Как компании, специализирующейся на интеллектуальной собственности (караоке и аудиокниги), удалось создать конкурентоспособный продукт в непривычной для себя сфере деятельности?
Мы рассматриваем «Прогород» именно как интеллектуальную собственность. Причем сразу оба компонента навигационной системы: программу-оболочку и используемые в ней карты. Они созданы внутри нашей компании нашими же специалистами, и, следовательно, авторские права как на картографическую, так и на программную составляющую принадлежат нам.
Когда «Сидиком» стал безусловным лидером на российском рынке караоке, мы продолжали искать пути расширения -- ведь бизнес не может и не должен стоять на месте. На этом этапе менеджмент компании решил диверсифицировать бизнес. Тут и было решено выйти на растущий рынок навигационных систем, рассматривая продукт как интеллектуальную собственность. Как видно, по сути, мы не меняли область деятельности, когда наряду с караоке и аудиокнигами начали работы по созданию навигационных карт и программного обеспечения.
Но ведь одного решения мало, где вы взяли опыт разработки сложного технологического решения?
Не секрет, что специалистов по созданию навигационных карт в России очень немного, то есть каждый кадр -- фактически на вес золота. После того как нами было принято решение о начале работ над проектом «Прогород», мы занялись «перекупкой» и переманиванием профессионалов из конкурирующих компаний (в том числе и зарубежных), которые стали техническим и технологическим костяком проекта. Далее на базе компании, по сути, был создан целый институт по подготовке высококлассных специалистов-картографов. Естественно, все они имеют соответствующее базовое образование, но создавать навигационные карты они научились именно у нас; кроме того, большая их часть проходила курс по разработке автомобильных навигационных систем в Южной Корее. Всего за два года через нас прошло около 300 человек. Конечно, некоторые кадры отсеялись, но осталась сотня самых лучших -- и этими специалистами мы действительно дорожим, так как гипотетический уход каждого из них -- отличный подарок нашим конкурентам.
Следует также отметить, что наши картографы, помимо ежемесячной проверки своих базовых навыков, проходят ежемесячную же аттестацию по Правилам дорожного движения, Очевидно, что специалист, занимающийся созданием карт и прочих элементов автомобильной навигационной системы, просто обязан знать ПДД от и до.
Наконец, еще один из наших козырей -- эффективное управление. Поэтому мы наняли профессионального «тренера по управлению картографическими проектами» из США, который в течение четырех месяцев до запуска «Прогорода» работал с нашими управленцами. Такая подготовка, а также работа по современным технологиям позволила нам за полтора года создать картографическую базу, на создание которой у конкурентов ушло более четырех лет.
В розницу ваша программа одна из самых недорогих - это попытка отвоевать часть рынка за счет демпинга, или вам удалось снизить себестоимость продукта? Если второе, то как?
Проанализировав все это, мы назначили цену на «Прогород» порядка 30 долл. за копию.
С 1 августа программа «Прогород» стала практически бесплатной для конечных пользователей, которые согласны принять участие в программе по актуализации наших карт. Ради создания высококачественных навигационных карт мы готовы пойти на определенные финансовые жертвы. В результате стоимость ПО будет равна стоимости интернет-трафика при отправке трека. Для среднестатистического пользователя мобильного Интернета это несколько рублей в месяц. Для пользователя классического GPS-навигатора возможна пересылка треков при подключении к домашнему ПК.
Прибыль же мы получаем, продавая OEM-версию «Прогорода» производителям навигаторов. И в этом случае, конечно же, речь идет не о бесплатном варианте.
Какой технологической базой вы сейчас обладаете? Сколько километров трассы уточняется при каждом обновлении? Используете ли вы только собственные данные или данные пользователей тоже?
Обновление карт «Прогорода» происходит раз в месяц. Мы выполняем проверку их точности получая информацию как из «своих» источников, так и из открытых. .Нами также используются результаты работы полевых команд и поддерживается обратная связь с пользователями. При создании сообщества пользователей нашей программы, введен рейтинг, позволяющий нам оптимальным образом реагировать на их обращения и сигналы. Например, одно-единственное обращение участника с высоким рейтингом, информирующего о неточности на карте, будет достаточным основанием для отправки полевой группы для уточнения покрытия.
Создание сообщества очень важно - ни одна компания в мире не может поставить своих людей на каждый перекресток, на каждую развязку, на каждый километр дороги, чтобы отслеживать там происходящие изменения. Но получать информацию о неточностях на карте от неравнодушных пользователей -- через сайт, посредством звонков в службу техподдержки и т. д. -- можно и нужно. Пока это наиболее успешно делает Tom-Tom, создавший сервис MapShare, так что нам есть на кого равняться.
Какие конкурентные преимущества своего продукты вы видите сейчас, какие запланированы для внедрения в ближайшем будущем?
Наши конкурентные преимущества можно свести к трем тезисам: простота, надежность и безопасность.
Мы сделали, на наш взгляд, лучший пользовательский интерфейс для навигационной программы. Даже для начинающего пользователя все будет просто и понятно, запутаться просто невозможно ни в меню программы, ни в рекомендациях на маршруте. Например, на наших картах контуры зданий реалистичны (но это есть у многих конкурентов), но отображаемые в 3D-режиме здания во всех городах с детальным адресным планом имеют натуральную относительную высоту, что упрощает ориентирование (а эта особенность почти ни у кого не встречается).
