Leadtek WinFast GTS 250
Так уж получилось, что продукт компании Leadtek оказался единственным в нашем тестировании видеоадаптером на новом ГП nVidia GeForce GTS 250. Однако, когда этот продукт мирового лидера в области производства графических процессоров называют новым, стоит вспомнить, что нередко новое является хорошо забытым старым. Так, основа nVidia GeForce GTS 250 — очередная инкарнация G92, примененной ранее в GeForce 8800 GTS 512 и GeForce 9800 GTX. В отличие от своего предшественника она изготовляется по современному 55-нм техпроцессу и призвана занять нишу бюджетных игровых графических плат nVidia 200-й серии, хотя фактически представляет собой процессор старой архитектуры. Микросхема G92 содержит всего 754 млн. транзисторов, а GT200, являющаяся основой для старших графических плат 200-й серии, — 1,4 млрд. Разумеется, это ощутимо влияет на себестоимость процессора, что, вероятнее всего, и послужило поводом для выпуска GTS 250.
Рабочая частота растрового домена ГП составляет 738 МГц, а шейдерного блока — 1836 МГц. Память типа GDDR3 трудится с частотой 1100 МГц, шина памяти имеет разрядность 256 бит. Пропускная способность видеопамяти — 70,4 Гбит/с. ГП аппаратно поддерживает DirectX 10.0, шейдеры версии 4.0, а также такие проприетарные технологии nVidia, как PhysX и CUDA. Есть возможность создания SLI-массива из двух или трех видеокарт GTS 250. Также доступно использование технологии nVidia 3D Vision. Эталонный образец графической платы компании nVidia имеет 1 Гбайт памяти, но в этом Leadtek решила отойти от стандарта — протестированная нами видеокарта снабжена лишь 512 Мбайт памяти. В модельном ряду, предлагаемом Leadtek, присутствует также плата с 1-Гбайт видеоОЗУ, но она стоит на 30 долл. дороже.
Внешне разводка платы идентична эталонному дизайну, однако, по утверждению производителя, комплектующие отличаются в лучшую сторону от таковых в образцовой карточке nVidia. В подсистеме питания применены дроссели с сердечником из некоего магнитно-мягкого сплава вместо дросселей на ферритовом сердечнике. Это повышает надежность платы и позволяет ей работать при более высокой температуре, что в итоге снижает шумность работы системы охлаждения, у которой площадь контакта радиатора с теплорассеивающей крышкой процессора больше, чем у образца nVidia.
Комплектация продукта компании Leadtek вполне стандартная: диск с драйверами, переходники DVI — D-Sub, S-Video — RGB и переходник питания, способный заинтересовать лишь обладателей устаревших БП, поскольку на плате распаяно всего одно 6-контактное гнездо питания.
Данной карточки уже достаточно для игры в любые из современных игр, пусть иногда и придется пожертвовать детализацией и спецэффектами. При этом она самая дешевая в обзоре, поэтому получила награду «Лучшая покупка». Фактически это награда даже не конкретно Leadtek, а nVidia.
Sapphire HD 4890 1GB GDDR5 PCI-E
Прежде чем приступить к изучению графической платы Sapphire HD 4890 1GB GDDR5 PCI-E, стоит рассказать о возможностях нового графического процессора AMD RV790, известного под торговым именем Radeon HD 4890. Напомним, что до этого самым быстрым графическим процессором AMD был RV770, ставший основой графического адаптера AMD Radeon HD 4870 и его двухъядерной версии — AMD Radeon HD 4870 X2. Так же как и RV770, микросхема RV790 имеет 800 унифицированных процессоров и 256-разрядную шину памяти. Частота работы графического ядра составляет 850 МГц, а частота видеопамяти — 975 МГц. Объем видеопамяти равен 1 Гбайт.
Протестированная нами графическая плата компании Sapphire полностью соответствует эталонному дизайну, предложенному AMD. Наряду с Sapphire HD Radeon 4890 1GB GDDR5 PCI-E, выпускается также разогнанная версия Sapphire HD 4890 1GB GDDR5 PCI-E OC. Версия ОС отличается от стандартной лишь слегка повышенными частотами ядра (900 вместо 850 МГц) и памяти (1000, а не штатные 975 МГц).
