Однако те, кто даже в телефоне избегает дополнительных функций, самостоятельно в навигаторе не разберутся. Поэтому учтите, что когда вы преподнесете подобный подарок людям, далеким от такой техники, вам придется потратить час-другой, разъясняя основы навигации, т. е. показывая, как ввести в навигатор нужную точку и что делать, если требующегося дома не оказалось на карте.
По-прежнему у нас нет возможности оценить качество покрытия карт на всей территории нашей страны и уж тем более всего мира, и потому отдельно будут рассмотрены качество навигации в Московской области, работа программ в столице, включая сервис по объезду пробок, а также уделено внимание их особенностям.
«ПроГород» для мегаполиса и области
Это относительно молодой сервис — появился на рынке в ноябре 2009 г.
В версии 1.1 программа «ПроГород» расстроила неаккуратным обращением с поворотами. При небольшом изгибе дороги электронный гид предлагал «повернуть направо» вместо «держаться правее». Такие указания сильно путают на тех перекрестках, где есть настоящий поворот. Поэтому мы настоятельно не рекомендуем пользоваться версиями младше 1.2. Обновление 1.2 этого года показало, что оно уже правильно реагирует на повороты, во всяком случае в ближнем Подмосковье.
Из фирменных фишек отметим показ высоты домов и фотореалистичное изображение приближающейся развязки. Особенно это полезно, когда дорога разветвляется на два рукава, уходящих в одном направлении, но затем расходящихся. Правда, это не изобретение «ПроГорода», но раньше эта функция встречалась только в весьма дорогой мультимедийной системе Pioneer.
Прокладка маршрутов по федеральным и второстепенным трассам осуществлялась вполне удовлетворительно, хотя локальные дороги программа еще не знает — внутри дачных хозяйств проезд придется уточнять. Заявлен охват всех федеральных трасс и 67 855 населенных пунктов России, причем 575 из них — с точностью до дома. Но подключить карты других стран, увы, невозможно.
По маршрутам в Москве заметно, что «ПроГород» использует свои алгоритмы, отличающиеся от принятых в других программах, рассматриваемых в этом обзоре. Однако по времени проезда они практически такие же, как у конкурентов.
Чтобы автоматизировать процесс обновления карт на навигаторах, производитель предлагает программу PROsync. Однако в случае с использованием GPS-навигации на устройстве Lexand Si 511 выяснилось, что все равно приходится читать руководство, так как папку с картами требуется переименовать. Забавно, но проще в том же руководстве найти указания, в какие папки копировать новые файлы.
В этом продукте предусмотрен привычный для пользователей навигационных программ набор функций: есть POI (полезные объекты по интересам), можно запоминать часто посещаемые места, чтобы не приходилось долго искать их, включить объезд пробок и т. п.
Стоимость GPS-программы «ПроГород» для коммуникаторов, работающих под управлением Windows Mobile, сравнительно низкая — от 950 руб. Так что по соотношению цена/функциональность ее можно признать самой выгодной покупкой. Также данное ПО бывает уже предустановлено, на навигаторы Lexand, Mio и BBK.
С навигацией Ovi по миру
В начале этого года Nokia выпустила бесплатные карты Ovi Maps (в русском переводе Ovi Карты) с пешеходной и автомобильной навигацией, совместимые только на устройствах Nokia, оснащенных GPS или A-GPS модулем.
Установка ПО на смартфон с помощью Nokia Ovi Suite не вызвала никаких проблем. Выбираете карту страны (заявлены карты для более чем 180 стран, а с функциями автомобильной и пешеходной навигации — для 74), язык голосовых подсказок (в наличии 46 языков) и… все готово! Интерфейс программы изменился — он стал проще и понятнее, чем у предшествующей версии, которая к тому же была платной.
Прежде чем отправиться в путь, нужно настроить для себя ПО во вкладках «Интернет», «Навигация», «Маршрут», «Карта» и «Синхронизация». А потом следует узнать свое местоположение и проложить маршрут до требуемого места с помощью функции «Поиск мест» или «Избранное».
