В прежние времена, помнится, попасть сюда было сложно: приходилось выстаивать длинную очередь. Сейчас — пожалуйста, заходи. Но многие посещают ее реже, чем того бы хотелось. Москвичи полагают, что никуда галерея не денется, коль скоро она простояла полтора с лишним века, можно будет зайти как-нибудь в другой раз. Иногородние же ныне приезжают, как правило, не для знакомства с достопримечательностями столицы.
«Если гора не идет к Магомету, то Магомет идет к горе», — решили в компании «Берг Саунд» и создали продукт «Третьяковская галерея», размещенный на двух дисках. Пользователи со стажем, может быть, помнят: лет шесть назад уже появлялся диск с подобным названием, выпущенный Третьяковской галереей в содружестве с Республиканским мультимедиа центром Министерства образования России. «Двухтомник» компании «Берг Саунд» ни по задумке (идеологии, концепции…), ни, разумеется, по воплощению не является «калькой» с предшественника.
Первый диск нового продукта посвящен истории создания галереи и творчеству тех, чьи работы составили костяк коллекции Павла Михайловича Третьякова, — художникам-передвижникам. (Опасаясь подделок, Третьяков покупал работы непосредственно у авторов, а «передвижники» в то время и «двигали» русское изобразительное искусство вперед.) Второй — содержит обзоры по древнерусским иконам, собирать которые начал еще создатель галереи, а также по русской живописи XVIII—XIX вв. (Хотя первые работы русских портретистов XVIII в. появились в галерее еще при Павле Михайловиче Третьякове, коллекция в ее нынешнем виде сформировалась в основном в советское время.) Кроме того, здесь вы найдете «Экскурсии по залам Третьяковки» — так этот раздел назвали разработчики. По сути, озвученные видеофрагменты являются иллюстрациями к вышеупомянутым обзорам, что, впрочем, не снижает их ценности.
Аналогичные видеоролики сопровождают и статьи первого «тома». (А в материале, посвященном творчеству Василия Перова, подобных роликов целых три!)
Поскольку первый диск (вероятно, из-за обилия персоналий) выглядит богаче, то сосредоточимся прежде всего на нем. Как вы уже поняли, каждая подборка материала первой части «Третьяковской галереи» (равно, впрочем, как и второй) состоит из текста, видеоиллюстраций и просто иллюстраций. Впрочем, есть и исключение — статья «Мастера Третьяковки. Крамской» почему-то не имеет «просто иллюстраций». Чем уж так провинился Иван Николаевич перед разработчиками?.. Ведь он был «одним из создателей Товарищества передвижных художественных выставок» и «выдающейся фигурой в культурной жизни России 1860—1880-х
годов». Крамской много работал по заказам Павла Третьякова — им исполнено 12 портретов. Кстати, он писал и самого Павла Михайловича. «И этот портрет, может быть, лучше других показывает суть характера Третьякова». А вот тут чем-то не угодил, однако… Так что увидеть работы Ивана Николаевича поможет видеоролик. Впрочем, вряд ли это стоит считать недостатком.
Вообще, знакомство посредством видео можно назвать оптимальным. Во-первых, зрение напрягается меньше, нежели при чтении. Во-вторых, дикторский текст в основном дублирует «текст письменный» (в последнем больше подробностей, «штрихов»). В-третьих, иллюстрации в статьях — это, по сути, «скриншоты» с видео. И увеличить их (скажем, для того, чтобы рассмотреть детали) невозможно — вот это уже недостаток.
Кстати, о недочетах — чем лучше диск, тем более придирчиво к нему относишься. Хотя для людей с нормальным зрением текст вполне и «читабелен» (да простится мне это слово), у тех, кто хуже видит, могут возникнуть проблемы. Так что возможность изменять размер шрифта не помешала бы. То же самое можно сказать и о копировании фрагментов текста. В данном издании они просто не выделяются, зато предлагается распечатать текст статьи целиком.
О том, что нельзя увеличивать изображение, уже было сказано, и потому обсудим «озвучку». Увы, в первой части она оставляет желать лучшего: дикторский текст порой начинается с полуслова и в ряде случаев заканчивается тем же. Это, естественно, огорчает.
Не радует и система поиска. Результаты последнего «выбрасывают» вас в начало статьи. А далее искать приходится «вручную». Ну хотя бы «подсветить» искомое слово можно было!.. Не говоря уже о том, чтобы направлять сразу на него.
Впрочем, хватит придираться. И не сегодня сказано: наши недостатки — продолжение наших достоинств. А главное достоинство «двухтомника» компании «Берг Саунд» в том, что сделан он с любовью. (Честно признаться, давно уже не приходилось видеть подобных продуктов.) Авторы его «перешерстили» немало источников. Как онлайновых, так и бумажных — полный их перечень можно увидеть в разделе «О диске». Они старались уйти от «штампованных» решений. Это почувствует каждый, кто будет читать тексты статей или просматривать видео. А что до недостатков… Идеален лишь… Сами знаете кто.
Третьяковская галерея, ч. 1, 2
Системные требования: Pentium III-800, 128-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024×768 точек при отображении 65 536 цветов, 8Х-дисковод CD-ROM, 540 Мбайт свободного дискового пространства (без установки видео и фонограмм), звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/Me/XP.
Разработка: «Берг Саунд»
Издание: «Новый Диск»