Безопасность реализована с помощью комплекса подсказок, которые позволяют пользователю принять однозначно правильное решение о маневре в нужный момент времени и заранее к нему подготовиться. В основе этого комплекса -- реалистичные изображения сложных развязок с указанием нужного направления и рекомендуемой полосы движения.
Надежность -- это, прежде всего, точность и актуальность карт и возрастающая площадь покрытия с детализацией до дома (сейчас мы покрываем населенные пункты, в которых проживает более 80% населения России).
Ну а точные карты в сочетании с простым интерфейсом и дополнительными сервисами (наряду с 3D-развязками, упомянем рекомендации по выбору нужной полосы движения и упреждающее информирование о необходимости перестроения) повышают безопасность движения.
Вы анонсировали сервис информирования о дорожных пробках, чей движок будет использован?
В нашем пробочном сервисебудут использованы данные двух типов: оперативные – о текущей загруженности дорог и статистические -- о пробках на магистралях в зависимости от времени суток и сезона. Систему мы создаем с британской компанией ITIS, обладающей фирменной технологией CFVD (Cellular Floating Vehicle Dater), нацеленной на получение информации о скоплениях людей по данным о взаимодействии сотовых телефонов с базовыми станциями. Самое важное, что CFVD позволяет отличать автомобилистов от людей, находящихся в соседних с дорогой зданиях. Кстати, мы являемся эксклюзивным поставщиком решений ITIS в России и странах СНГ.
Почему вы не используете навигаторы под собственной торговой маркой?
«Прогород» предустанавливают на некоторые модели навигаторов Lexand, BBK, Mio, Pocket Navigator. Зачем нам же конкурировать с нашими же партнерами? И в дальнейшем все наши силы мы будем направлять на развитие «Прогорода» и сервисов на основе картографии.
Планируются ли разработки программы «Прогород» для коммуникаторов под управлением Symbian, Android, iOS?
На данный момент доступны версии «Прогорода» для Windows Mobile и Windows CE. Уже тестируется версия для Android, а в будущем мы выпустим и версию для iOS (операционной системы iPhone и iPad). Создавать версию для Symbian мы пока не планируем, так как большинство устройств на этой платформе уже поставляется с навигационным решением Ovi Maps компании Nokia, так как львиная доля смартфонов с Symbian ею же и выпускается. Хотя, конечно, мы пристально наблюдаем и за этим рынком, смотрим, прежде всего, на то, что еще нового мы можем разработать для пользователей Symbian-устройств, чего им не хватает для более комфортного и эффективного использования навигации.
Будут ли доступны карты для стран ближнего зарубежья, Европы, США?
Да, мы планируем европейскую экспансию. При этом создавать подробные карты Европы самостоятельно нам не придется -- мы будем работать с прекрасными картами TeleAtlas (компании, входящей в Tom-Tom Group).
Можно ли ждать от ГЛОНАСС изменения ситуации на рынке? Увеличения функциональности навигационных программ?
Навигационной программе абсолютно все равно, от какой спутниковой системы получены текущие координаты -- американской NAVSTAR (мы привыкли называть ее просто GPS -- Global Positioning System) или российской ГЛОНАСС. С появлением на полках магазинов навигаторов с поддержкой последней внимание тех же государственных мужей к рынку навигации только усилится, что, несомненно, повлияет на него.
Вспомните: для того чтобы подстегнуть продажи автомобилей российской сборки, населению были предложены практически безвозмездные вспомогательные кредиты на покупку новой машины, главное, чтобы она была отечественной сборки. То есть со стороны государства наблюдалось вливание денег в отрасль, которое должно было помочь ей развиваться.
Такое же внимание вполне может быть уделено и отрасли навигации. Подешевеют навигаторы или, наоборот, подорожают от дополнительных пошлин на односистемный GPS-модуль, -- пока неизвестно. С приходом ГЛОНАСС на коммерческий рынок он определенно может измениться. А вот что изменится и как, покажет время… Будем надеяться, что мы дождемся все же удешевления.
С точки зрения технологий., для обывателя польза от ГЛОНАСС в следующем: наличие приемника, принимающего сигналы альтернативной навигационной спутниковой системы (любой, кроме американской GPS) даст более надежное навигационное решение, где бы вы ни находились. Например, в городах с высотной застройкой, густонаселенных, так называемых «зеленых» районах, где практически не видно неба, определение координат может быть затруднено.
Ведь для определения координат приемник должен поймать сигналы минимум от трех спутников. А если приемник двухсистемный и он «увидел» два спутника одной спутниковой навигационной системы и два -- другой, то координата будет определена быстрее. Следовательно, если вы проезжаете через вышеописанные места или движетесь по маршруту в плохих погодных условиях, что также может затруднить определение координат, то при использовании двух навигационных систем гораздо больше шансов на то, что навигатор не потеряет сигналы всех спутников и сможет определить координату, и вы, например, не промахнетесь мимо нужного поворота.