Эта игра изначально должна была быть… другой. Когда в 2007 г. публике показали первую версию Splinter Cell: Conviction, то поклонники игры вздрогнули. И было отчего: Сэм Фишер, похожий скорее на спивающегося бомжа, чем на подтянутого спецагента, полное отсутствие фирменных шпионских гаджетов и — о ужас! — действие разворачивается днем, на виду у людских толп. Полное попрание всех канонов жанра и традиций серии Splinter Cell.
Однако не успели высохнуть слезы фанатов по безвременно ушедшему «шпионскому боевику», как компания Ubisoft отложила релиз SC: Conviction. А потом еще раз, и еще раз, и так далее… В конце концов, людям, сведущим в игровой индустрии, стало ясно: фактически речь идет о переработке игры с нуля. Так оно в итоге и оказалось — Сэм Фишер образца 2010 г. не имеет ничего общего с тем, которого нам показывали три года назад. Но обо всем по порядку, не будем забегать вперед.
Классика жанра
Вы очень сильно удивитесь (или наоборот?), но в SC: Conviction Фишер в очередной раз спасает мир от страшного заговора! Ну чего еще можно ожидать от игры, в заголовке которой красуется имя известного баснописца Тома Клэнси? И потом, для такого героя, как старина Сэм, меньше мирового заговора неинтересно — не тот уровень! Воистину, как говорилось в одном популярном фильме про шпионов, «и целого мира мало».
Понимая, что одними происками мировой закулисы из игрока слезу не вышибешь, разработчики решили немного очеловечить образ Фишера… и ввели в сюжет линию с дочерью Сэма. Оказывается, девочку никто не убивал: бывшие работодатели из «Третьего эшелона» придумали это, чтобы манипулировать несговорчивым агентом в своих целях. Следовательно, пришло время отцу и дочери воссоединиться, но путь к этому усыпан вовсе не лепестками роз. Так что всем, кто решит помешать Сэму Фишеру идти выбранной дорогой, нужно поостеречься: одно дело — спецагент на задании и совсем другое — разъяренный отец, сражающийся за своего ребенка.
Итак, действия главного героя получили теперь такую дополнительную мотивацию, как личная месть. Еще в четвертой части игры стало ясно, что прежнего хладнокровного и выдержанного Сэма Фишера мы уже не увидим. Однако в SC: Conviction бывший суперагент окончательно снимает белые перчатки, действуя по принципу «пленных не брать!» Безжалостное и беспощадное убийство врагов, раскиданные тут и там трупы и даже… пытки допрашиваемых с помощью всего, что попадается под руку. Скажем так: тех, кто пропустил SC: Double Agent, эволюция Сэма Фишера может повергнуть в шоковое состояние. Ничего, привыкнете… и даже быстро войдете во вкус, ведь ничто так не соблазняет игроков, как возможность влезть в шкуру «плохого парня».
Машина смерти
Под стать «новому» Сэму Фишеру и изменения в геймплее SC: Conviction. Теперь изощренный боевик, который традиционно составлял самую сущность серии Splinter Cell, — скорее не обязательное блюдо, что-то вроде погремушки для преданных фанатов игры. Да, конечно, можно, как в старые добрые времена, прятаться по темным углам, снимая врагов одного за другим… Но, во-первых, в новой игре довольно много мест, где можно пройти только напролом, а, во-вторых, сам сюжет невольно провоцирует игрока пострелять. Как? Например, с помощью нововведения — системы Mark & Execute (M&A).
Работает эта система следующим образом. Расправившись с одним из врагов врукопашную, вы «заряжаете» M&A и получаете возможность совершить «быстрое убийство» от двух до четырех противников. Для этого нужно сначала выделить их (Mark) наведением перекрестия прицела и нажатием одной кнопки, а затем, отметив все потенциальные мишени, нажать вторую кнопку — и Фишер автоматически осуществляет Execute из огнестрельного оружия. А чтобы игрок мог посмаковать сей момент, одновременно включается замедление времени и используются различные операторские приемы вроде изменения глубины резкости. Сцена, занавес — и аплодисменты восторженной публики!