Что же, проедемся на машине и оценим работу навигационного ПО Ovi. Прокладка маршрута после указания начальной и конечной точек заняла пару секунд. Просмотреть маршрут можно в 2D-, 3D-, панорамном или информационном режиме (в нем показываются только стрелки и расстояние до очередного поворота).
Кстати, маршрут был проложен корректно (для сравнения использовалась программа iGO), так что на протяжении всего пути сбоев не отмечалось. Если имело место искусственное отклонение от маршрута, он опять-таки пересчитывался за пару секунд.
Для работы используются карты фирмы Navteq, приобретенной Nokia в 2008 г. В России детально обследованное покрытие (т. е. вся дорожная сеть, проверенная полевыми сотрудниками и описанная по спецификации — до 250 атрибутов) имеют Москва, С.-Петербург, Екатеринбург и Ростов-на-Дону, а также Московская и Ленинградская области. В остальных городах России покрытие менее детализированное.
Программа, конечно, не обошлась без недостатков. Так, за время написания этой статьи все еще не появилась на русском языке инструкция для пешехода, а при поиске конкретного адреса порой возникали сбои.
Как бы то ни было, если вы имеете соответствующий телефон Nokia, то карты Ovi, несомненно, заслуживают внимания!
Полная версия статьи про Ovi Maps — на нашем DVD.
Всезнайка «Навител навигатор»
Карты «Навител» уже достаточно давно присутствуют на рынке, так что их интерфейс стал привычным. Правда, цветовая гамма, установленная по умолчанию, могла бы быть и поконтрастнее. В наборе присутствуют все «обязательные» сейчас функции, а из пока не ставших стандартными стоит отметить предупреждения о камерах, фиксирующих скорость. Также предусмотрена поддержка коммуникаторов, функционирующих под управлением Windows Mobile и Android OS.
При поездке в Рязанскую область навигатор с третьей версией этих карт понравился больше конкурентов. Хотя искомой деревни так и не нашлось на карте, он уверенно показал путь к нужной дороге. Впрочем, несколько раз управление приходилось брать в свои руки. Дело в том, что в дальнем Подмосковье и на стыке областей дороги явно «невыезжены», т. е. после создания карты по ним не проехала машина с оборудованием, уточняющим расположение дороги. Из-за этого навигатор иногда начинает «паниковать», полагая, что машина ушла с маршрута, когда та совершает указанный им же поворот. Видимо, при построении по спутниковым снимкам (или после оцифровки бумажных карт) погрешность превышает точность GPS-навигатора и устройство считает, что автомобиль свернул чуть раньше или позже, чем следовало. Но, повторюсь, на больших расстояниях от Москвы такое поведение отмечено и у других GPS-программ.
Интересное нововведение «Навител навигатора 3» — маршруты через дворовые проезды. Однако и этим преимуществом надо пользоваться осторожно. Навигатор-то уверенно укажет путь, только он может оказаться «заперт» машиной, а дорога в деревне — заканчиваться тупиком (в случае, когда рисовавший их энтузиаст схалтурил или они редко обновляются).
Охват территорий у «Навител Навигатора» включает Россию, Украину, Белоруссию и Казахстан.
Аскетичная MioMap
Навигационные программы MioMap обычно составляются на базе уже существующего ПО, поэтому они функционально насыщенны. Однако Mio сделала свой интерфейс, который, на наш взгляд, выглядит излишне бледным и аскетичным. Зато переход в режим, где виден весь маршрут целиком, здесь самый удобный — одним щелчком: ведь часто полезно оценить ситуацию в целом, чтобы понять, стоит ли доверять электронному проводнику. В остальном же обеспечивается полная функциональность, типичная для современных навигаторов. Правда, в нашем навигаторе не поддерживался объезд пробок, зато было предупреждение о превышении скорости. Но тут стоит отметить, что в Москве на ТТК и скоростных магистралях программа обычно предупреждает о превышении стандартного лимита в 60 км/ч даже на тех участках, где разрешено ехать с 80 км/ч.
Кроме того, при наличии выхода в Сеть тестируемый навигатор Mio Moov 550 позволяют использовать встроенный браузер для работы в ней. А мультимедийные возможности и не обсуждаются — они обязательны для современных навигаторов.
