Вот в итоге и получаем обилие второ- и третьесортных продуктов, сделанных на устаревших движках разработчиками–любителями, жаждущими поживиться на горяченьком.

Справедливости ради нужно отметить, что и здесь нет правил без исключений. Так, в прошлом номере мы описывали новую игру «Хроники Риддика» — великолепную во всех отношениях! Правда, не будем забывать, что, во-первых, над ней работали настоящие энтузиасты, во-вторых, над ними никто не стоял с палкой, поскольку выпуск игры не был привязан к очередному появлению Риддика на киноэкранах.

Что же касается наших нынешних героев — разработчиков из GRIN Studio, — то им, увы, не так повезло. Кроме того, что сроки у них были самые жесткие, еще и в качестве основы для игры им досталась настоящая глыба — вселенная «Терминатора». В общем, попала к ребятам в руки одна из икон мировой кинофантастики: чуть что сделаешь не так — сразу фанаты заклюют!

Представили себе сложность задачи? А теперь прибавьте к ней то, что приличных «шутеров» по «Терминатору» не делали… с середины 90-х годов! По нынешним меркам — эпоха доисторическая, когда еще даже трехмерной графики не было. Так что любители пострелять по «железякам» с нетерпением ждали эту игру. Получилось ли у GRIN Studio потрафить их вкусам и чаяниям? Сейчас посмотрим!

«Когда был Коннор маленький, с кудрявой головой…»

Лос-Анджелес, 2016 год. Прошло 12 лет после «Судного Дня», война людей с машинами в самом разгаре. Возвращаясь с задания в составе группы специального назначения, Джон Коннор получает сигнал от своих товарищей: остатки одного из отрядов Сопротивления отрезаны в глубине территории, контролируемой Скайнетом. Шансов на спасение у них нет никаких, но Коннор не был бы Коннором, если бы не попробовал вытащить своих из безнадежной ситуации. Оставив при себе только пару самых проверенных бойцов, Джон отправляется на поиски выживших…

Думаю, все уже догадались: играть придется как раз за Джона Коннора, т.е. вам предлагается примерить на себя роль главного героя боевика и прожить в ней один день в будущем. В страшном будущем «Терминатора»…

Спаситель человечества и все-все-все

Сразу предупрежу: отдавать приказы компьютерным напарникам, к сожалению, нельзя. Точно так же обстоят дела и в любой Call of Duty, но ведь там вы — одна из «шестеренок войны», а в Terminator: Salvation («Терминатор: Да придет спаситель» — в локализованной версии) — командир отряда. Обидно, тем более потому, что у GRIN Studio уже был замечательный опыт с системой управления бойцами — игры серии Ghost Recon: Advanced Warfighter 1 и 2. Впрочем, все становится понятно, если учесть, что игру выпустили еще на XBох360 и PS3. Как говорится, «некоторые любят попроще!»

Если невозможно управлять компьютерными болванчиками, остается лишь молиться на их кремниевые мозги и геройствовать самому. Обычно последнее выглядит следующим образом: сначала Коннор дожидается того, что его спутники разместятся в укрытиях и начнут отвлекать «железки» огнем,а потом совершает обход и крушит ненавистных роботов с тыла. Напутать с направлением обхода невозможно — оно всегда будет одним-единственным в данный момент времени в данной точке карты. Как вариант — нужно добежать до стационарной турели, чтобы отбиться от массированного набега вражин, или найти гранатомет, чтобы расправиться с особо зловредным «боссом». Но и в этом случае долго ломать голову не придется — ошибиться с тем, куда бежать, просто невозможно. В общем, идеи Call of Duty с небольшим дополнением из Brothers in Arms (обходами) живут и побеждают!

Без инноваций обошлись и во всем остальном. Вид от третьего лица, перемещение перебежками от укрытия к укрытию, стрельба из-за укрытий — все это было даже не в «революционном» Gears of War, а в допотопном и унылом Kill.Switch. Возможность носить только два больших ствола и гранаты, восстанавливающееся само собой здоровье и минимизированный интерфейс — вообще стандарт для современных «шутеров» (берите в качестве примера какой угодно). И опять кинем камень в «приставочников»: если бы не их убогие «коробки», получилась бы совсем другая игра. Но к этому мы еще вернемся ниже.

Понимая, что иногда следует разбавлять довольно однообразные побегушки-пострелушки, разработчики вновь прибегли к заимствованиям из «классики»! Что у нас там осталось неохваченным? Да, правильно — поездки на чем-то со стрельбой. Вас ждут джипы (дважды), поезд (привет Crysis!) и даже гигантский танк HК, которым вы будете управлять дистанционно. Правда, на мой взгляд, вместо ползающего «охотника-убийцы» следовало бы дать игроку под контроль летающего — так было бы интереснее! А то не хватает чего-то такого… высокого. Ну или сделали бы миссию на вертолете либо самолете, благо они в фильме вовсю воюют в Сопротивлении. Недодумали, в общем, разработчики с этим делом, а подсказать, видимо, некому было.

Этюд в металлических тонах

Несмотря на казалось бы общую депрессивность атмосферы, мир «Терминатора» в исполнении GRIN Studio не вызывает уныния. Лично у меня после прохождения игры остались в памяти не традиционные захламленные заводские цеха и мрачные подземелья, а тихий американский пригород, с его домиками и переулками, и залитые солнцем автострады, по которым игрок так лихо рассекает на автомобиле. Особый момент — стоя в туннеле метро, поднять голову и увидеть, как сквозь пролом в своде пробивается лучик солнца… Да, местные антуражи скорее внушают оптимизм, чем навевают чувство безысходности. Получилось ли так само по себе или разработчики целенаправленно этого добивались — трудно сказать. В любом случае, «красоты» игрового мира не вызывают у играющего неизбывный ужас, даже наоборот, они притягивают каким-то неопределенным очарованием.

