Об этом позаботились создатели поисковых систем, реализовавшие возможность поиска в новостях, т. е. по наиболее распространенным новостным ресурсам. Например, «Яндекс», Google и «Рамблер» предлагают специальные новостные сервисы, где представлены тематические информационные ленты. Как правило, они формируются автоматически, из информации, предоставляемой новостными интернет-агентствами. И разумеется, пользователи могут осуществлять поиск интересующих сведений только по содержимому этих новостных лент.

Казалось бы, этого достаточно. Но вот представьте, что вам ежедневно приходится совершать одну и ту же процедуру: зайти на новостной сервис, вбить в поисковую систему сложный запрос, через полчаса обновить страницу в ожидании свежей порции информации. И так каждый день.Оказывается, можно не утруждать себя такими рутинными операциями и значительно сэкономить время: современные новостные сервисы позволяют пользователю создавать собственные ленты новостей, сохранять их в виде гаджетов или добавлять на веб-страницы. Отметим сразу: из трех популярных поисковиков, предлагающих сервис новостей, функции персонализации реализованы лишь в «Яндексе» и Google. Портал «Рамблер» этого пока не позволяет.

Разумеется, подходы к формированию собственных новостных лент у Google и «Яндекса» разные. Посмотрим, насколько удобными окажутся эти сервисы.

Предположим, нам нужно сформировать ленту новостей на такую тему: отключение электроэнергии на территории России. Следует сразу же оговориться, что ограничение поиска только по российским сайтам здесь не поможет, ведь крупные новостные агентства наверняка освещают подобные кризисные ситуации и в других государствах. Следовательно, это нам также придется учитывать в запросе.

«Google Новости»

Поисковая система новостей Google сама предложит сохранить результаты запроса в виде пользовательского раздела на главной странице сервиса или в виде гаджета, который можно разместить в интерфейсе iGoogle, либо же подписаться на рассылку новостей по этому запросу с помощью сервиса Google Reader. В конце страницы с поисковой выдачей имеются соответствующие ссылки. Кроме того, возможность создания своего раздела доступна непосредственно и на главной странице сервиса «Google Новости» — в правом верхнем углу приведена соответствующая ссылка.

Однако с формулировкой самого запроса могут возникнуть сложности. Google, в отличие от «Яндекса», не предоставляет возможности в открытую пользоваться языком запросов, хотя он, разумеется, существует. При выдаче поисковых результатов отображается и сам запрос, правда, уже в формализованном виде. Но напрямую воспользоваться неглубоко запрятанными элементами этого языка не получится. Не раскрывая синтаксиса таких запросов, создатели поисковой машины предполагали облегчить жизнь пользователям, однако если им это и удалось, то только для тех, чьи запросы ограничены максимум тремя ключевыми словами.

С подборки ключевых слов и начнем решать нашу задачу. Ключевая фраза для первичного поиска — «отключения электроэнергии». Если мы ограничим себя только этими словами, то в выдаче по запросу будет много мусора, и прежде всего сообщений об отключениях за рубежом, что нам в данном случае не интересно. Поэтому придется прибегнуть к расширенному поиску.

Находясь на главной странице сервиса «Google Новости», щелкаем на ссылке «Расширенный поиск».

Перед нами четыре поля для внесения ключевых слов. Начнем экспериментировать с ними. В первое поле — «Со всеми словами» занесем наши первые слова — «отключения» и «электроэнергия». Поисковая машина интерпретирует их стандартным образом, т. е. как два отдельных слова.

Следующее поле — «С точной фразой». Игры с точными фразами могут увести нас от желаемого результата — получить максимум информации по теме, а потому лучше не забивать в это поле много слов. Возможно, нам еще придется вернуться к нему.

Поле «С любым из слов» формально также способно лишь усложнить поиск. Готовую фразу мы в него вставить не можем, поскольку в этом поле игнорируются кавычки — часть стандартного поискового синтаксиса Google. А значит, фразы «сбой электроснабжения» и «без электричества» будут рассматриваться как четыре отдельных слова. Интерпретатор поисковой машины самостоятельно разделит их оператором OR, и в выдаче мы увидим еще больше поискового мусора, все дальше уводящего нас от желаемого результата. Добавим в это поле слова «отключение», «электроэнергия», «электроснабжение», «линия», «электропередачи», «обесточены».

В этом случае поисковая машина Google сформирует запрос со следующим синтаксисом:

отключение | электроэнергия | электроснабжение | линия | электропередачи | обесточены

Вот теперь мы вернемся к полю «С точной фразой» и вставим в него следующий запрос: «без электроэнергии». Скорее всего это несколько улучшит общую формулировку. Возможно, часть новостей выпадет из выдачи, зато те, что точно соответствуют теме, там останутся.

Теперь перед нами стоит задача так ограничить запрос, чтобы в него не включались ссылки на материалы о событиях вне России. Полностью их вряд ли удастся избежать, но тем не менее вставим в поле «Без слов» названия бывших союзных республик, новости об отключении электроэнергии, которые имеют все шансы оказаться в сообщениях отечественных СМИ. Запрос приобретает вид:

обесточены электроэнергия без электроэнергии отключение | электроэнергия | электроснабжение | линия | электропередачи | обесточены -Украина -Киргизия -Кыргызстан -Казахстан -Грузия -Армения -Молдова -Молдавия.

На всякий случай предусмотрим требование еще и просматривать только российские СМИ для поиска новостей.

Теперь пора нажимать кнопку «Поиск» и просматривать найденные новости. Как уже говорилось выше, результаты можно разместить на своей странице iGoogle. Правда, есть одна загвоздка — система не создаст соответствующий гаджет, если запрос будет, по ее мнению, слишком длинным. Таковым оказался и наш запрос. Опытным путем удалось выяснить, что подходят запросы длиной не более 150 символов или содержащие не более 11 терминов.

«Яндекс.Новости»

Что отличает «Яндекс» от конкурентов, так это простой и открытый язык поисковых запросов. Освоить его может и неопытный пользователь. В принципе для построения точного запроса достаточно знать, что оператор ИЛИ обозначается значком «|». Чтобы исключить термин, нужно использовать минус или тильду, а точную фразу следует заключать в кавычки.

Однако стоит заметить, что опция расширенного поиска не предлагает нам полей для указания обязательных и ненужных терминов в запросе (так, как это было в Google), и потому придется сразу самостоятельно формировать поисковую конструкцию. Функцией расширенного поиска по новостям можно воспользоваться только для уточнения рубрик, языка найденных документов и времени публикации новости.

Итак, переходим к нашему запросу. Обязательными терминами будут следующие: обесточены, электроэнергия, отключение и фраза «без электроэнергии».

Запишем их в поисковой строке следующим образом:

+обесточены +электроэнергия +отключение +«без электроэнергии»

Как и в прошлый раз, ограничим поиск новостями, пришедшими только с территории России, — исключим из выдачи возможные новости из бывших союзных республик. Для этого перечислим их в строке, поставив перед каждым знак минуса.

Итак, запрос готов. Нажимаем кнопку «Поиск» и… увы и ах! Самая свежая новость по теме, найденная в выдаче, оказалась месячной давности! А ведь Google по такому же запросу обновлял сформированную ленту чуть ли не каждые 10 мин!

Составленную таким образом подборку новостей можно разместить на персональном сервисе «Яндекс. Лента», в виде RSS-потока на своем сайте или получать обновления по электронной почте.