Преступления...

Сейчас зафиксировано уже несколько десятков способов выуживания денег с помощью мобильной связи и значительное количество их вариаций с разными текстами и схемами. В большинстве случаев, опасности можно избежать, если принимать во внимание следующее.

  • Когда какая-либо компания проводит лотерею с розыгрышем призов, никто и никогда, кроме мошенников, не просит победителя уплатить налоги, да еще и платежами через автоматы электронного самообслуживания на кошелек WebMoney или «Яндекс.Деньги».
  • Практически ни один из операторов связи не позвонит пользователю, чтобы с помощью именно данного телефона улучшить качество связи, дистанционно перевести клиента на новый тариф, проверить его баланс или узнать его PIN-код, «поскольку накрылась база абонентов». В реальной жизни сотрудник call-центра может перезвонить по абонентскому номеру только в ответ на претензию, отправленную через веб-сайт оператора или оставленную в офисе продаж, а также для того, чтобы познакомить с новыми услугами связи. Но это будут информационные звонки — никаких действий во время разговора не предлагается.
  • Хорошенько подумайте, прежде чем что-то делать, если с неизвестного вам номера, не занесенного в телефонную книгу вашего терминала, поступит SMS с просьбой о помощи. Кто может обратиться к вам? Перезвоните на этот номер и уточните информацию, а не бросайтесь сразу пополнять чужой счет. Неужели вас не удивит, что человек, не имеющий денег на телефоне и использующий для просьбы о помощи терминал случайного знакомого или прохожего, не звонит лично вам, чтобы прояснить ситуацию и оперативно получить поддержку?

…и их предотвращение

Часто пользователи пускают ситуацию на самотек, ошибочно считая, что денег не вернуть, и не сообщают об обмане операторам. Впрочем, к последним в отношении мобильного мошенничества немало претензий. Так, МТС и «ВымпелКом» только сейчас сподобились создать действующие информационные разделы с описанием типичных способов обмана, а вот у «МегаФона» такого раздела нет до сих пор. Причем охват видов жульничества в них не полон: упущены ситуации с короткими номерами, когда поставщики контента «подставляют» доверчивых пользователей на весьма ощутимые деньги. Так, злобный вирус Trojan.Winlock, блокирующий ПК пользователей, стал известен благодаря усердию вирусописателей — слишком много компьютеров они заразили.

Приходится, к сожалению, признать, что существует множество различных способов мошенничества, к примеру неверная тарификация (пишут: «10 руб. за SMS», а получают все 300) или подписка на серийные SMS-рассылки (пользователь, заказавший вроде бы разовое получение контента, с удивлением обнаруживает, что подписан на ежемесячную рассылку «информационных материалов эротического содержания»).

Спастись от подобных напастей можно было бы двумя основными способами. Первый заключается в том, что владелец номера полностью запрещает отправку SMS-сообщений на короткие номера контент-провайдеров. Для корпоративных пользователей такую услугу предоставляют все операторы «Большой тройки», Tele2 и «Скай Линк», а вот для частных клиентов — только «Скай Линк», остальные же компании реализуют это либо фрагментарно, всего на паре тарифов (как МТС), либо не делают вовсе, оправдываясь мифическими сложностями биллинговой системы. Возникает впечатление, что они стремятся подключить абоненту как можно больше платных услуг. Но ведь все имеет разумные пределы — почему тогда, например, весьма затратный международный роуминг отключать разрешается, а доступ на контент-номера нет?!

Еще один способ предотвратить обман — получать аналог кассового чека. Абонент, отправивший запрос на короткий номер, получает в ответ SMS: «Ваша заявка принята». Ранее цена такого запроса и компания, предоставившая услугу, были неизвестны. Фирма МТС первой недавно начала в автоматическом режиме информировать абонентов о стоимости запрошенных услуг, что позволяет избежать неоправданных затрат. Правда, сейчас такой сервис доступен только для дорогих коротких номеров. В остальных случаях можно обратиться к бесплатному «Инфоконтенту»: чтобы узнать стоимость услуги по короткому номеру, нужно отослать «?». Не самое очевидное решение для неопытных пользователей, но остальные провайдеры не сделали и этого. А ведь именно такой подход позволит клиенту быстро распознать обман.

В общем, пока ситуация складывается так, что операторам мобильной связи по большому счету проблемы клиентов малоинтересны, и потому их деятельность в плане предотвращения подобных угроз очень фрагментарна. Они скорее настроены на то, чтобы устранять последствия уже случившегося. И к тому же лишь тогда, когда абоненты им об этом сообщат. Так что сохраняйте бдительность и проявляйте активность.