Сайт: mobiquest.ru
Старт проекта: июль 2010 г.
Онлайновая плафторма Mobiquest позволяет пользователям создавать мобильные игры, опросы, экскурсии и многое другое. Разработчики предлагают именовать все эти развлечения «интерактивами». Вкратце идея проста — пользователь придумывает некое приключение для своих коллег, друзей, клиентов и т.д. Это может быть обычный опрос, викторина или целая игра-квест с привязкой к карте. Далее все вопросы, подсказки и прочие условия указываются в описании интерактива на сайте Mobiquest, созданное приключение сохраняется в системе, а пользователю остается лишь сообщить участникам код и телефонный номер, на который его следует отправить для начала игры. Дальнейшее взаимодействие участников приключения строится на отправке и получении SMS-сообщений. При этом никакой дополнительной платы за сообщения, кроме установленной оператором мобильной сети, не взимается. Создатели сервиса предусмотрели иную схему монетизации — автор интерактива перечисляет владельцам сервиса определенную сумму (30 руб.) за каждого участника, прошедшего все приключение.
Сервис рассчитан как на корпоративных пользователей, применяющих его в рекламных и маркетинговых целях, так и на частных лиц, которые хотят просто придумать интересное развлечение для своих друзей.
Как рассказывает Денис Колесниченко, один из создателей Mobiquest, идея зародилась в ходе работы над другим проектом, в котором был активно задействован мобильный маркетинг, и в частности SMS-рассылки. «Эффективность этого способа продвижения меня неприятно удивила, — отметил Денис. — казалось бы, SMS — это что-то личное, интимное, что будет восприниматься с большим доверием, чем, скажем, баннер. Однако в итоге отклик на такую рассылку был даже хуже, чем у баннерной рекламы на плохом сайте».
После долгих обсуждений этой проблемы Денис с коллегами пришли к выводу, что такой маркетинговый канал, как SMS-сообщения, большинство компаний используют неправильно, например, как в случае, если бы для продвижения в Интернете они применяли только спам-рассылки.
В результате решено было создать некую платформу, позволяющую легко, без участия сторонних подрядчиков, разводящих на деньги, самостоятельно создавать мобильные рекламные кампании и управлять ими. Именно не рассылками, а настоящими интерактивными акциями, которые будут интересны не только компаниям-рекламодателям, но и их клиентам.
Прежде чем начать тратить время и деньги на разработку проекта, команда основателей консультировалась со многими знакомыми экспертами и гуру рекламы, социальных медиа и мобильного маркетинга. В результате таких консультаций было получено достаточно положительных отзывов о концепции и ценных советов, чтобы незамедлительно начать действовать.
Прототип технической части проекта разрабатывался около двух месяцев силами двух программистов. На самом раннем этапе и в процессе создания прототипа планировалось осуществлять финансирование проекта исключительно за счет собственных средств. При этом один из основателей работал на управленческой позиции в другой интернет-компании, а второй решил все свое время посвятить Mobiquest. Когда стало понятно, что такими силами сложный b2b-проект реализовать невозможно, коллеги-стартаперы решили искать инвестора и расширять штат сотрудников. Примерно через четыре месяца у создателей Mobiquest уже были установлены устные договоренности с инвестором и завершена работа над прототипом сервиса. А еще через месяц у команды появились собственный офис и первый наемный сотрудник.
А теперь вкратце рассмотрим работу сервиса. Прежде всего пользователю необходимо пройти процедуру регистрации. Она одинакова и для корпоративных клиентов, и для частных лиц. После авторизации на сайте пользователю станет доступна страница личного кабинета, где и нужно создавать свои интерактивы. Как только будет выбран тип интерактива (например, квест или опрос), система автоматически создает пример такого приключения, где будут использованы все имеющиеся возможности. Как таковой справочной системы в проекте нет, однако для каждого действия имеются подсказки.
