И не то чтобы системный проигрыватель был не обучен, нет, просто ему не хватает самой малости — нужных кодеков. Кодек (CODEC—COder/DECoder) представляет собой программное приложение, одна часть которого осуществляет преобразование (кодирование) видео или звука из одного формата сжатия в другой. Другая часть такого продукта проводит обратное преобразование (декодирование) сжатого звука или видео в удобоваримый для прослушивания или просмотра формат. Существуют и аппаратные кодеки, в роли которых выступает небольшая микросхема, например в случае системной платы ПК с интегрированным звуком.
До недавних пор количество форматов, воспроизводимых Windows Media Player, было весьма скудным: нередко просмотр даже лицензионного DVD оказывался невозможен, не говоря уже о видео высокого разрешения. К слову, если бы WMP был более совершенен, то вряд ли на рынке ПО предлагалось бы так много альтернативных проигрывателей, в том числе и коммерческих.
Признаемся, для нас оказалось неожиданным заявление Microsoft о том, что Windows Media Player 12, входящий в поставку Windows 7, поддерживает видео, упакованное в контейнер AVI кодеками XviD и DivX.
Более того, теперь в поставку Windows 7 входят кодеки AAC и H.264. Тем не менее сразу после появления «семерки» WMP не был способен без установки альтернативных кодеков воспроизводить видео, запакованное в контейнер Matroska (например, рипы с Blu-ray-дисков с расширением MKV), — сказывались ограничения по максимальному битрейту и разрешению. Но и это стало настоящим прорывом, а в конце 2009 г. компания DivX заявила о поддержке MKV в Windows 7 (labs.divx.com/mkvwin7preview).
Наряду с возможностью просмотра видео высокого разрешения, в системных медиаплеере или медиацентре вкупе с поддержкой аппаратного ускорения (разумеется, при наличии его поддержки видеокартой) мы получим отображение mkv-файлов в виде миниатюр вместо безликих эскизов. Казалось бы, зачем городить огород с наличием кодеков в системе и не проще было бы предоставить нам набор «все-в-одном»?
Деньги и закон
Причин здесь несколько. Во-первых, в ряде стран, например в США, существуют патентные ограничения (слава богу, что у нас в России до такого еще не додумались). Дошло до того, что при установке отдельных кодеков пользователей предупреждают об ответственности за прослушивание звука и просмотр видео с использованием кодеков, за которые нужно либо платить, либо вообще наступить себе на горло и отказаться от них. Так, лицензионно чистые (для определенных государств) кодеки продаются в магазине Fluendo (www.fluendo.com/shop/category/end-user-products/). Вот и вторая причина, вызвавшая отсутствие в Windows ряда кодеков, — это деньги, причем очень большие. Попробуем разобраться в денежном вопросе на примере истории двух популярных звуковых форматов.
Самый распространенный в настоящее время цифровой формат аудиокомпрессии, известный всем как МР3, был разработан в немецком Институте Фраунгофера (Fraunhofer IIS, www.iis.fraunhofer.de/amm/index.html). Европейская корпорация THOMSON воспылала любовью к новорожденному формату и приложила все усилия для его быстрого распространения. В частности, при ее поддержке «младенец» стал одним из стандартов аудиосжатия и получил название MPEG Layer3, или более привычное нам MP3.
Однако дитя едва не скончалось по причине скаредности родителей-разработчиков, которые, невзирая на сырость новоявленного формата, тут же затребовали с обывателя колоссальные суммы за свои кодеки, поскольку других программных приложений для кодирования/декодирования в формат МР3 просто не существовало. Положение, как всегда, спасли энтузиасты: они создали бесплатный MP3‑кодек LAME (lame.sourceforge.net), не позволивший создателю этого формата, фирме Fraunhofer IIS, погубить гениальное творение из-за неправильной маркетинговой политики и тривиальной жадности.