Система охлаждения видеокарты очень похожа на стандартный ATI'шный охладитель, устанавливаемый на эталонные платы. В комплект поставки наряду с богатым набором переходников, диском с драйверами, гибким мостом для объединения плат в массив Crossfire и инструкцией входят диски с лицензионным ПО CyberLink Power DVD, CyberLink DVD Suite и тестовой программой FutureMark 3DMark Vantage. Насладиться просмотром видео высокой четкости поможет технология UVD (Unified Video Decoder), обеспечивающая аппаратное ускорение декодирования видео графическим процессором.
Кстати, данная видеокарта в мае была самым недорогим решением на базе AMD Radeon HD 4890 из всех представленных на российском рынке.
XFX Radeon HD 4890
Помимо обсуждения вышеупомянутых прелестей процессора AMD Radeon HD 4890 стоит рассказать и об аппаратной поддержке DirectX 10.1, чего до сих пор нет ни в одном из ГП компании nVidia. Справедливости ради надо отметить, что и игры на DirectX 10.1 пока легко пересчитать по пальцам, но это может стать весомым аргументом при выборе видеокарты, поскольку значительная часть пользователей старается модернизировать «железо» как можно реже — в первую очередь из соображений экономии. Кроме того, Radeon HD 4890 поддерживает улучшенное экранное сглаживание вплоть до 24х — Custom-Filter Anti-Aliasing (CFAA) — и до 8х в режиме Multisample anti-aliasing, а также анизотропную фильтрацию до 16х. Обеспечивается аппаратная поддержка OpenGL 3.0. Расширение возможностей видеоподсистемы возможно благодаря технологии ATI Crossfire, позволяющей объединять в массив до четырех графических плат.
Графическая плата от XFX, так же как и продукт фирмы Sapphire, внешне очень напоминает эталонную карту AMD. Частоты также соответствуют номиналу.
Видеокарта поставляется в красивой коробке, ее комплектация весьма достойная — в числе прочего есть даже переходник S-Video — RCA. Однако наиболее приятным сюрпризом для геймера станет игра Tom Clancy’s HAWX.
Gainward GTX 275 896MB
Многие представители новостных СМИ склонны полагать, что компания nVidia представила на рынок GeForce GTX 275 в ответ на выпуск AMD нового одночипового видеоадаптера Radeon HD 4890. Так это или нет, не столь важно с точки зрения потребителя. Но поскольку эти два решения позиционируются в одной ценовой категории, то выбор между ними — задача столь же непростая, сколь и актуальная. Развеять сомнения на сей счет мы постараемся в ходе нашего испытания.
Видеоплата nVidia GeForce GTX 275 основана на графическом процессоре GT200b. Вышедшая ранее nVidia GeForce GTX 295 имеет в своем составе два таких процессора. Согласно эталонному дизайну, частота работы растрового блока процессора составляет 633 МГц, а шейдерный блок тактируется на 1404 МГц. Частота работы памяти — 1134 МГц, разрядность шины — 448 бит. Поскольку применена память типа GDDR3, эффективная частота работы составляет 2268 МГц. У видеокарты AMD Radeon HD 4890 память типа GDDR5 имеет эффективную частоту 3900 МГц. За счет того, что ширина шины у Radeon HD 4890 — 256 бит, пропускная способность памяти отличается не сильно: 124,8 Гбит/с у AMD Radeon HD 4890 против 127 Гбит/с у nVidia GeForce GTX 275. Объем ОЗУ GeForce GTX 275 — 896 Мбайт, в то время как Radeon HD 4890 снабжена 1024 Мбайт видеопамяти.
Частоты видеокарты Gainward GTX 275 896 MB полностью соответствуют эталонному дизайну. Однако внешне этот графический адаптер разительно отличается от образцовой графической платы компании nVidia. Первое, что бросается в глаза, — система охлаждения. Вместо привычного вентилятора перпендикулярно потоку установлены массивный радиатор с тепловыми трубками и два простых вентилятора, обдувающих его. Недостаток такой системы охлаждения очевиден: горячий воздух от видеоплаты остается в корпусе и рассеивается внутри него. Уместно вспомнить, что заявленное тепловыделение GTX 275 — 219 Вт, что совсем не мало. Для сравнения: тепловыделение AMD Radeon HD 4890 —190 Вт, а nVidia GeForce GTS 250 — 150 Вт. Возможно, применение такой системы охлаждения вкупе с хорошо вентилируемым корпусом даст прирост в эффективности и/или снизит уровень шума. Проверить эту гипотезу в рамках данного тестирования нам не удалось. Однако мы рекомендовали бы воздержаться от покупки подобной видеокарты, если количество вентиляторов в корпусе вашего ПК меньше трех без учета того, что находится в блоке питания.