А теперь подумайте, зачем, имея Mark & Execute, изощряться с тактикой? Да незачем, проще подловить какого-нибудь бедолагу, свернуть ему шею, а потом быстро и красиво перестрелять оставшихся с помощью новой суперспособности. Хорошо еще, что радиус действия M&A ограничен, т. е. прежде чем с ее помощью устроить истребление врагов, все-таки придется выбрать подходящую позицию. Кстати, если не хотите долго кружить вокруг да около, просто схватите одного из противников и используйте в качестве живого щита. Сразу все проблемы будут решены: и возможность M&A «включится», и сумеете подойти на нужную дистанцию без проблем. Да, вот таким стал Сэм Фишер «массовиком-затейником»: убивает всех со скоростью света, прикрывается живыми людьми от пуль, да еще и пытки устраивает в свободное от основной работы время.
Наиболее проницательные читатели наверняка уже догадались, что новый SC: Conviction — это, конечно же, никакой не шпионский боевик, а просто боевик с элементами шпионской деятельности плюс «стрелялка» от третьего лица. Кстати, если оценивать игру в таком качестве, то нужно признать: она удалась на 100 %! Судите сами, сюжет вполне залихватский. Есть достаточно умные враги, а значит, предусмотрены перестрелки от третьего лица с возможностью использовать укрытия (привет, Gears of War!) и помахать кулаками. А для фанатов «потяжелее» в Splinter Cell сохранены такие милые фокусы, как отстрел лампочек, тихое откручивание головы противнику и мины-липучки со свистком. Казалось бы, что еще нужно для счастья?! Ах да, Сэм Фишер теперь уж не тот, что прежде… Ну привыкайте, раньше он был героем шпионского детектива, а сейчас очутился прямо в боевике. Возраст, знаете ли, все мы с годами лучше не становимся.
И как финал «приближения искусства к народу» к SC: Conviction прикрутили систему прокачки. Выглядит это так: когда игрок добивается определенных «достижений»,то получает за каждое из них очки, которые затем может потратить на различные улучшения оружия. Прокачав, к примеру, пистолет, он увеличивает число врагов, одновременно снимаемых в режиме Mark & Execute, с двух до четырех. Нравится? Тогда вперед, за очками! Заработать их можно множеством различных способов, так что внимательно изучайте раздел «Достижения» в главном меню игры.
«Мы с Тамарой ходим парой…»
Для тех, кого не впечатлит сингл, Ubisoft приготовила настоящий сюрприз — кооперативную кампанию на двух человек. По сути, это настоящая игра в игре, даже полноценный сюжет имеется: американский и русский спецагенты в Петербурге пытаются предотвратить продажу четырех ЭМИ-генераторов на черном рынке. Кстати, развязка в «кооперативе» неожиданная, и потому рекомендую вам подбить кого-нибудь из друзей на совместное прохождение — получите массу удовольствия!
Ощущения от игры с напарником просто замечательные, а то, что и врагов больше, — беда небольшая, как говорится, «вдвоем не пропадем!» Тем более что агенты Арчер и Сокол (такие вот позывные у наших героев) не только обучены всему тому, что умеет Фишер, но и не в пример лучше, чем он, укомплектованы гаджетами: тут вам и фирменные трехглазые очки, и устройства для глушения видеокамер, и портативные ЭМИ-генераторы… В общем, не упускайте возможность поразвлечься, не пройдите случайно мимо «кооператива»!
Блеск и нищета по-канадски
Техническая сторона игры всегда удавалась разработчикам SC: Conviction — студии Ubisoft Montreal. Сразу вспоминаются великолепная работа со светом, фирменные «мягкие» тени и завораживающая пластика Фишера из SC: Chaos Theory… Вот и в Conviction не обошлось без визуальных и стилистических инноваций. Во-первых, теперь степень невидимости отображается не каким-то индикатором, действующим непонятным образом, а сразу всей картинкой. Как это реализовано? Да очень просто: если главный герой спрятался от врагов, изображение становится черно-белым и только объекты, интересные для игрового процесса (противники, взрывающиеся бочки, нужные выключатели и т. п.), по-прежнему отображаются в цвете. Кому как, а мне такое нововведение очень понравилось: и наглядно, и очень стильно.