Формат OGG Vorbis (www.vorbis.com) распространяется по лицензии LGPL, т. е. абсолютно бесплатно, а исходные тексты — как модуля кодирования, так и самого кодировщика — были полностью открыты и доступны всем желающим. Разработала формат некоммерческая организация Xiph Org Foundation, она же осуществляет и его поддержку. Первоначально инициатором и спонсором проекта была компания iCast, занимавшаяся трансляцией музыки через Сеть в формате МР3. По условиям патентных соглашений 2% ее прибыли принадлежали обладателю патента на стандарт МР3, поэтому переход на открытый формат сулил iCast существенную экономию. Правда, потом компания распалась, но ее деньги не были потрачены напрасно, а своеобразным логотипом нового формата стала симпатичная рыбка. Помимо открытости исходного кода, следует отметить кросс-платформенность OGG: кодировщик совместим почти со всеми имеющимися операционными системами.
Отношение корпорации Microsoft к свободным продуктам хорошо известно, а конфликтовать с законами других стран такому гиганту не к лицу. Так что же делать нам, обычным пользователям? Ответ напрашивается сам собой: нужно установить недостающие кодеки и фильтры DirectShow. Причем можно обойтись без денежных затрат — достаточно определиться со своими потребностями.
По кусочкам или сразу?
Если вы используете Windows 7 и в вашей коллекции только звуковые файлы в формате MP3 и видео, «запертое» в контейнере AVI, можете не беспокоиться о других кодеках (компонент для просмотра mkv-файлов уже обсуждался выше). Windows Media Player 12 в лучшем виде справится с данными файлами. Но если вы решите прослушать звуковые файлы, сжатые без потери информации (Lossless), например, в формате Monkey’s Audio с расширением *.ape (www.monkeysaudio.com) или FLAC с расширением *.flac (Free Lossless Audio Codec, flac.sourceforge.net), то потребуется установка других плееров, в частности foobar 2000 (www.foobar2000.org) или AIMP (www.aimp.ru), либо сторонних кодеков — скажем, бесплатного пакета Windows 7 Codecs (shark007.net/win7codecs.html). Практика показала стабильность работы бесплатного пакета K-Lite Codec Pack (www.codecguide.com) в линейке Windows XP/Vista/7, в том числе и 64‑разрядных систем. Компания-разработчик предлагает четыре версии продукта: Basic (поддерживаются все популярные видеоформаты, в том числе и Quick Time); Standard (в поставку входят Media Player Classic Homecinema, к которому мы еще вернемся, декодер MPEG-2 для воспроизведения DVD и кодеки, поддерживающие воспроизведение звука в форматах FLAC и WavPack); Full (предлагается расширенная поддержка Lossless-звука) и Mega (будут дополнительные ACM и VFW кодеки). Рекомендуем воспользоваться предлагаемыми параметрами установки, а выбор проигрывателя по умолчанию оставляем за вами.
Теперь рассмотрим упоминавшийся Media Player Classic Homecinema (mpc.darkhost.ru). Данный свободный продукт не нуждается в инсталляции, но умеет очень много — в частности, работать в «должности» полнофункционального DVD-плеера за счет встроенного декодера MPEG-2. Если вы захотите насладиться прелестями DTS-звука, извольте получить поддержку оного (да, опять встроенный декодер), причем можно выводить звук через выход S/PDIF. Разумеется, поддерживаются все функции навигации DVD, субтитры и воспроизведение файлов практически во всех мыслимых звуковых и видеоформатах. Ко всему прочему Media Player Classic Homecinema менее требователен к ресурсам, чем Windows Media Player.
Все свое ношу с собой
Удастся обойтись и без установки кодеков в систему, если отказаться от системного проигрывателя в пользу одного из альтернативных, например, KMPlayer (kmplayer.ucoz.ru), способного работать без установки — достаточно загрузить и распаковать архив с файлами в отдельную папку. Кроме того, плеер несет на борту массу встроенных кодеков, позволяя не устанавливать в систему пакеты типа K-Lite Codec Pack. Поскольку кодеки не регистрируются в системе, каталог с KMPlayer можно распространять на оптических или других носителях вместе с фильмом для воспроизведения на любом компьютере.
