устаревшая видеоплата производства NVIDIA не старше 8000-й серии GeForce, то можно, проводя модернизацию, оставить ее в системе для PhysX. Правда, тогда выбор новой видеоплаты будет ограничен продукцией этой же компании, поскольку использование PhysX на ГП при наличии в системе видеоплаты AMD, NVIDIA запретила довольно давно посредством модификации драйвера.
К счастью, для пользователей видеоплат AMD, желающих испытать PhysX, существует обходной путь. Энтузиаст, известный под ником GenL, в конференции на сайте www.ngohq.com создал патч, позволяющий обойти искусственное ограничение драйвера PhysX и использовать так называемый гибридный режим, когда за расчет физики отвечает плата NVIDIA, а за визуализацию графики — устройство AMD. Самая свежая версия патча успешно работает с использованными нами новыми драйверами NVIDIA 260.99 и AMD Catalyst 10.10. В гибридном режиме были применены платы Radeon HD 6870 от HIS и GeForce GTX 460 компании ASUS. Прирост производительности заметен в игре Mafia 2, однако в 3DMark результат тестов PhysX аналогичен полученному при расчете на ЦП. Причина этого осталась для нас неясной, впрочем, главное — стабильная работа игр. Данный патч можно найти на диске, прилагаемом к этому номеру журнала, а также на упомянутом выше сайте.
Кадр из программы Unigine Heaven Benchmark с применением тесселяции и без. Как видите, будучи использованной уместно, тесселяция позволяет весьма значительно повысить субъективную детализацию сцены
SAPPHIRE HD 5770 FleX 1GB GDDR5
Эта версия Radeon HD 5770 заметно меньше обычной по длине, и потому она заинтересует обладателей тесных корпусов. Частоты ГП и памяти у нее номинальные, система охлаждения довольно тихая, но, к сожалению, не вытяжная. Отличие FleX-версии видеокарты от обычной состоит в том, что, подобно видеоплатам серии 6800, она, помимо штатного выхода Dual-Link DVI, имеет еще и дополнительный Single-Link DVI. Это позволяет подключить к ней три монитора с входами DVI и наслаждаться технологией Eyefinity. Такое решение весьма актуально, поскольку мониторы с входом DisplayPort пока распространены не так широко, как хотелось бы. Всего к этой видеоплате можно подключить до четырех мониторов.
HIS HD 5830 iCooler V Turbo 1GB
Radeon HD 5830 — довольно редкая видеоплата. Их производят значительно меньше, чем 5850 и 5870. Кроме того, версия компании HIS далеко не самая дешевая из имеющихся.
Из 1600 потоковых графических процессоров Cypress активны 1120. Частота работы ГП поднята на 40 МГц выше номинала, а памяти — на 400 МГц. Недостатками устройства HIS HD 5830 iCooler V Turbo 1GB являются невыгодное соотношение цена/производительность, а также большие габариты и высокое энергопотребление по сравнению с конкурентами в лице устройств на основе ГП NVIDIA.
В комплекте с видеоплатой поставляется игра Call of Duty Modern Warfare 2.
HIS 6850 Fan 1GB GDDR5 PCI-E HDMI/2xDVI/DP
Мы протестировали две версии видеоплаты Radeon HD 6850. Помимо продукта компании HIS, у нас побывала референсная версия видеокарты, любезно предоставленная нашей тестовой лаборатории российским представительством AMD. По частотам эти платы идентичны, поэтому мы не публикуем здесь результаты тестов референсной платы. Рассмотренные нами экземпляры различались лишь системой охлаждения. Инженеры HIS решили отказаться от AMD-шной турбины и использовать более дешевый охладитель, по конструкции похожий на кулеры Zalman.
Результаты тестов получились вполне удовлетворительные. Если бы данная видеоплата сейчас стала доступна по цене в 200 долл., то ее было бы весьма целесообразно приобрести. Но поскольку она пока не поступила в розничную продажу, мы воздержимся от окончательных выводов.
HIS 6870 Fan 1GB и PowerColor HD6870 1GB GDDR5
В тестировании участвовали две видеокарты Radeon HD 6870 производства компаний Powercolor и HIS. Различаются эти два устройства лишь наклейками на кожухе, они идентичны как по техническим характеристикам, так и по конструкции. Как уже было отмечено, реальная цена Radeon HD 6870 пока неизвестна. В таблице приведена сумма, за которую можно было купить видеоплату Powercolor во время написания статьи, но это ровным счетом ничего не означает. Ее массовые розничные продажи еще не начались.
По производительности модель Radeon HD 6870 очень близка к нашему призеру — видеоплате Zotac GeForce GTX 460 AMP, однако стоит учесть, что эта версия GeForce GTX 460 — разогнанная, а протестированные нами Radeon HD 6870 — референсные.
