Объединить несколько графических плат в массив, чтобы повысить производительность видеоподсистемы, — идея далеко не новая. Впервые она была реализована компанией 3dfx Interactive в далеком, по меркам ИТ-индустрии, прошлом. До недавнего времени для этого употреблялись «родные» аппаратные и программные средства, создаваемые разработчиками графических плат.
Здесь будет рассказано о продукции израильской компании Lucidlogix Technologies, разработавшей технологию Hydra Engine, которая позволяет создавать массивы из различных графических плат, в том числе объединять в тандем устройства двух лидеров рынка ГП — AMD и nVidia. Мы рассмотрим, как работает предложенная Lucid технология, на примере системной платы компании MSI, где применена одна из их микросхем, именуемая Hydra 200, — второе поколение чипов компании Lucid. Первое, Hydra 100, к сожалению, так и не дошло до массового потребителя.
Существуют три модификации Hydra 200, различающиеся числом поддерживаемых линий PCI Express и типом корпуса. Модель LT24102, которую компания MSI установила на свою системную плату, — самая совершенная из них. Она поддерживает подключение графических плат в режимах 4х8, 2х8 + 1х16 и 2х16 линий. Правда, на плате MSI Big Bang Fuzion всего три «больших» разъема PCI Express. Помимо функции моста, разветвляющего 16 линий PCI Express 2.0 на нужное количество видеокарт, в микросхему Hydra 200 интегрирован блок RISC, выполняющий алгоритм принятия решений, а также блок прямого доступа к памяти, обеспечивающий генерацию и расшифровку пакетов PCI Express.
Технология Hydra Engine позволяет использовать совместно почти любые графические адаптеры. Одно из ее преимуществ по сравнению со SLI и CrossFireX заключается в том, что память видеокарт, объединенных в массив, работает не в зеркальном режиме и поэтому их объем суммируется.
Теоретически для использования технологии Hydra Engine необязательно иметь системную плату с микросхемой Hydra. Существуют платы расширения Adventure, выпускаемые самой Lucidlogix Technologies. Однако купить их в розницу на территории РФ, к сожалению, невозможно.
Описание устройства
Конечно, такой известный производитель системных плат, как компания MSI, разрабатывая свое очередное «топовое» устройство, не могла не порадовать нас чем-либо еще наряду с применением микросхемы Lucid Hydra 200. Весьма функциональная системная плата Big Bang Fuzion, ориентированная на энтузиастов, обладает возможностями, необходимыми для разгона системы. Кстати, другая плата серии Big Bang — Trinergy, отличающаяся от Fuzion тем, что на ней вместо Hydra 200 применен привычный мост nVidia nForce 200, стоит лишь незначительно дешевле — около 11 500 руб.
На плате Big Bang Fuzion имеются дополнительный контроллер SATA, а также контроллер интерфейса IEEE 1394. Сетевых адаптеров два, а число гнезд USB 2.0 на задней панели впечатляет — их десять. Достигается это довольно интересным способом, применяемым MSI в некоторых недешевых системных платах. Дело в том, что у обсуждаемого устройства отсутствует интегрированный аудиокодек, зато в комплектацию входит дискретная звуковая карта. На плате, поставляемой с Fuzion, распаян обычный аудиокодек Realtek ALC889. Однако есть надежда, что благодаря более удачной разводке и более качественным фильтрам, которые сложно было бы разместить на тесной системной плате, он будет работать лучше, чем обычно. Объективных тестов звуковой карты мы не проводили.
Схема питания ЦП — восьмифазная. Рядом с процессорным разъемом имеется знакогенерирующий дисплей, отображающий информацию о том, сколько фаз активны в данный момент времени. Микросхема Hydra 200 расположена чуть ниже процессорного разъема — там, где обычно находится северный мост.
В нижней части платы размещены сенсорные кнопки Power, Reset и кнопка включения энергосберегающей технологии MSI Green Power. Для удобства разгона предусмотрены кнопка сброса настроек BIOS, а также кнопка включения функции автоматического разгона системы OC Genie. Кстати, реализована данная функция аппаратно, на плате есть микросхема с соответствующей маркировкой. Также любителям разгона будет полезна функция V-Check Points, дающая возможность контролировать питающие напряжения процессора, микросхемы PCH и памяти с помощью внешнего мультиметра. Рядом с измерительными контактами установлена группа двухпозиционных микропереключателей, позволяющая поднять упомянутые напряжения на 0,2 В.
В комплектацию платы входит устройство, отображающее показания датчиков температуры и скорости вращения вентиляторов на собственном дисплее. Также можно регулировать напряжения и осуществлять разгон процессора по базовой частоте. Подключается этот пульт к специальному разъему на задней панели.
Тестирование
Как ни странно, интерфейс программы управления драйвером Hydra Engine оказался предельно простым. Помимо включения/выключения HydraEngine, в нем есть перечень игр, в которых функционирование Hydra Engine проверено разработчиками. В него можно добавить новую игру, указав путь к исполняемому файлу. Вся идентификация и настройка осуществляются микросхемой и драйвером полностью автоматически. Разумеется, наряду с Hydra Engine мы установили в систему и последние драйверы nVidia и AMD. У Hydra Engine предусмотрены три режима работы в зависимости от используемых видеоплат: Hydra-A используется, когда в систему установлено несколько видеоплат на ГП AMD; Hydra-N — несколько видеоплат на ГП nVidia; Hydra-X — видеоплаты на ГП разных производителей.