Функционал Mobiquest действительно широк. Так, делая квесты, можно привязывать задания к карте или просто задавать вопросы с вариантами ответов. Кроме того, допустимо указывать подсказки, а также количество попыток ответов на каждый вопрос. При создании опроса применяются множественные коды (отсылаемые для начала участия), что позволяет различать пользователей, которые по-разному узнали об опросе. Например, во всех московских предложениях пройти опрос указывается один код, а в петербургских — другой. Таким образом компании, предлагающие клиентам поучаствовать в опросе, могут получить более детальную статистику.
Созданный интерактив несложно сразу же протестировать — на вкладке «Публикация» есть специальная ссылка «Тестирование», по щелчку на которой открывается отдельное окно, имитирующее экран КПК. Здесь можно, не тратя денег на SMS, попытаться пройти созданное приключение и при обнаружении ошибок исправить их.
Как только приключение будет создано и протестировано, его можно опубликовать. Теперь останется лишь сообщить участникам его код и номер, на которые следует отправлять сообщения. Разумеется, публикация возможна, если на счету его автора есть достаточная сумма, чтобы оплатить прохождение интерактива определенным числом участников.
Статистика по каждому приключению доступна в реальном времени — как только участник отправляет SMS с ответом, результат сразу становится доступен автору на соответствующей странице личного кабинета.
Несмотря на довольно недолгое пока существование сервиса, он уже пользуется популярностью. Разработчики приводят множество примеров его применения, вот лишь несколько самых свежих и интересных. Так, в начале августа в рамках проекта для стартаперов «Креатово» проходила ежевечерняя викторина, с помощью которой организаторы тестировали знания, полученные участниками в течение дня. Вечером каждому из участников на мобильный телефон последовательно приходили по три вопроса, на которые им нужно было дать правильный ответ. Также в рамках этого проекта с применением платформы Mobiquest было организовано голосование во время дебатов стартаперов.
Интересное решение предложил своей аудитории блог Droider.ru. С использованием Mobiquest его организаторы провели настоящий квест, собрав в августе читателей около Политехнического музея и предложив им выполнить задания приключения. Пройдя все этапы, они должны были добраться до бара, где победителя (участника, набравшего наибольшее количество очков) ждал главный приз, а 35 участников, которые пришли первыми, получали бесплатное пиво.
В России у этого проекта прямых конкурентов нет. Есть компании, предоставляющие свои услуги рекламным агентствам или корпоративным клиентам по рассылке SMS при проведении мобильных игр. Но ни у одной из них нет такой платформы, с помощью которой любой человек мог бы создать интерактив для мобильника и сразу же сделать его доступным для аудитории.
Создатели Mobiquest планируют в скором времени реализовать возможность заработка для авторов приключений. Например, если студент создает приключение по своему институту, он может назначить плату за участие в нем, несколько превышающую стоимость прохождения интерактива одним участником. Так, если за прошедшего приключение человека придется заплатить 30 руб., то плата за участие может составить 50 руб. В этом случае автор заработает по 20 руб. на каждом, кто пройдет приключение. Оплатить участие можно будет с помощью SMS на платный номер, через терминал приема платежей (например, QIWI) и через Интернет.
Сайт: Synchronet.ru
Старт проекта: 11 мая 2010 г.
О нескольких сервисах синхронизации мы уже писали в нашем журнале («Мир ПК», №11/09, с. 54,) (ссылка на http://www.osp.ru/pcworld/2009/11/10973026/), правда, все они были англоязычными. И вот в России появился собственный, русскоязычный проект SynchroNet, позволяющий синхронизировать информацию из телефонов, КПК и ноутбуков и хранить ее в Интернете.
Надо заметить, что этот проект был создан не программистом-одиночкой, а командой из восьми специалистов, работающих в компании «Синхро системс». Работа над ним началась в июле 2009 г. Причем средства на его создание были получены изначально от частного инвестора. Сейчас, когда бета-версия уже функционирует, авторы рассматривают самые разные варианты сотрудничества с заинтересованными организациями вплоть до продажи решения.
