Оба эти кинопроизведения считаются выдающимися творениями своего времени.

Думается, причина неудач с переносом киноэкранного действия в виртуальный мир лежит на поверхности. Компьютерная игра, безусловно, намного больше и глубже, чем любой фильм. Сопоставлять с кино можно, пожалуй, лишь одно конкретное полное прохождение игры, а никак не все предоставляемые варианты развития событий. В общем, скорее по удачным реализациям какой-нибудь хорошей игры можно снять фильм, а не наоборот.

Однако говори не говори, а создателям игр все неймется. Вот и студия Zombie Entertainment не удержалась и произвела на свет продукт Saw («Пила») по мотивам одноименного триллера. Отечественным же пользователям сие творение стало доступным благодаря стараниям компании «Новый Диск».

Сюжет

Как и положено по сценарию, события игры разворачиваются на развалинах старой психиатрической клиники. В соответствии с сюжетом виртуальное действие «Пилы» происходит между первой и второй частями фильма. Главный герой игры (и фильма) детектив Тэпп окончательно разочаровался в жизни. Расследование кровавых преступлений маньяка по прозвищу Конструктор зашло в тупик. Смерть напарника еще больше усугубила дело, и чернокожий полицейский, ослабленный полученным ранением, совершенно пал духом. Но что будет, если смертельно уставший страж закона получит шанс все исправить?

Детектив Тэпп получает еще один шанс

Итак, придя в себя в мрачном подвале заброшенной психиатрической больницы, Тэпп обнаруживает, что привязан к стулу и вдобавок «упакован» в новенький изящный шлем, имеющий тенденцию разорвать его голову на две неравные части. Справившись с первым испытанием, детектив видит во внезапно включившемся телевизоре маску своего главного врага — маньяка Конструктора. И тот в свойственной ему немного загадочной манере сообщает чернокожему стражу порядка пренеприятнейшую новость. Оказывается, старое строение буквально кишит запертыми людьми, до сведения которых доведено, что в теле полицейского зашит ключ. Именно последним якобы только и можно открыть двери, чтобы спастись из страшного дома-западни, т.е. где-то совсем рядом с Тэппом бродят десятки опасных и порой вооруженных преступников, жаждущих его крови.

Помимо наркоманов и убийц, озабоченных собственным спасением за счет жизни детектива, огромное здание напичкано хитроумными ловушками, изготовленными зловещим маньяком. Но и это еще не все. Среди бесчисленных запертых дверей в жутких ловушках находятся близкие для Тэппа люди, жизнь которых оказывается в его руках. Чтобы спасти невинных узников, полицейскому нужно разгадать непростые загадки. А иногда ему даже придется рискнуть собственной жизнью — например, порыться в поисках ключа в унитазе, полном шприцев, использованных спидоносными наркоманами, или подключить себя к страшным машинам Конструктора.

Действие

Как раз в момент невеселого пробуждения детектива в игру вступает пользователь. Именно ему придется разгадывать все эти головоломки и отбиваться от злобных преступников, используя не очень удобный и совершенно не настраиваемый интерфейс «Пилы». В общем, неясно, почему так получилось — из-за недоработки создателей или из-за некоего смешения стилей в игре.

Здание клиники буквально кишит отъявленными негодяями

Сами разработчики характеризуют продукт как «хоррор-экшен» (по-русски это переводится как «кошмарное действие»), однако с ними можно поспорить. Во-первых, для экшена в игре слишком мало боевых столкновений. Герой долго бродит по бесконечным коридорам психушки, вовсе никого не встречая. Сам же боевой контакт безумно скоротечен. Как правило, пара ударов ножкой стола или бейсбольной битой, и все. Нет в «Пиле» и возможности подбора серьезного оружия для борьбы с разными врагами. Детектив может нести с собой лишь что-то одно.

Иногда Тэппу удается спасти невинных узников манья

 Во-вторых, на «кошмар» игра также явно не тянет. Атмосферу можно назвать скорее угнетающей, чем пугающей. Например, в небезызвестной Dead Space кровавые разводы на стенах дополнялись тяжелым звуковым рядом, а уж появление монстров, падающих как снег на голову или выскакивающих словно черти из коробки, и вовсе приводило игрока в трепет. В «Пиле» же ничего такого нет.

Более того, веселенькие логические головоломки, встречающиеся по ходу действия гораздо чаще врагов или сцен насилия, быстро разряжают напряженность. Правда, они очень простенькие. Затруднения при их решении возникают исключительно из-за отсутствия в большинстве случаев пояснений по поводу того, что же все-таки требуется от игрока. Это несколько усложняет жизнь пользователя, хотя ценность такого приема весьма спорная.

С оружием в игре напряженно, в дело идут даже части манекена

Некоторые дополнительные трудности при прохождении «Пилы» создают проблемы с освещенностью и «половой вопрос». Долгое время детектив бродит по пустынным коридорам клиники, подсвечивая себе дорогу огоньком зажигалки. В этом тусклом свете нетрудно напороться босыми ногами на битое стекло, тут и там рассыпанное по полу, а то и вовсе попасть в лужу, что при включенном токе означает верную гибель. Так что при перемещениях надо постоянно сверяться с картой и смотреть под ноги, а не высматривать врагов.

Убого выглядит и инвентарь героя. Почему-то он никак не может носить с собой более трех гвоздей сразу. Да и остальных ингредиентов помногу не соберешь. Вот и приходится отходить от большинства «нычек» несолоно хлебавши.

* * *

Увы, «Пила» не стала приятным исключением из правила, как и подавляющее большинство других игр по киномотивам. Несмотря на мрачный антураж — подвал заброшенной клиники, преступников, бродящих по коридорам в поисках выхода, ловушек, из которых нужно выбраться, игра выглядит скорее скучной, чем пугающей. А уж претензия авторов на «экшен» представляется совсем неуместной.


Советы и рекомендации

  • При прохождении игры внимательно читайте появляющиеся советы. Порой без них невозможно закончить очередной этап.
  • Не спешите менять экипировку персонажа на найденную новую. Герой может нести только что-то одно, и иногда старое оружие бывает лучше.
  • Многие задания выполняются в реальном времени. Поэтому стоит хорошо запомнить не очень удобный интерфейс управления персонажем.
  • При работе с головоломками время останавливается, так что можно особо не торопиться.
  • Всегда обследуйте темные закоулки. Как правило, там находятся полезные вещи.
  • Периодически выключайте освещение. Иногда в темноте можно увидеть дополнительные подсказки.
  • При передвижении внимательно осматривайте пол. Там могут быть разные пакости: от битого стекла, ранящего босые ноги героя, до смертоносной растяжки.

Пила

Системные требования: процессор с тактовой частотой 2,4 ГГц,1-Гбайт ОЗУ, Direct3D-совместимая видеоплата nVidia GeForce 6600/ATI Radeon X1300 с 256 Мбайт памяти, DirectX-совместимая аудиоплата, 4 Гбайт свободного дискового пространства, 4Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP3/Vista.
Разработка: Zombie Entertainment
Издание: «Новый Диск»