Карта охватывает все федеральные дороги России, детальные карты имеются для 26 ее крупных городов, а также для 49 городов в Московской и Ленинградской областях.
Автоспутник
Эта программа — ветеран рынка. Однако производитель не оставляет попыток улучшить ее. Впрочем, наше тестирование проходило в самый неподходящий для него момент. Вот-вот готовится выйти новая версия, но мы решили не ждать ее появления и рассказать о той, что уже имеется.
Прежде всего, стоит отметить, что работа с пробками оказалась у этой программы одной из лучших в обзоре (использовался сервис «Яндекс. Пробки»). Хотя более ранние эксперименты производителей (включая ту же компанию «Яндекс») по прокладке маршрута с учетом дорожного трафика надолго отбили охоту пользоваться такими сервисами, все же в большинстве случаев PN-K70, применявшийся для тестирования навигационной программы «Автоспутник», действительно показывал рациональные пути объезда. Только не стоит думать… точнее, как раз лучше всегда думать. Даже у такого зрелого игрока рынка обнаружились детские болезни: неаккуратное обращение с понятиями «поворот» и «держитесь левее (правее)», а также мелкие ошибки в плане движения. Несмотря на то что маршруту, проложенному электронным спутником, в целом можно доверять, все же на узких улицах лучше проявить максимум бдительности и самостоятельности, поскольку там программа становится задумчивой — видимо, сказывается ухудшение приема сигнала.
Еще не понравилось, что полоса, показывающая маршрут, напрочь закрывает отметки о скорости трафика. Если бы было видно, что на пути встретится пробка, то можно было бы заранее решить, как ее объезжать, пусть даже «Яндекс» и считает, что этого не стоит делать.
Карты охватывают всю территорию России, причем в наиболее крупных городах с детализацией до дома. Кроме того, есть карты для Белоруссии, Украины, Армении и Узбекистана. Программа предустанавливается на навигаторы, а также имеет модификацию для коммуникаторов с Windows Mobile.
Молодой Shturmann
Еще один молодой игрок появился на отечественном рынке. Навигационная программа Shturmann предустанавливается на одноименных навигаторах. Мы исследовали модель Link 300, также известную как «МТС Навигатор Link 300». (Данный случай стал первым, когда оператор решил реализовывать навигаторы под собственной маркой.) К тому же предлагается специальный тариф (в Link 300 для выхода в Интернет имеется SIM-карта), учитывающий такую специфику работы навигатора, как постоянный выход в Сеть для получения небольшого объема данных. В основном это информация о пробках, хотя в данном устройстве реализована даже возможность связи через менеджер мгновенных сообщений. Также имеется браузер для выхода в Сеть. Следует отметить, что встроенный микрофон позволяет использовать Link 300 в качестве телефона, правда, не очень удобного.
Еще раз о пробках. Выше уже было упомянуто, что нам не нравится, как «Яндекс» при наличии заторов прокладывает маршрут в своей программе, а вот «Автоспутник» делает это уже вполне приемлемо, получая ту же информацию о движении. Подобная история и с программой Shturmann: пробки оказываются те же, а работа с ними осуществляется лучше, чем у «Яндекса», и рекомендуемый путь отличается от предлагаемого предыдущей навигационной программой. Впрочем, по качеству маршрута, указываемого при объезде пробок, между «Автоспутником» и данной программой установлен, пожалуй, паритет.
В Shturmann имеются стандартные навигационные функции, а также выдается предупреждение о максимально допустимой скорости, которое порой забавляло — на одном из подъездов к магистрали оно показывало 130 км/ч. Напомним, что официально в нашей стране разрешается скорость не более 110 км/ч.
Покрытие по России у этого ПО почти такое же, как у других продуктов, использующих карты Navteq. Стоит отметить очень хорошее знание Москвы, хотя некоторые дома не нанесены на карту. Покрытие области можно оценить как хорошее — мелкие проезды в населенных пунктах известны только «Навителу». Распространяется программа исключительно на фирменных навигаторах (и аналогичном устройстве МТС) и выделяется среди конкурентов более широкими дополнительными (не навигационными) функциями и удачной работой с пробками в Москве.