Цену на Radeon HD 6870 обещают близкую к той, по которой сейчас реализуется GTX 460.
В числе прочего мы оценили производительность новых видеоплат и в режиме CrossFireX — результаты приведены в таблице. Кстати, Barts поддерживает создание массивов не более чем из двух плат.
Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum
Видеоплата GeForce GTS 450 предоставляет отличную возможность поиграть в современные игры с DirectX 11, раскошелившись всего на 4500 руб. По производительности такая разогнанная версия устройства компании Palit лишь незначительно уступает AMD Radeon HD 5770. В рамках нашего тестирования Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum оказалась значительно дешевле своего конкурента производства фирмы Sapphire, но эта плата особая. Сейчас в магазинах несложно найти референсную версию Radeon HD 5770 за 4500--5000 руб. При выборе между двумя этими моделями стоит основываться на конкретном предложении.
Плата Palit GeForce GTS 450 Sonic Platinum короткая и поместится в любой корпус. На задней панели есть выходы DVI, D-Sub и HDMI.
Inno3D iChiLL GTS 450
Благодаря мощной системе охлаждения iChiLL компании Inno3D данная видеоплата выделяется на фоне конкурентов. Правда, частоты работы ГП и памяти у нее штатные. В результате этого она демонстрирует заметно меньшую производительность в тестах, чем конкурент производства компании Palit.
Думаем, эту видеоплату стоит приобрести любителям экспериментировать с разгоном, причем тем из них, которые любят риск. Мы не проверяли разгонный потенциал Inno3D iChiLL GTS 450, но полагаем, что можно надеяться на эффективную систему охлаждения. Всем остальным мы все же советуем покупать устройство компании Palit.
Zotac GeForce GTX 460 AMP
Самая быстрая видеоплата в данном обзоре — Zotac GeForce GTX 460 AMP. В этой версии частота работы ГП поднята на 135 и 270 МГц для растрового и шейдерного доменов ГП соответственно. Система охлаждения не вытяжная и не имеет в своей конструкции тепловых трубок. Впрочем, со своей функцией она справляется вполне удовлетворительно. На плате имеется только один разъем для моста SLI — поддерживаются массивы не более чем из двух видеоплат. Помимо привычных выходов DVI и HDMI, на плате распаян и выход DisplayPort.В комплекте с устройством поставляется игра Prince of Persia: The Forgotten Sands.
ASUS ENGTX460 DirectCU TOP/2DI/768MD5
По сравнению с платой от Zotac урезанная версия GeForce GTX 460 фирмы ASUS показала куда более скромные результаты в тестах производительности. Кстати, эта видеокарта также является разогнанной: частоты работы растеризатора и шейдерного домена подняты на 25 и 50 МГц выше номинала. Поставляемое в комплекте с платой ПО позволяет не только разгонять ее, но и осуществлять программный вольтмод, т.е. регулировать питающее напряжение ГП и памяти.
Leadtek WinFast GTX 465
Видеоплата GeForce GTX 465 от компании Leadtek по конструкции и частотам соответствует референсу.Эта видеоплата вообще не выпускается в разогнанном варианте ни одним из производителей. Обратите внимание на результаты — в нашем случае GTX 465 оказалась медленнее разогнанной версии GTX 460. Причем вторая модель экономичнее и меньше по габаритам, чем первая. Правда, GTX 460 и стоит дешевле, но все же покупка этой «покалеченной» версии чипа NVIDIA GF100 не представляется нам слишком разумной, поскольку конфигурация с ней обойдется дороже хотя бы за счет того, что потребуется более мощный БП.
* * *
Как уже было отмечено, новые видеокарты на основе ГП AMD Barts — хорошие и быстрые. Однако судить о целесообразности их приобретения можно будет только после того, как окончательно прояснится ситуация с розничными ценами. Поэтому результаты нашего обзора нельзя считать окончательными, и в ближайшее время мы еще вернемся к этой теме. А сейчас мы делаем выбором редакции видеоплату Zotac GeForce GTX 460 AMP. Она продемонстрировала самую высокую производительность из всех устройств, рассмотренных нами, да и продается по вполне приемлемой цене. Тем же, кто хотел бы купить видеоплату подешевле, мы советуем обратить внимание на AMD Radeon HD 5770 или NVIDIA GeForce GTS 250 — версию, предлагаемую компанией Palit. Она также будет неплохим вариантом.
Результаты тестирования программой Unigine Heaven Benchmark (DirectX 11), кадр/с / баллы
Результаты тестирования производительности видеоплат в игре Mafia 2 (DirectX 11), кадр/с
Результаты тестирования производительности видеоплат в игре Metro 2033 (DirectX 11), кадр/с
Результаты тестирования производительности видеоплат в игре Resident Evil 5 (DirectX 10), кадр/с