По словам Кирилла Титова, одного из авторов проекта, идея SynchroNet достаточна очевидна. В современном мире каждый человек, как правило, обладает несколькими компьютерами или мобильными устройствами, и, следовательно, ему необходимо переносить информацию с одного на другое или иметь постоянный доступ ко всем своим данным со всех устройств. К такой идее была еще добавлена возможность передавать свои сведения друзьям или коллегам, и все это легло в основу проекта. Далее в результате предпроектного исследования и проектирования идея переродилась в концепцию проекта.
В настоящее время SynchroNet — первый в России интернет-сервис для синхронизации файлов и личных данных (контакты, календарь, заметки, закладки) между различными устройствами и платформами. Помимо обычной синхронизации личных сведений, сервис предлагает функции обмена данными между пользователями системы и возможность резервного копирования информации.
Интересна социальная составляющая проекта. Разработчики предлагают пользователям создавать сообщества, а также предоставлять другим пользователям системы и сообществам доступ к собственным данным (например, к файлам).
Компания разрабатывает собственные клиентские приложения для мобильных телефонов и устройств на базе платформ J2ME, Android и проч. Однако система способна работать с клиентами других производителей, использующими для синхронизации личных данных протокол SyncML, например с продуктами от компании Funambol, а также и с нативными программами для различных устройств.
Для работы с сервисом не требуется особых навыков. Первое, что следует сделать, — зарегистрироваться и заполнить профиль. Затем нужно найти в списке поддерживаемых устройств свой телефон или ноутбук и загрузить на него клиентское приложение. Его можно либо скачать на телефон или получить ссылку для загрузки по SMS, либо воспользоваться штатными средствами, имеющимися на синхронизируемом устройстве. Все настройки для обоих случаев подробно описаны на странице «Помощь» на сайте SynchroNet.
Далее запускается синхронизация выбранных объектов на мобильном устройстве, а по ее завершении следует перейти на страницу «Синхронизация» в веб-интерфейсе SynchroNet. Если процесс прошел успешно, вся нужная информация отобразится в соответствующих разделах — «Файлы», «Контакты», «Календарь», «Закладки», «Заметки».
В базовый, бесплатный, набор услуг входят функции синхронизации данных, а кроме того, предоставляется 15 Мбайт дискового пространства. Если же этого недостаточно, несложно приобрести расширенный аккаунт с 15 Гбайт дискового пространства для хранения файлов, плюс возможность отправки 50 SMS-сообщений. Обойдется это удовольствие в среднем чуть дороже 40 руб. (стоимость зависит от выбранного пользователем оператора мобильной связи).
Разумеется, создатели сервиса планируют зарабатывать не только на предоставлении расширенных аккаунтов. Помимо пользовательской версии, у компании «Синхро системс» имеются корпоративное решение для сотовых операторов и ритейлеров, а также коробочная версия сервиса для организаций. В общем, преимущества данного решения перед прочими сервисами синхронизации очевидны.
Кирилл Титов считает, что многие подобные проекты не помогают разрешить проблемы пользователя, а лишь привязывают его к определенной марке устройств или конкретному мобильному оператору. Так, сервис MobileMe предназначен только для владельцев устройств Apple, а «МТС Синхронизация» предлагает услуги лишь своим абонентам. Кроме того, есть ряд общедоступных сервисов, не обладающих всеми нужными функциями, например не поддерживающих синхронизацию файлов. В этом смысле SynchroNet — наиболее полное решение, призванное синхронизировать весь набор данных пользователя независимо от производителя устройства либо от оператора.
WordSteps
Сайт: wordsteps.com
Старт проекта: 1 апреля 2010 г.
Проект WordSteps — удобная возможность изучать иностранные слова, не тратя на это много времени. Создатели сервиса предлагают пользователям выделять по 15 мин в день на посещение сайта 3 раза в неделю и обещают, что через месяц пользователь сумеет выучить 240 слов, а через год — около 3000 лексических единиц, что составит 85% всех слов в книгах, написанных на изучаемом языке.
