. Впрочем, потребность в общении трудно осуждать. Сетевое общение десятилетней давности подразумевало использование разного рода конференций, чатов и, разумеется, электронной почты. Затем в нашу виртуальную жизнь ворвались системы обмена мгновенными сообщениями, а вскоре наступила эпоха персональных блогов.
Домашние веб-ресурсы стали вымирать, как мухи осенью: в самом деле, зачем тратить время на создание HTML-страниц, когда тот же ЖЖ («Живой журнал», www.livejournal.ru) бесплатно предлагает набор инструментов для письменной формы потока сознания? Но самой привлекательной была возможность обратной связи с посетителями своего блога: читатели могли комментировать записи владельца дневника. Вот только комментарии (или, на сленге, «комменты») появлялись на странице самое раннее через несколько секунд (а в ряде случаев — после премодерации), что исключало общение в реальном времени.
А гражданам хотелось именно этого, и, как известно, свято место пусто не бывает: нам явили еще одну разновидность самовыражения — микроблоги. Главное их отличие от тех, что принято считать обычными, заключается в ограничении числа знаков в текстовых заметках и возможности общения с читателями микроблога в режиме чата. Другими словами, можно создавать короткие сообщения и публиковать их самыми разными способами: посредством электронной почты, интернет-пейджеров, веб-интерфейсов и клиентских приложений, в том числе и мобильных. Действительно, это очень удобно: взяв мобильный телефон, подключенный к Интернету, пользователь набирает короткий текст, размещает его в своей учетной записи и общается с комментаторами в режиме реального времени.
Наряду со специализированными ресурсами функции микроблоггинга предлагают и социальные сети. Так, популярный сервис «Одноклассники» (odnoklassniki.ru) имеет новую систему сообщений: к вашим услугам мгновенный обмен оными, причем все входящие и исходящие сообщения представлены в виде диалогов (кроме того, доступен просмотр всех полученных отправлений). Справедливости ради следует отметить, что тестирование этой новинки посредством браузера Opera 10 оказалось неудачным: титульная страница банально зависала.
Еще один популярный ресурс — «ВКонтакте» (vkontakte.ru) — предусматривает так называемый «статус»: несколько слов, отображаемых под именем и фамилией. Зарубежные социальные сети, например MySpace и Facebook, также имеют аналогичную функцию. Здесь не удастся даже бегло упомянуть все ресурсы, предлагающие услугу микроблоггинга, — их число перевалило за сотню, и потому приведем лишь некоторые.
Патриарх
Twitter (twitter.com) — своеобразный родоначальник микроблоггинга — был основан в 2006 г. Согласитесь, это солидный срок для интернет-сервиса. О популярности ресурса можно судить по тому, что услугами Twitter пользуются не только рядовые граждане, но и солидные компании, в том числе известные разработчики программного обеспечения. Единственный, на наш взгляд, досадный момент — отсутствие русского интерфейса: доступны английский и японский языки. Регистрация сводится к указанию имени, фамилии, пароля и электронного адреса (понятно, что зарубежные пользователи вряд ли поймут кириллицу в ФИО). Если у вас зарегистрирована учетная запись в Google и вы указали свой электронный адрес на gmail.com, то по окончании регистрации система автоматически загрузит адресную книгу вашей учетной записи, что позволит мгновенно найти друзей, имеющих аккаунт в Twitter. Адрес учетной записи выглядит как http://twitter.com/ ваше_имя.
Персональная страница пользователя Twitter, в отличие от аналогичных ресурсов, не содержит рекламных модулей (см. врезку «Бесплатный сыр»), а настройки позволяют не только загрузить изображение в качестве аватара (файл до 700 Кбайт в форматах JPG, GIF или PNG), но и указать номер мобильного телефона, URL любого веб-ресурса, выбрать один из 16 шаблонов оформления, а также включить уведомления о новых комментариях. Объем текстовых сообщений, которые вводятся в поле What are you doing? («Что вы делаете?»), ограничен 140 знаками. Сообщения не требуют форматирования и отправляются как есть, а функция RSS включена по умолчанию.
Как уже говорилось, оптимальным вариантом для работы с Twitter являются мобильные устройства с установленным клиентским приложением. К вашим услугам множество бесплатных программ для всех платформ, вот лишь несколько из них: Tiny Twitter (www.tinytwitter.com), Twobile (www.infinitumsoftware.com/twobile), Mobi Twitter (www.breezeapps.com/applications/view/?a=/MTWITTER/74573/133/) и, разумеется, вездесущий Fring (fring.com).