Кроме того, облегчает жизнь фокус с «последней известной позицией игрока». Заключается он в следующем: в том месте, где вас последний раз засекли враги, возникает своеобразный «призрак», обозначающий ту самую «последнюю известную позицию». Как можно это использовать по ходу игры, догадаться нетрудно: продумали атаку, показались противнику в нужном месте, а затем тайком переместились на заранее выбранный огневой рубеж и начали уничтожать врагов, атакующих ваш «призрак». Фанаты Splinter Cell со стажем недовольно пробурчат: «Читерство!» … Но будем честны сами с собой: что-то подобное давно напрашивалось, особенно в шпионском боевике.
И наконец, третья новинка — подсказки, наложенные прямо на игровые объекты. Скажем, когда вы подходите к двери, на ее поверхности возникает надпись «Открыть», а на пороге — «Заглянуть под дверь». Толку для игрового процесса никакого, но выглядит здорово, гораздо лучше надписей, появляющихся непонятно откуда и повисающих в воздухе. Опять-таки благодаря таким визуальным изыскам игра выглядит оригинально, ни с какой другой не спутаешь!
Если же оценивать графику SC: Conviction в целом, то, к сожалению, поводов для радости поубавится. Во-первых, лежащий в основе игры якобы новый движок LEAD остался, по сути, все тем же Unreal Engine 2.5, который был еще в Double Agent, только по мере сил и возможностей его подтянули до стандартов 2010 г. Во-вторых, даже на пути этой «подтяжки» непроходимым препятствием встала мультиплатформенность — вечное проклятие всех современных игр. Так что в итоге картинка получилась на четверку с ма-а-аленьким плюсиком: недотянули все-таки разработчики картинку до высшей лиги. А жаль, ведь из занимательного сюжета в сочетании с действительно интересными графическими решениями, успешно реализованными в игре, мог бы получиться настоящий визуальный шедевр. Увы, не сложилось…
Продолжение следует…
Что же получилось в итоге? Сэм Фишер сменил амплуа, превратившись из утонченного высокотехнологичного шпиона в настоящую безжалостную машину смерти! И если не считать чуть-чуть устаревшей графики, эта трансформация реализована в виде игры так здорово, что я с легким сердцем рекомендую SC: Conviction всем ценителям хороших боевиков. Что же касается отхода от оригинальной концепции игры, то, помилуйте, разве же какая-нибудь серия может долго удерживаться на плаву, штампуя раз за разом одинаковые игры, различающиеся только графикой? Подождите, вот в следующей Splinter Cell вернут Сэма на госслужбу — будут вам и фирменная маска, и знаменитый черный комбинезон, и еще какие-нибудь сверхсекретные разработки американского ВПК… А пока наслаждайтесь тем, что есть, ведь игра удалась на славу — отличное продолжение истории получилось у Ubisoft Montreal!
Системные требования: Intel Core 2 Duo-1800 или AMD Athlon X2 64–2400 (рекомендуется Intel Core 4 Quad или AMD Athlon X2 64–3000), 2‑Гбайт ОЗУ (рекомендуется 3‑Гбайт), 256 Мбайт видеопамяти, DirectX 9.0c, nVidia GeForce 7800 / ATI X1800 (рекомендуется 512 Мбайт видеопамяти, DirectX 9.0c, nVidia 8800 GS / ATI HD4670), 12×-дисковод DVD, совместимая с DirectX 9.0c звуковая плата, 10 Гбайт свободного дискового пространства, мышь. Наличие постоянного интернет-подключения со скоростью 128 кбит/с (рекомендуется 256 кбит/с или выше). Программа работает в среде Windows XP/Vista/7.
Разработка: Ubisoft Montreal
Издание: GFI/«Руссобит-М»