В отличие от двух других стартапов, рассмотренных в данной статье, WordSteps запущен лишь частично. Веб-версия работает уже несколько месяцев, а вот мобильная составляющая находится в стадии разработки. Дело в том, что начинался WordSteps как веб-сайт, но в ходе его тестирования было получено много пожеланий от пользователей о необходимости версий для КПК и смартфонов. Именно данное направление и стало сейчас приоритетным для разработчиков.
Как объяснил Владимир Саранчин, один из участников этого проекта, идея создания такого решения пришла довольно давно. В середине 2008 г., когда на российском рынке еще не было качественных ресурсов для изучения иностранных языков, появился проект RapidSteps — сообщество изучающих английский язык. Спустя некоторое время было решено расширить сервис за счет добавления других языков для изучения и одновременно сконцентрироваться на изучении слов, отказавшись от социальной составляющей — форумов и блогов. Так и появился WordSteps.
Работу над сервисом вела команда, в которую входили Java-программисты, веб-разработчики и маркетологи. Все участники — выпускники МФТИ, энтузиасты, решившие сделать серьезный проект своими силами. Никаких инвестиций у команды не было, однако за проект RapidSteps.com они получили грант от фонда Бортника. Эта сумма сейчас уходит на поддержку сервера и небольших маркетинговых мероприятий. Поисками инвесторов создатели стартапа пока не занимаются, однако готовы рассматривать предлагаемые варианты.
Принцип, заложенный в работу сервиса, прост. Пользователь может изучать слова, выбирая нужные тематические словари. Например, в один день можно выучить два десятка названий фруктов, а еще через день перейти к терминам, описывающим стороны человеческого характера. На сайте доступны тематические словари на девяти языках. Большая часть словарей составлена профессиональными преподавателями — носителями языка. Однако каждый пользователь имеет право создавать свои собственные, приватные или общедоступные словари с нужными ему словами для изучения. При этом можно проголосовать за понравившийся словарь.
Для заучивания слов разработчики предлагают шесть типов упражнений, таких как выбор правильного перевода, упражнения на написание и флэш-карточки. При этом для каждого слова обязательно указывается его транскрипция и дается звуковое сопровождение, помогающее усвоить правильное произношение.
Изучив рынок и отзывы первых пользователей, разработчики пришли к выводу, что в России нет подобных приложений для изучения слов на мобильных телефонах. Основная идея мобильного клиента WordSteps заключается в возможности скачивания словарей с сайта. В Lite-версии (на момент написания статьи только она была доработана и доступна для бета-тестирования) позволяется скачать пять последних словарей с сайта. А Pro-версия предоставит широкие возможности пользователям, например, скачивать любые словари, в том числе свои, в неограниченных количествах. Помимо того, в Pro-версии разработчики планируют синхронизировать результаты изучения слов с аккаунтов на сайте, с тем чтобы словари, освоенные в мобильной версии, сохранялись в общей статистике пользователя.
Среди конкурентных интернет-решений разработчики выделяют российский сервис LinguaLeo, о котором мы уже писали (см. «Мир ПК», №8/10, c. 60)(ссылка на http://www.osp.ru/pcworld/2010/06/13003234/). Однако у WordSteps есть несколько преимуществ, и прежде всего охват не только интернет-аудитории. Сейчас готовятся к выпуску мобильные клиенты для различных платформ, а также десктопное приложение. Стоит отметить возможность быстро добавлять новые языки и переводить интерфейс сайта, что позволит заметно расширить аудиторию сервиса.
Как уже говорилось выше, создатели WordSteps пока не задумываются всерьез о каких-либо инвестициях. Однако идеи заработка все же есть. Так, мобильные приложения для платформ Android и Apple станут платными, но при этом будут иметь продвинутый функционал: дополнительные упражнения, подсчет GPRS-трафика, транскрипцию, дополнительные языки, загрузку любых словарей (а не только пяти последних), онлайновый поиск и др. Добавятся платные возможности и на веб-сайте — появится система напоминаний, печать карточек слов и т.д.