К сожалению, производительность системы в режимах Hydra по сравнению со SLI и СrossFireX оставляет желать лучшего. Даже несмотря на преимущество в объеме памяти, производительность в играх различается почти на 20%. По невыясненной причине в синтетическом тесте 3DMark разница почти отсутствует. Кстати, по показаниям 3DMark видно, что даже в режиме Hydra-X аппаратное ускорение PhysX работает.
* * *
Стоит признать, что задача, которую поставила перед собой компания Lucidlogix Technologies, — сложная и требующая огромных трудозатрат. Недаром nVidia и AMD не реализовали возможность объединения в SLI или CrossFireX плат на разных ГП даже одной серии. Предложенная технология весьма интересна, и мы искренне надеемся, что в будущем она станет совершеннее и получит более широкое распространение. Отдельно стоит поблагодарить компанию MSI, ведь именно она дала всем возможность испытать технологию Hydra Engine. Кстати, на момент написания данной статьи ни одной другой системной платы с микросхемой Hydra 200 анонсировано не было.
Понятно, что системная плата такой стоимости, да еще и не на «топовом» наборе системной логики, массовым продуктом стать не может, да и изначально она направлена на весьма узкую аудиторию потребителей. Как уже было упомянуто, такое устройство стоит ненамного дороже платы Trinergy с чипом nForce 200 и аналогичных, выпущенных другими производителями. Впрочем, для опытов с разгоном она весьма хороша, так что вполне способна заинтересовать энтузиастов, которые захотят употребить ее для экспериментов.
Для этого тестирования мы собрали тестовый стенд из следующих комплектующих: процессор Intel Core i7-870 Lynnfield, комплект памяти Patriot PVS34G1333LLK (два модуля DDR3 по 2 Гбайт, частота 1333 МГц, тайминги 7-7-7-20, питающее напряжение 1,7 В), жесткий диск Seagate Barracuda 7200.11 ST31500341AS (емкость 1,5 Тбайт, объем буфера 32 Мбайт, скорость вращения пластин 7200 об/мин), блок питания Enermax ERV850EWT мощностью 850 Вт, процессорный охладитель Scythe Kabuto. Также в исследовании были применены графические платы SAPPHIRE HD 5750 1GB GDDR5 PCIE, SAPPHIRE HD 5770 1GB GDDR5 PCIE, MSI R4870-T2D512 и две платы MSI N9800GTX-T2D512-OC. При проведении тестов в режиме SLI мы заменили системную плату на Biostar TPower I55, поскольку MSI Big Bang Fuzion не поддерживает SLI.
Выбор плат был сделан исходя из того, что мы решили в первую очередь проверить, как работает микросхема Lucid Hydra 200 в «интересных» режимах, не предусмотренных производителями ГП, т.е. при объединении в массив видеокарт разных поколений или разных производителей. Предпочтение старым видеоплатам отдавалось из тех соображений, что рассматриваемая системная плата может быть интересна людям, имеющим довольно производительную графическую плату устаревшего поколения и желающим приобрести новую видеокарту. В этом случае есть возможность извлечь пользу из морально устаревшей видеокарты, которая иначе оказалась бы не у дел.
Модели AMD Radeon HD 4870 и nVidia GeForce 9800GTX мы выбрали с объемом видеопамяти 512 Мбайт. Дело в том, что большинство современных игр при максимальных настройках качества требуют 1 Гбайт видеопамяти, так что в данной ситуации Hydra Engine должна иметь преимущество по сравнению с CrossFireX и SLI благодаря тому, что объем памяти видеокарт, объединенных в массив, суммируется.
Поскольку DirectX 11 технологией Hydra Engine все равно не поддерживается, для измерения производительности мы воспользовались привычным для нас тестом FutureMark 3DMark Vantage в режимах Performance и High, а также двумя играми, использующими DirectX 10.
На стенд была установлена 64-разрядная ОС Microsoft Windows 7, потому что только в ней драйвер Hydra Engine поддерживает режим X-Mode.
Оценка: не оценивалась
Дорогая, но качественная и функциональная системная плата. Сейчас это единственное устройство с микросхемой Lucid Hydra 200, и значит, его можно рекомендовать к покупке даже при столь высокой цене. Однако будьте бдительны — применение микросхемы Lucid Hydra далеко не всегда дает преимущество по сравнению с массивами AMD CrossFireX и nVidia SLI.
Цена: 12 600 руб.
Производитель: Micro-Star International
Сайт: www.msi.com
Чипсет: Intel P55 Express + Lucid Hydra 200
Поддерживаемая память: DDR3 2300/2133/2000/1800/1600/1333/1066
Число разъемов DIMM: 4
Максимальный поддерживаемый объем ОЗУ: 16 Гбайт
Слоты расширения: PCI —2, PCI-E x16 — 2, PCI-E x8 — 1, PCI-E x1 — 2
Поддержка режима SLI: нет
Поддержка режима CrossFireX: есть
Интерфейсы накопителей: SATA 2 — 10, PATA, eSATA — 2
Разъемы на задней панели: PS/2, IEEE 1394a, eSATA — 2, USB 2.0 — 10, RJ-45(Ethernet) — 2, разъем для подключения устройства индикации температур и скорости вращении лопастей вентиляторов
Внутренние интерфейсные разъемы: USB — 2, IEEE 1394a, S/PDIF
Формфактор: АТХ