Отныне вы сможете без проблем просматривать не только видео в MPEG-4, сжатое кодеками DivX и XviD, но и DVD вкупе с RealVideo и Quick Time. Если требуется большее, нет проблем: наряду с этими кодеками к вашим услугам Theora, WMV, MPEG-1, MPEG-2, VP3, VP5, VP6, H263 (+), H.264 (AVC1), CYUY, ASV1/2, SVQ1/3, MSVIDC, Cinepak, V1/2/3, FFV1, VCR1, FLV1, MSRLE, QTRLE Huffyuv, Digital Video, Indeo3, MJPEG, MPNG SNOW, TSCC, Dirac, VC-1 и SMC.
Список звуковых кодеков скромнее: MP3, Vorbis, AC3, DTS, LPCM, MP2, AAC, WMA, ALAC, AMR, QDM2, FLAC, TTA, IMA ADPCM, QCELP, EVRC и Real Audio. Огромное число настроек, в том числе регулировка параметров видео, вызывается правым щелчком.
Еще один автономный проигрыватель — VLC media player (www.videolan.org/vlc/). Он, как и KMPlayer, содержит все мыслимые кодеки и может смело претендовать на звание рекордсмена по числу поддерживаемых форматов звука и видео. Потоковое вещание обеспечивается изначально, а что касается воспроизведения конкретных форматов, то их простое перечисление займет журнальную полосу. Отметим лишь, что после установки VLC вам будут доступны не только популярные форматы MP3, OGG, WAV и WMA, но также многоканальные дорожки DTS и AC3 (плеер умеет воспроизводить файлы Real Audio и Quick Time). В части воспроизведения видео имеются проблемы с Real Video, но этот казус успешно разрешается после дополнительных манипуляций (подробнее см. www.videolan.org/vlc/features.html).
Если в вашем компьютере установлена DVB-карта, можете смело положиться на VLC, поддерживающий спутниковое вещание, включая субтитры. Безусловное достоинство программы заключается в том, что можно просматривать частично загруженный видеоконтент и работать со всей линейкой Windows, начиная с версии 95.
* * *
Мы не можем прогнозировать время появления новых форматов видео и звука: очевидно лишь то, что прогресс не стоит на месте, а значит, появление новинок не за горами. Точно так же мы убеждены в том, что и грядущие версии Windows не позволят воспроизводить солидное число звуковых и видеофайлов. Следовательно, придется поработать самим, используя либо альтернативные проигрыватели, либо пакеты кодеков. Тогда новые сборки Windows Media Player окажутся менее строптивыми.
По умолчанию большинство мобильных устройств не блещут талантами в части воспроизведения сжатого видео. Как правило, изначально воспроизводятся только звуковые файлы в форматах MP3 и WMA, а также видеофайлы в WMV-формате. Как и версия для ПК, Windows Mobile не способна воспроизводить «неродные» видеоформаты — сказывается отсутствие кодеков. Их и нужно установить для показа видео и полноценной поддержки сжатого звука.
На наш взгляд, самым разумным решением станет установка свободного проигрывателя TCPMP с интегрированными кодеками (The Core Pocket Media Player, 4pda.ru/forum/index.php?showtopic=74). Плеер поддерживает практически все распространенные звуковые и видеоформаты, а кроме того, он нетребователен к ресурсам. Этот продукт снабжен встроенными кодеками для воспроизведения видео в форматах MP4, 3GP, M4A, WMV, AVI, M2V, MPEG и DAT.
Более того, поддерживается контейнер Matroska, но вряд ли вы станете воспроизводить на мобильных устройствах файлы в контейнере MKV. Отметим, что поддержка звуковых форматов столь же обширна (включая списки воспроизведения и AMR), и ко всему прочему TCPMP умеет отображать графику в форматах TIFF, PNG и JPEG. Однако следует учесть, что этот проект больше не поддерживается: дело в том, что нынешняя инкарнация TCPMP именуется Core Player (coreplayer.com) и стоит 30 долл., зато является кросс-платформенной, что позволит устанавливать коммерческий продукт на устройства, функционирующие под управлением Symbian.