Комплектация платы довольно стандартная. Отдельно стоит рассказать об управляющей программе Gainward Expertool, входящей в комплект поставки видеокарты. Это ПО позволяет в режиме реального времени регулировать частоту работы графического процессора и памяти видеокарты (осуществлять разгон). Есть возможность сохранения профилей производительности и даже настройки динамической авторегулировки частот графического процессора и видеопамяти. Помимо того, в программе имеется несколько полезных функций, например регулировка цветового баланса.
Palit GeForce GTX 275
Видеокарта Palit внешне очень напоминает описанное выше изделие компании Gainward. Кто является автором данного дизайна, к сожалению, остается загадкой, однако факт наличия общих генеалогических корней у этих двух видеоадаптеров прослеживается весьма отчетливо. Функционально плата ничуть не отличается от эталонной. На задней панели, как и положено, присутствуют два разъема Dual-Link-DVI и один разъем S-Video. Предусмотрено подключение HD-телевизора через HDMI: в комплекте имеются специальный переходник и маленький кабель для подсоединения видеокарты к звуковой плате компьютера и последующего вывода звука через HDMI. Здесь стоит вспомнить, что технология nVidia PureVideo HD, поддерживаемая GeForce GTX 275, обеспечивает аппаратное ускорение декодирования видео высокой четкости MPEG-2, VC-1 и H.264.
MSI N275GTX Twin Frozr OC
Графическая плата компании MSI имеет дизайн, аналогичный тому, что у продуктов, представленных Palit и Gainward. Однако система охлаждения этой видеокарты более совершенна. В данном случае используются пять тепловых трубок и медные теплорассеивающие пластины вместо алюминиевых. Конструкцию закрывает пластина из матового металла, что придает плате весьма интересный внешний вид. Впрочем, для компьютерных комплектующих внешний вид — не главное. Несложно догадаться, что буквы ОС (Overclock) в названии модели графической платы указывают на то, что ее частоты превышают эталонные. В данном случае частота растрового блока графического процессора поднята с номинальных 633 до 666 МГц, частота работы шейдерного блока — с 1404 до 1476 МГц, а частота памяти — с 1134 до 1161 МГц. Такой разгон можно назвать довольно скромным, однако наличие неплохой системы охлаждения дает основание надеяться, что пользователь сумеет без особого труда самостоятельно поднять частоты еще выше.
Zotac GeForce GTX 275 AMP!
Видеокарта Zotac — единственный в данном тестировании продукт на базе GeForce GTX 275, внешне соответствующий эталонному дизайну nVidia. Он снабжен традиционной системой охлаждения, выдувающей за пределы корпуса все тепло, вырабатываемое графическим процессором. Однако частоты «задраны» выше номинала, причем еще сильнее, чем у карты MSI. Так, растровые блоки ГП тактируются на 702 МГц, шейдерные — на 1512 МГц, а частота памяти равняется 1260 МГц.
Чтобы пользователь сам мог проводить дальнейшие эксперименты с разгоном, производитель включил в комплект поставки видеоплаты программное обеспечение Zotac Firestorm, предназначенное для регулировки частот процессора и памяти графического адаптера, а также для мониторинга температуры ГП и регулировки скорости вращения вентилятора. Функционально программа предельно простая, зато удобная и интуитивно понятная. В комплекте с видеокартой Zotac GeForce GTX 275 AMP! поставляется игра Racedriver: GRID компании Codemasters, а также ПО FutureMark 3DMark Vantage с лицензией Advanced Edition.
Результаты тестирования
Пришло время разобраться с результатами проведенных испытаний и сделать из них разумные выводы. «Старичок» 9800GTX в свежем обличье и с новым именем nVidia GeForce GTS 250 показал свою готовность справляться с современными играми, и потому пока рано отправлять его на заслуженный отдых.