Свободное дитя
Не так давно ресурс Jaiku (jaiku.com) развивался силами Google, но начиная с 18 марта 2009 г. проектом занимается группа независимых энтузиастов JaikuEngine. Апологетам свободного ПО сообщаем, что в упомянутый день компания Google открыла исходные тексты движка Jaiku (к слову, написанного на языке Python) под лицензией Apache. Интерфейс ресурса выполнен на английском языке, но процедура регистрации не представляет трудностей: следует указать те же параметры, что и в предыдущем случае. К сожалению, загруженная фотография выглядит ужасно — требуется изображение с равными сторонами. Как и Twitter, «джайку» позволяет настроить отсылку уведомлений о комментариях как на IM, так и на почтовый ящик.
Порадовало и отсутствие рекламных модулей и включенные по умолчанию RSS-каналы. Единственный мобильный клиент для устройств на платформе Symbian удалось найти на странице www.dimonvideo.ru/symbian/11799, но нам так и не удалось подключиться к серверу Jaiku. Рекомендуем оставить этот ресурс до лучших времен.
Микроблоги в нагрузку
На наших глазах веб-сайт популярного продукта для мгновенного обмена сообщениями QIP обрел черты социальной сети, предлагая не только адреса электронной почты, но и сервисы знакомств, а также микроблоги (mblogi.qip.ru). А началось все весной 2007 г. с русскоязычного Twitter-клона smspr.ru. Учетную запись можно зарегистрировать при установке клиентской программы QIP Infium, после чего ввести логин и пароль на сайте микроблогов. Ресурс произвел странное впечатление: с одной стороны, в разделе «Звездные блоги» числится ресурс актера Олега Анофриева, с другой — не самые пристойные откровения граждан школьного возраста в разделе «Лучшие посты» (содержимое раздела «Видео» явно пополняется этими же лицами). На наш взгляд, серьезный взрослый человек найдет для себя другие ресурсы микроблоггинга.
По образу и подобию
Российский «Твитс» (tweets.ru), открывшийся в начале 2009 г., представляет собой клон Twitter, но только с русским интерфейсом. На титульной странице ресурса нас уверяют, что численность пользователей «Твитса» перевалила за миллион. Что же, опробуем в деле этот сервис. Процедура регистрации столь же проста, как и в случае с Twitter и Jaiku: требуется указать фамилию, имя, псевдоним, пароль и e-mail. Длина сообщений в «Твитсе» составляет 160 знаков, загружаемая фотография, в отличие от Jaiku, сохраняется без искажений, и можно попробовать функцию отправки сообщений посредством SMS на номер +79219105700. Увы, посланное нами SMS так и не дошло до адресата.
Впрочем, в разделе «Правила» владельцы ресурса поясняют: «Мы не гарантируем бесперебойную работу любых сервисов «Твитса»…». Понятно, что деньги за впустую отправленное SMS нам никто не вернет. Несмотря на декларируемый миллион участников сервиса, мы так и не нашли возможности поиска людей. Все, что предлагается, — это приглашения, которые можно отправить либо по электронной почте, либо посредством автоматической рассылки своим друзьям «ВКонтакте». В качестве действительно полезной функции стоит отметить настройку внешнего вида своей учетной записи. Мобильного клиента для работы с «Твитсом» не существует.
Сделай это
На наш взгляд, ресурс «Делаю.ру» (delayu.ru) является наиболее сбалансированным среди русскоязычных сервисов микроблоггинга. Во-первых, у владельцев сайта есть имена и фамилии (раздел «Контакты»), во-вторых, вас не завлекают миллионной статистикой: после несложной регистрации вы можете не только просмотреть последние сообщения пользователей, но и увидеть активных граждан, а также список новичков. В-третьих, для работы с «Делаю.ру» не требуется сторонний мобильный клиент: к вашим услугам WAP (для мобильного телефона) и PDA-версии сервиса.
