. Развернутые в положение мортир осадные танки раз за разом с угрожающим чавканьем и на максимальной скорострельности выплевывали в небо стокилограммовые «подарки». Ударные коптеры «Банши» метались по периметру, стремясь накрыть самые важные цели еще до подхода к линии обороны, пресекая тем самым неожиданные прорывы подземных червей. Экипажи космических крейсеров опасливо прислушивались к гулу генераторов, на пределе сил питающих энергией монструозные пушки «Ямато».
Бойцы на земле и в дотах били во все стороны из раскаленных добела стволов, не успевая менять магазины, а лавины зергов накатывали одна за другой. И казалось, им не будет конца, а терранам ни за что не выстоять в этой кровавой мясорубке судного дня. Но в тот момент, когда в умах даже самых стойких бойцов надежда на спасение уже уступила мысли продать свои жизни подороже, ярко-синяя вспышка внезапно осветила и без того сверкающий огнями кровавой схватки пейзаж. Голубая волна, стремительно расходящаяся от центра, в доли секунды исчезла за горизонтом, оставив за собой лишь дымящиеся тела… зергов. И тишину! Особенно пронзительную по контрасту с вакханалией грохота последних часов…
Так будет, когда вы закончите прохождение StarCraft II. Но счастливое ощущение победы и освобождения еще нужно заслужить, пройдя четверть сотни уровней. И все это время вы будете получать огромное удовольствие не только от игры, но и от перипетий сюжета. Здесь, надо признать, я пристрастен и необъективен. Трудно быть по-настоящему объективным, если описываешь игру, которую искренне любишь. Еще с первой версии, появившейся аж в 1998 г.! В те времена я не пропускал ни одной заслуживающей внимания стратегии реального времени. Начиналось все для меня с «Дюны». Сама игра выглядела неважнецки, но у нее был отличный первоисточник — миры Фрэнка Герберта. Плюс общая идея для подобных игр, не претерпевшая существенных изменений до сих пор. Есть ресурсы, которые нужно собирать. На них ты строишь здания, а они, в свою очередь, помогают создавать войска. Цель игры по-военному проста: уничтожить противника.
Еще была Red Alert с хорошим сюжетом в жанре альтернативной истории. Взяв за основу историю развития человечества, создатели Age of Empires поразили красотой прорисовки анимированных боевых единиц. Тем временем ребята в Blizzard сочиняли WarCraft. Все та же стратегия реального времени, обильно приправленная героями из романов в стиле фэнтези. А потом они же придумали StarCraft, главной инновацией которой стало достижение игрового баланса между тремя совершенно различными расами — терранами, высокотехнологичными протоссами и порожденными жуткой биоцивилизацией агрессивными насекомоподобными зергами. Я думаю,когда демонстрируется устройство жизни зергов, только слепой не заметит очевидную отсылку к фильму «Звездный десант», также вышедшему по странному стечению обстоятельств в 1998 г. Хотя, вероятно, и без влияния «Чужих» здесь не обошлось…
Что вы увидите в новой версии, названной «Крылья свободы» (Wings of Liberty)? Ее создатели уверяют, что перешли на новый графический движок, способный на создание невиданных спецэффектов, однако разница в глаза не бросается. Зато невозможно не заметить отличное качество перевода на русский язык (от и до) и особенную «вылизанность» игры — более чем за месяц она ни разу не зависла! За это время произошло несколько автоматических обновлений — серьезная игра по сложности приближается к операционной системе. Кстати, Blizzard обещает и техническую поддержку по телефону на русском языке, но это я не проверял — не было повода. Играл на большом профессиональном мониторе с разрешением 1920×1200 точек, что дает дополнительные преимущества в обзоре театра военных действий. Настройки графики и эффектов принял по умолчанию, положившись на то, что игра во время инсталляции оценивает производительность компьютера и выставляет оптимальные параметры. И не прогадал — на моем ПК с Pentium D-3200 и 2‑Гбайт ОЗУ ждать приходилось лишь во время загрузки нового уровня…
После инсталляции, как бы ни чесались руки, сразу начать игру не получится — придется потратить некоторое время на настройку учетной записи на Battle.net. Это неизбежно — сервер обеспечивает сетевые игры, а также начисляет очки игрокам за прохождение уровней, выполнение специфических задач и т. п. Только не забывайте, что далее, для входа в игру, нужно набирать не выбранное вами имя, а электронный адрес. Подписка на Battle.net — платная, но российским покупателям вместе с диском достается бесплатный доступ на четыре месяца. В комплект поставки, наряду с DVD-диском, входят также два гостевых пропуска для сетевой игры в StarCraft II на Battle.net и на World of WarCraft. Там же имеется брошюра с кратким руководством по началу игры, а также довольно коротким описанием происходящего в ней.
Прошло четыре года…
Действие игры начинается спустя четыре года после событий в StarCraft: Brood War. С нами — старый знакомец шериф Джим Рейнор, ныне находящийся в опале как смутьян и преступник и преследуемый императором Менгском. Разумеется, мы встречаемся с ним в захолустном баре где-то на дальней планете… Заставки между уровнями — важная и очень интересная часть игры. Пропускать их и гнать вперед, к новым сражениям — все равно что применять метод скорочтения для художественной литературы. Вы не только лишите себя удовольствия, но и потеряете шансы заполучить полезные технологии и новые виды вооружений. Технологии развиваются в лаборатории — туда есть смысл заглядывать после каждого успешно выполненного задания. У вас будет выбор, какие именно технологии развивать, поэтому принимайте решения обдуманно. То же самое касается визитов в арсенал — к счастью, пропить заработанные деньги в кают-компании игра не позволяет. Потратьте их на новые военные игрушки.