Если учесть невысокую цену графических плат на данном ГП и их функциональную идентичность со старшими видеоадаптерами 200-й серии, то модель GeForce GTS 250 представляется весьма разумной покупкой для не слишком взыскательного игромана.
В схватке между nVidia GeForce GTX 275 и AMD Radeon HD 4890 ситуация неоднозначная. Формально по результатам тестов GTX 275 имеет преимущество перед 4890, пусть и минимальное. Технологически Radeon HD 4890 может похвастаться поддержкой DirectX 10.1, а в пользу видеоплат nVidia свидетельствуют технологии CUDA и PhysX. А поскольку цена этих графических адаптеров почти одинакова, то сложно однозначно указать, какой из них лучше. На практике выбор будет зависеть от предпочтений пользователя.
Методика тестирования
Для проведения тестирования графических плат мы собрали систему на основе самых производительных комплектующих, способную в полной мере раскрыть потенциал современных видеокарт. Процессор — четырехъядерный Intel Core i7 Extreme 965 (тактовая частота 3,2 ГГц), системная плата — Intel Smackover DX58SO, оперативная память — Apacer (набор из трех модулей типа DDR3 по 1024 Мбайт, частота — 1333 МГц, тайминги 9-9-9-24), жесткий диск — Western Digital VelociRaptor WD3000GLFS емкостью 300 Гбайт (скорость вращения пластин — 10 000 об/мин, объем буфера — 16 Мбайт, интерфейс — SATA-2, формфактор — 2,5-дюймовый в 3,5-дюймовом корпусе), блок питания — Tagan BZ 1100W.
На тестовый стенд была установлена 64-разрядная операционная система Microsoft Windows Vista Ultimate SP1. Также были применены самые свежие на момент проведения тестирования версии драйверов ATI — Catalyst 9.4 и nVidia — 182.50.
Производительность графических плат оценивалась по результатам синтетического теста FutureMark 3DMark Vantage. Прогон 3DMark осуществлялся в режиме Performance при разрешении экрана 1280×1024 точки. Помимо того, измерялась производительность системы в нескольких современных играх: Left 4 Dead (3D-шутер на движке Valve Source, используется так называемая DirectX 9.8), World in Conflict: Soviet Assault (трехмерная Realtime-стратегия), а также Call of Juarez. (В этом случае применялась не сама игра, а тест на базе движка игры, созданный ее разработчиками, который демонстрирует возможности DirectX 10.0 во всей красе. Он представляет собой деморолик с обширной сценой, гарантированно занимающей всю память видеоадаптера.) Игры Call of Juarez и Left 4 Dead прогонялись в фиксированном разрешении в двух режимах: в первом анизотропная фильтрация и сглаживание были отключены, во втором, напротив, был применен самый качественный из возможных режимов AA/AF. Все остальные настройки качества были выставлены на максимум. В случае с Call of Juarez наряду со сглаживанием и анизотропной фильтрацией отключалась динамическая обработка теней. Встроенный тест производительности игры World in Conflict мы прогнали не при одном, а сразу при четырех разрешениях: 1280×1024, 1680×1050, 1920×1080 и 2048×1536 точек.
nVidia GeForce 3D Vision
Относительно новая технология nVidia GeForce 3D Vision (впервые анонсирована осенью 2008 г.) позволяет сделать изображение в трехмерных играх объемным благодаря применению специальных очков и монитора с высокой частотой развертки. Сама по себе идея создания подобных стереоочков не нова — она была несколько заброшена в течение последних лет из-за того, что современные ЖК-мониторы не обладали достаточно высокой частотой развертки для формирования трехмерного изображения. Принцип действия GeForce 3D Vision заключается в использовании ЖК-монитора Samsung SyncMaster 2233RZ с частотой развертки 120 Гц.
Драйвер видеоплаты последовательно отображает картинку для левого и правого глаза, а очки поочередно закрывают то один, то другой глаз. Масса очков GeForce 3D Vision — 48 г. Связь с компьютером осуществляется по ИК-интерфейсу. Помимо игр стереоочки можно использовать для просмотра объемного видео. Несколько таких стереофильмов доступны для скачивания на сайте nVidia.
Технические характеристики видеоадаптеров
Результаты теста World in Conflict: Soviet Assault, кадр./с
Результаты тестов Call of Juarez и Left 4 Dead, кадров/с