Компьютерный образовательный комплекс «Российская и всеобщая история, 6 кл.», разработанный под редакцией Д. Д. Данилова, кандидата исторических наук, руководителя направления «История и обществознание» в образовательной системе «Школа 2100», предназначен для изучения двух школьных курсов: истории России с древнейших времен до начала XVI в. и всеобщей истории Средних веков. Он рассчитан как для работы в классе, так и для занятий дома.
Согласно прилагаемой к комплексу справке, в нем авторы реализовали принципы и методологию развивающей образовательной системы «Школа 2100». Они считают, что эта система, основанная на трудах Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, А. А. Леонтьева и А. Н. Леонтьева, позволяет ориентироваться в образовательном процессе на приоритеты, вытекающие из жизни в условиях информационного общества, где главное для человека — не запоминать большой объем данных, а уметь пользоваться ими, учиться выбирать основное, делать выводы, принимать решения и отвечать за них. Тому же способствует и используемая в курсе технология, названная авторами проблемно-диалогической. Она, как указано, позволяет урок объяснения нового материала учителем заменить уроком «открытия» знаний самим учеником.
Основными компонентами комплекса являются интерактивные мультимедийные уроки, тренажеры для проверки усвоения материала по каждому уроку, главе и разделу, дневник успеваемости, а также словарь основных понятий. Составители курса разделили уроки на несколько этапов. На первом формулируется главный вопрос урока. За этим следует краткое повторение отдельных фрагментов пройденного материала, используемых на данном занятии. Потом идет собственно тема урока, обычно разделенная на несколько шагов-параграфов. А завершают все три этапа подведение итогов, формулировка выводов и проверка полученных знаний.
Радует, что каждый из уроков начинается с уведомления: «Внимание! Приведенные в уроке авторские выводы не являются единственно правильными. Они даются лишь для раскрытия авторского замысла урока. Ученики и учителя могут оспаривать утверждения авторов, не соглашаться с ними, делать собственные выводы, приводить свои доказательства, аргументы и факты». Это помогает ученикам настроиться на самостоятельную творческую работу. Задания к урокам составлены так, что прямых ответов в представленных материалах не найти — полученную информацию нужно преобразовывать, самостоятельно формулировать причины, доказательства, оценки исторических событий. Прежде чем познакомить ученика с авторскими выводами (которые изначально обозначены как не единственно верные), ему предлагается сформулировать собственные.
Составители курса сделали уроки интерактивными — были использованы двумерные анимации, профессиональное дикторское озвучивание, диалоги (с помощью клавиатуры и мыши) обучающей программы с пользователем.
Следует отметить такие полезные опции, как возможность изменять размер шрифта и регулировать громкость звука. К последней настройке, как оказалось, приходится прибегать чаще, чем хотелось бы, — даже для одного урока уровень громкости звука не установлен, и потому часто приходится вспоминать про ползунок этой регулировки, чтобы обеспечить комфортное прослушивание начитанного текста.
Также предусмотрена распечатка на принтере как отдельных фрагментов встроенного учебника, так и параграфов из него целиком. Эта опция позволяет получить нужные материалы, чтобы организовать контрольные работы по курсу.
Как недостаток продукта следует отметить полное отсутствие гиперссылок между текстами встроенного учебника и статьями словаря, снабженного иллюстрациями. К сожалению, малый объем словаря, названного «краткой интерактивной исторической энциклопедией», ощутимо снижает комфортность работы с курсом. К примеру, в учебнике используется термин «ойкумена», однако в словаре нет его объяснения (хорошо, что есть Интернет).
Оставляет желать лучшего и поисковая система комплекса. Например, с ее помощью нельзя найти в материалах уже упомянутую ойкумену, хотя это слово там есть. Не выдает система результатов и при поиске таких распространенных в мировой средневековой истории слов, как император, царь…
Продукт «Российская и всеобщая история, 6 кл.» построен на базе многопользовательской программной платформы «1С:Образование 4. Дом», которую компания «1С», разработчик данного комплекса, применяет в своих компьютерных школьных курсах как универсальную. Однако опыт работы с комплексом приводит меня к выводу о том, что для данной программы следовало бы сделать более четкое разделение между школьным и индивидуальным режимом использования. Для домашнего употребления явно не хватает отдельного электронного руководства.
Если преподаватели и, возможно, родители по долгу службы и по долгу воспитания все же возьмут на себя труд пробиться через тернии недружественного описания правил работы с комплексом, которое представлено во встроенных в программу руководствах (в описании непосредственно комплекса и платформы «1С:Образование 4. Дом»), то у детской аудитории «негуманитарный» язык и стиль этих документов точно вызовут отторжение. А без руководства будет весьма нелегко освоить непростую архитектуру курса и, конечно же, особенности интерфейса и навигации. К примеру, характерные черты программной организации комплекса заключаются в том, что для продолжения работы с ним порой нужно нажимать клавишу «пробел», иногда в тех же целях следует щелкнуть мышью на специальной кнопке на экране или использовать оба варианта … Кстати, для выполнения стандартных (для пользователей операционной системы Windows) операций, в частности для закрытия окна, вместо привычных обозначений предлагается применять специальным образом оформленные активные зоны. Также не очевидны переходы между соседними информационными компонентами в пределах одного урока, из-за чего возникает мысль, будто что-то оказалось пропущенным.
В общем, без описания сложно начать работу с курсом, даже несмотря на хорошо организованную поддержку с помощью всплывающих подсказок. Поэтому вполне вероятно, что шестиклассник, столкнувшийся с проблемами уже при запуске программы, предпочтет электронному бумажный учебник, пользоваться которым ему гораздо привычнее.
Системные требования: Pentium III-700, 256-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 12Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP/Vista.
Разработка и издание: «1С»