И наконец, можно транслировать записи в «Живой журнал» посредством кросспостинга, другими словами, при их создании на сайте «Делаю.ру» они автоматически отправляются в ваш блог Live Journal. А когда запись удаляется со страницы «Делаю.ру», она остается в «Живом журнале». При загрузке изображений — фотографий и значков (общее место под фотографии ограничено 10 Мбайт) — сообщается, какие размеры должна иметь картинка, чтобы она не искажалась. Любителям разного рода «рюшек» предлагается настройка фонового изображения страниц. Для приглашения новых пользователей используется электронная почта, RSS-рассылка включена по умолчанию. Следует отметить еще раз, что «Делаю.ру» производит самое благоприятное впечатление, в том числе и исчерпывающими подсказками, вплоть до расценок на мобильный трафик.
Потрещим?
Сервис «Потрещим» (potreschim.com) отличается простотой и удобством в работе. При регистрации пользователь избавлен от необходимости угадывать число символов в пароле: сразу сообщается, что для «секретки» нужно не менее шести знаков. Перед вводом имени и фамилии предлагается выбрать псевдоним: лучше указать короткий, поскольку адрес учетной записи будет выглядеть как ваше_имя.potreschim.com. Число знаков в сообщении стандартно — 140. Последние записи пользователей приводятся в разделе «Лента мыслей», поиск сообщников возможен как по сетевому имени, так и по фамилии (для приглашения новичков используется электронная почта). Можно загрузить фотографию для аватара, настроить оповещение об ответах и заблокировать неугодного пользователя (а-ля «черный список»). Что называется, просто и со вкусом.
Дни открытых дверей
Несомненно, поклонники протокола XMPP по достоинству оценят ресурс Juick.com. Уникальность этого сервиса микроблоггинга в отсутствии регистрации. Да, именно так: чтобы авторизоваться на сайте, нужно запустить свой интернет-пейджер с поддержкой Jabber и отослать команду LOGIN (заглавными буквами) контакту juick@juick.com. В ответном сообщении вам пришлют уникальную ссылку, которая и будет использоваться для авторизации. Отныне все сообщения, отправленные безликому пользователю juick@juick.com, будут публиковаться в вашем микроблоге.
Juick.com предлагает RSS-рассылку, систему тегов и настройку внешнего вида. Следует признать, ресурс и впрямь уникален. Жаль, что число поклонников Jabber не столь велико, как хотелось бы.
Бесплатный сыр
Практически все веб-ресурсы предлагают сервис обычных блогов и микроблогов бесплатно. К слову, «Живой журнал» также готов предоставить бесплатный аккаунт (но расширенную функциональность можно получить лишь за дополнительные деньги). В большинстве случаев бесплатный статус учетной записи подразумевает пресловутую «торговую нагрузку» времен развитого социализма. Львиная доля блог-сервисов вынуждает просматривать разнообразные рекламные модули — от баннеров до контекстной рекламы. Владельцы и читатели бесплатных «макроблогов» Live Journal вынуждены созерцать рекламный блок внушительных размеров, хотя с этой напастью успешно борется модуль для браузера Mozilla Firefox по имени Greasemonkey (www.greasespot.net). Этот же модуль без труда приживается и в браузере Opera. Упоминавшийся ресурс mblogi.qip.ru грешит контекстной рекламой «Яндекс.Директ», впрочем, рекламный блок в верхней части страницы не столь велик по размеру.
Владельцы «Делаю.ру» предпочитают баннерную рекламу в верхней части страницы, а на титульной странице MySpace нас ждал не только рекламный рисунок объемом более 50 Кбайт, но и внушительный блок контекстной рекламы, скромно именуемый Sponsored Links. Ресурс Blooger.com предлагает зарабатывать на отображении рекламных модулей на своих страницах (программа Google AdSense), но при низкой посещаемости блога не стоит и думать о сколько-нибудь значимой сумме. «Привет.ру» радушно встречает флэш-баннером солидных размеров, рекламирующим очередную компьютерную игру. Если вы пользуетесь соединением с платным трафиком, настоятельно рекомендуем либо утилиты для блокировки рекламы, либо мобильные версии сервисов: владельцы ресурсов пока не додумались до мобильных баннеров.
На наших глазах веб-сайт популярного продукта для мгновенного обмена сообщениями QIP обрел черты социальной сети, предлагая не только адреса электронной почты, но и сервисы знакомств, а также микроблоги (mblogi.qip.ru). А началось все весной 2007 г. с русскоязычного Twitter-клона smspr.ru.