Детективный квест «Охота на кукловода» продолжает сериал «Смерть как искусство». На сей раз преамбула такова. В США происходит серия жестоких, трудно поддающихся расследованию убийств. Через некоторое время похожие преступления совершаются по другую сторону Атлантики — в Париже. На месте каждого из них убийца оставляет куклу в костюме XVIII в. Расследование поручают молодому агенту ФБР Николь Боннет. Еще школьницей она начала увлекаться психологией и философией, а потом продолжила их изучение в университете штата Вирджиния в Шарлотсвилле, посвятив себя феноменологическим теориям Карла Юнга. Однако на окончательный выбор профессии Николь повлиял ее дядя, агент ФБР, поэтому после окончания университета она продолжила обучение в Квантико — легендарной полицейской академии ФБР. Пусть вводная часть не покажется вам затянутой — чтобы стать успешным помощником Николь в расследовании, нужно понять ее склад ума и наклонности.
Когда при установке игры я обнаружил специальный раздел «Меры предосторожности», то первым делом подумал о чрезмерно кровавых сценах и вытекающих отсюда возрастных ограничениях. Однако в разделе оказались общие медицинские рекомендации, которые следует выполнять при напряженной работе за компьютером: не садиться слишком близко к экрану, прерывать игру, как только почувствуешь усталость, играть в хорошо освещенном помещении, отдыхать по 10–15 мин через каждый час. В общем, правильные советы, потому что зачастую игровой процесс захватывает геймеров до самозабвения, и они долгие часы не отрываются от монитора. А это, как известно, здоровья не прибавляет. Надо всегда помнить, что компьютерная игра — просто развлечение, и вряд ли стоит превращать ее в тяжелое испытание для организма.
Итак, учтем напутствия медиков и начнем «Охоту на кукловода». Игра реализована в трехмерной графике вполне приемлемого качества, позволяющей погрузиться в атмосферу современной жизни, приближенную к реальной. Это достигается и благодаря тому, что разработчики, следуя детективному сюжету, не стали злоупотреблять представлением персонажей в среднем и уж тем более в крупном плане.
Для управления (реализованного от третьего лица) в игре используется лишь мышь — все взаимодействия с окружением производятся нажатием ее левой кнопки. При наведении курсора на активный объект мы получаем его краткое описание и «подсказку» о том, насколько он значим в данной игровой локации, — курсор соответствующим образом видоизменяется. Это очень помогает не отвлекаться на второстепенные детали и сосредоточиться на логике развития событий. О значении вариантов графического изображения курсора, а также обо всех других знаниях, необходимых для того, чтобы поудобнее включиться в игровой процесс, можно прочитать в подробном и со вкусом оформленном электронном пользовательском руководстве.
Детективу порой приходится работать не только головой, но и руками, и ногами. По ходу игры бывает нужно действовать активно, чтобы уложиться в заданный обстоятельствами короткий интервал времени.
Разработчики применили стереозвук, тем самым помогая выстраивать сцены локаций как фронтально, так и по глубине. Разумеется, это придает дополнительные краски, но временами некачественная балансировка уровня звука приводит к тому, что кого-то из персонажей становится не слышно. Если же при этом попробовать увеличить общую громкость, то голос другого действующего лица становится избыточно громким. А вот фоновое музыкальное оформление игры на высоте: во время активного перемещения по свету Николь (и нас вместе с нею) сопровождают французские, испанские, латиноамериканские музыкальные мотивы.
Диалоги, написанные на добротном беллетристическом уровне и озвученные профессиональными актерами, также способствуют возникновению у игрока ощущения, будто он соучаствует в реальных событиях — но только соучаствует. У него создается впечатление, что первую скрипку в охоте за преступником играет все-таки Николь, а его геймерское дело сводится лишь к тому, чтобы быть где-то рядом, в чем-то помогать, но всегда оставаться на подхвате. Во всяком случае, мне показалось именно так. Нужно отметить, что такое ощущение встречается довольно редко, и в данном случае оно свидетельствует о хорошо сбалансированном (с учетом жанра) геймплее.
Увы, с подобным продуктом приходится не слишком часто сталкиваться. Конечно, не все идеально и в «Охоте на кукловода». К примеру, создателям игры в отдельных сценах не удалось поставить перед игроком более естественные для детективного расследования задачи и с необходимой четкостью задать пути их решения. Поэтому в игре встречаются (чаще, чем хотелось бы) надуманные ситуации и неестественные способы выхода из них. Чтобы избежать этого, на мой взгляд, разработчикам стоило бы более четко следовать законам жанра: детектив есть детектив, а квест — все-таки иной жанр. Смешивать их, конечно, допустимо, но не в чисто детективном сюжете. А «Смерть как искусство» мне представляется именно классическим детективным сериалом.
Кстати, некоторые предусмотренные разработчиками важные детали еще более убеждают меня в этом. Так, игрок в любой момент может обратиться к дневнику расследований, перечитать полицейские рапорты и отчеты экспертов и даже освежить в памяти все диалоги, что бывает очень полезно в запутанном детективном разбирательстве.
Итак, что же мы имеем? Если бы создатели игры соблюдали чистоту жанра и избегали избыточных для детектива, а порой просто надуманных квестовых заморочек, то вполне могли бы претендовать на самую высокую оценку. Однако из-за немногих, но досадных погрешностей продукт «Охота на кукловода» получает только твердую четверку.
Детективу порой приходится работать не только головой, но и руками, и ногами. По ходу игры бывает нужно действовать активно, чтобы уложиться в заданный обстоятельствами короткий интервал времени.
Охота на кукловода
Системные требования: Pentium 4-2200, 512-Мбайт ОЗУ, 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0c (GeForce 6600 или Radeon X1300), 3 Гбайт свободного дискового пространства, звуковое устройство с поддержкой EAX 2.0 и совместимое с DirectX 9.0с, 4Х-дисковод DVD, мышь. Программа работает в среде Windows XP/Vista.
Разработка: City Interactive S.A.
Издание: «Новый Диск»