Зато с другой составляющей «шока и трепета» — роботами — в Terminator: Salvation все в полном порядке. Враги появляются по нарастающей: сначала летающая мелюзга — аэроботы, потом шагающие роботы-пауки, которых можно подстрелить, только зайдя сзади, и, наконец, чудовищные человекообразные Т-600. Особенно эффектно обставлено знакомство игрока с «шестисотками»: сначала вы и сотоварищи будете долго и бесцельно палить по металлическому монстру из всех стволов и остановить его сможете, лишь обвалив на робота потолочное перекрытие! Страшный противник, что и говорить… Правда, потом дело наладится и вы научитесь бороться даже с таким сильным врагом, поражая его уязвимые места.

Кстати, раз уж об этом зашла речь, — у всех роботов есть «незащищенные зоны», которые при наведении подсвечиваются красным. Стрелять куда-либо бесполезно, если только у вас в руках не гранатомет. Можно, конечно, попробовать подорвать вражескую «железку» гранатой или миной, но первой нужно еще умудриться попасть, а для применения второй придется подобраться к противнику поближе, что чревато немедленной смертью. Особенно не советую приближаться к Т-600 — он сразу ринется врукопашную и прикончит вас с одного удара. Так что держите дистанцию, расстреливайте врага издалека и внимательно посматривайте по сторонам, не завалялся ли где-нибудь поблизости старый добрый РПГ-7.

Венчают весь этот парад военной техники «боссы» — летающий «Охотник-Убийца» (HK) и гигантский «Харвестер» (робот для ловли людей, который мы видели в последнем фильме). Если с «Ловцом» все нормально — от него можно только убежать и спрятаться, то в случае с HK чувство меры явно изменило разработчикам. Иначе как объяснить то, что мы целых десять минут (!) безнаказанно расстреливаем незадачливого «Охотника», удирая от него на автомобиле, а он в ответ даже не пытается огрызаться?!! Какой-то ненастоящий «босс» получился, «тряпочный убивец», как говорилось в одном фильме. Может, надо подольше от него убегать: минут двадцать? Не знаю, не знаю, но какая-то очень простая вышла битва с HK, не так должно было бы быть.

«А вместо сердца — пламенный мотор!..»

Увы, не такой уж и пламенный. Поскольку одновременно с Terminator: Salvation «грины» подрядились делать игру по еще одному блокбастеру — «Особо опасен», то времени на доводку 3D-движка под специфические требования «Терминатора» уже не оставалось. В итоге было принято соломоново решение: делать обе игры на одном «моторчике». Поэтому если вы уже играли в недавно вышедший Most Wanted: Weapons of Fate, то вам будет просто — точно такая же графика и физика ждут вас в Terminator: Salvation. Сравнение, прямо скажем, не самое лестное, до Crysis или FarCry2 тут как до Камчатки на оленях — скачи, не доскачешь! Однако, как я уже упоминал, игра выглядит вполне прилично — дизайнеры и художники постарались, и в целом она не уступает по красоте последним Call of Duty. Так что даже если вы законченный «визуал», смело берите Terminator: Salvation, скорее всего ваши эстетические чувства не будут оскорблены. Только не забудьте выставить все возможные настройки графики на максимум. Тем более что весьма и весьма демократические по нынешним временам системные требования этому сильно способствуют. 

«Я вернулся!»

Казалось бы, все в этой игре «с чужого плеча»: графика от Most Wanted, геймплей от Call of Duty, вид от третьего лица и управление главным героем от Gears of War. Список можно продолжать до бесконечности. В конце концов, мы вроде бы должны прийти к неутешительному выводу: игра насквозь вторична, в ней нет изюминки. Но так ли это?

Ответ прост: нет! Собственно изюминкой проекта как раз и является то, что почти все стандартные приемы и «фишки» современных «шутеров» впервые реализованы на достойном уровне в игре по миру «Терминатора». Действительно, если сравнить Salvation c предыдущим «подходом к снаряду» — откровенно ущербной Т3: War of the machines — прогресс заметен, как говорится, невооруженным глазом. Я почти верю в то, что если «гринам» поручат делать игру к выходу следующего фильма и дадут для этого чуть больше времени, денег и свободы, в результате у них выйдет вещь экстра-класса.

А пока… пока Terminator: Salvation получает твердую четверку. Ну что же делать, не каждый раз у разработчиков получаются игры класса «А»! Зато лишь здесь вам дадут возможность порулить гигантским роботанком, расскажут о том, как Коннор встретился со своим подрывником Барнсом и как будущий лидер Сопротивления вновь обрел веру в жизнь. В общем, вышло то, что и должно было выйти: качественное интерактивное приложение к фильму. А что еще можно требовать от игры по кинолицензии?


Терминатор: Да придет спаситель

Системные требования: Pentium Core 2 Duo-2000 или аналогичный Athlon 64 X2, 3D-видеоадаптер с памятью 256 Мбайт, совместимый с DirectX 9.0с, поддерживающий шейдеры версии 3.0 (nVidia GeForce™ 8600 GT или ATI Radeon HD2600XT), 1-Гбайт ОЗУ, звуковое устройство, совместимое с DirectX 9.0с, 8 Гбайт свободного дискового пространства, мышь. Программа работает в среде Windows XP SP2/Vista SP1.
Разработка: GRIN Studio
Локализация и издание: «Новый Диск»