Время от времени линейная структура сценария ветвится. По сюжету приходится делать выбор, чью сторону принять или какую операцию осуществить. В ключевых моментах игры постоянно выполняется автосохранение, допускается также ставить собственные опорные точки. Поэтому для полноты картины можно вернуться к тому месту, после которого наблюдалось разветвление, и выбрать другой путь. Будет ли все совсем иначе, увидите сами.
Для прохождения игры предлагается четыре уровня сложности — от новичка до эксперта. Лично для меня «эксперт» оказался неподъемным, а последнее, самое трудное задание удалось пройти лишь после снижения сложности от «ветерана» до «бойца». Впрочем, все в ваших руках. Мое мнение — уровень сложности стоит выбирать так, чтобы большинство заданий нельзя было выполнить с первой попытки. Иначе будет скучновато.
Конец — это начало
Опытные игроки, пройдя игру до конца в первый раз, испытают некоторое разочарование, ведь в StarCraft I им сразу предлагали еще две сюжетные линии: за протоссов и за зергов. Плохая новость — в StarCraft II такого нет. Хорошая — пока нет. Это будет сделано позже в отдельных играх: «Сердце роя» (Heart of the Swarm) и «Наследие пустоты» (Legacy of the Void). Неприятное последствие такого подхода — новые игроки оказываются абсолютно не готовы к сетевой игре за протоссов и за зергов. Впрочем, данный недостаток несложно исправить, потренировавшись с компьютером.
Что же, воспользуйтесь советом, и скучать вам не придется. Выберите уровень из списка, количество и расы противников, их силу. Забавно, что ИИ, по сравнению с первой игрой, «приобрел» осторожность — если на старте брошенный им в схватку отряд натыкается на приличную оборону, то он не поляжет весь, а отойдет для перегруппировки.
Однако, имея четырехмесячный пропуск в Battle.net, трудно удержаться от выхода в большой мир. Как только соберетесь это сделать, вам будет предложено пройти девять специальных тренировочных задач. Нечто вроде шахматных этюдов. Например, даны группы войск разных родов, которые нужно расставить против определенных частей противника. Так можно отточить свои тактические умения и лучше понять оптимальные способы противостояния разным родам войск. Рекомендую потренироваться — в Battle.net спуска не дают.
Но и после этого не сразу попадаешь в настоящую схватку. Сначала компьютер предложит пройти пять отборочных игр, по итогам которых объективно оценит вашу силу игры и поместит в одну из лиг. Я особых лавров не снискал — оказался в бронзовой. Всего их пять — есть еще серебряная, золотая, платиновая и бриллиантовая.
Вход в сетевую игру такой же, как и запуск игры с компьютером. Есть варианты 1×1, 2×2, 3×3, 4×4 и каждый за себя. Выбираете вид игры, расу и запускаете поиск игрока. Для этого обычно требуется несколько секунд, редко больше. Загрузившись, не зевайте, ведь самая распространенная тактика в Сети — «раш», что означает быстрая, агрессивная атака. Лично я для таких атак считаю незаменимыми налетчиков — они очень быстры, могут запрыгивать на невысокие косогоры, а в схватке один на один с морпехом его побеждают. Однако с зергами такая штука вряд ли пройдет: те прибегут к вам еще быстрее, можете не сомневаться. Впрочем, ваш личный опыт придет только в процессе — играйте и научитесь…
Несколько слов о боевых единицах. Во время прохождения игры их больше, чем в сетевых играх. Например, в Сети вы лишены доступа к притону наемников, где можно нанять «усиленные» версии стандартных единиц: пехоты, танков, роботов, летательных аппаратов. Еще одно важное преимущество наемников — как только они становятся доступны для найма, их получение происходит мгновенно, ведь единицы сбрасываются с воздуха.
Среди улучшений стандартных боевых единиц лично я оценил появление особого режима стрельбы по площадям у тяжелого робота «Тор». Незаменимая вещь при атаке массовых скоплений пехоты и техники. Воздушный детектор «Ворон» приобрел специальные возможности. Например, он ставит турели. Но полезность этой функции ограниченна — она живет только заданное время.
Опасная ностальгия
Выход StarCraft II — отличный подарок всем, кто когда-то заигрывался ее первой частью. В ней все так знакомо, но еще интереснее! Однако ностальгия здесь опасна — вы можете настолько увлечься, что забросите важные дела, поругаетесь с домашними и вообще исчезнете из нормальной жизни. На мой взгляд, возможность привыкания весьма велика и для новых игроков. Боюсь, для них впечатление окажется еще более губительным. Впрочем, вполне вероятно, что я преувеличиваю — мне слишком нравится эта игра.
Системные требования: Pentium 4-2600, 1‑Гбайт ОЗУ (1,5 Гбайт для Windows Vista/7), 12 Гбайт свободного дискового пространства, графическая плата со 128 Мбайт памяти (nVidia GeForce 6600GT, ATI Radeon 9800 PRO или лучше), 8Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista/7, а также Mac OS X 10.5.8 и выше.
Разработка и издание: Blizzard Entertainment
Распространение: «1С»